Розничный товарооборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проведение анализа розничного товарооборота предприятия и поиск путей товарооборота его увеличения.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач, определивших структуру и содержание исследования:
Изучить различные источники, научные труды, монографии, научно-популярные издания, научные периодические издания.
Рассмотреть подходы к понятию товарооборота, основные составляющие.
Провести анализ изученных материалов, обобщить и выявить различные подходы к проблеме анализа розничного товарооборота.

Оглавление

Введение

1. Товарооборот как экономическая категория

1.1. Сущность и состав розничного товарооборота

1.2. Классификация розничного товарооборота предприятия и характеристика его основных видов

1.3. Основные факторы, влияющие на объем структуру розничного товарооборота

2. АНАЛИЗ розничного товарооборота предприятия

2.1. Характеристика основных технико-экономических показателей предприятия ООО "Сигма"

2.2. Анализ розничного товарооборота магазина ООО "Сигма"

2.3. Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ООО "Сигма"

3. Мероприятия, направленные на увеличение розничного товарооборота предприятия ООО «Сигма»

3.1. Мероприятия по совершенствованию оборота розничной торговли ООО "Сигма"

3.2. Расчет эффективности, предлагаемых мероприятий

Заключение

Список литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

РТО.docx

— 56.96 Кб (Скачать)

Курсовая работа

 

На тему

 

Розничный товарооборот

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Товарооборот как экономическая  категория

 

1.1. Сущность и состав  розничного товарооборота

 

1.2. Классификация розничного  товарооборота предприятия и  характеристика его основных  видов

 

1.3. Основные факторы, влияющие  на объем структуру розничного  товарооборота

 

2. АНАЛИЗ розничного товарооборота  предприятия

 

2.1. Характеристика основных  технико-экономических показателей  предприятия ООО "Сигма"

 

2.2. Анализ розничного товарооборота  магазина ООО "Сигма"

 

2.3. Анализ влияния факторов  на розничный товарооборот ООО  "Сигма"

 

3. Мероприятия, направленные  на увеличение розничного товарооборота  предприятия ООО «Сигма» 

 

3.1. Мероприятия по совершенствованию  оборота розничной торговли ООО "Сигма"

 

3.2. Расчет эффективности,  предлагаемых мероприятий

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 

Введение

 

Розничный товарооборот выступает  как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так  как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия, он характеризует эффективность использования  ресурсов предприятия и общей  суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку розничный товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной  деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом  затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так  как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение  результата и затрат. Все это свидетельствует  об актуальности темы курсовой работы.

 

Цель курсовой работы - проведение анализа розничного товарооборота  предприятия и поиск путей  товарооборота его увеличения.

 

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения  следующих задач, определивших структуру  и содержание исследования:

 

Изучить различные источники, научные труды, монографии, научно-популярные издания, научные периодические  издания.

 

Рассмотреть подходы к  понятию товарооборота, основные составляющие.

 

Провести анализ изученных  материалов, обобщить и выявить различные  подходы к проблеме анализа розничного товарооборота.

 

Проработать бухгалтерские, статистические отчеты о деятельности предприятия, его товарооборота  и провести анализ и выявить возможности  его улучшения.

 

Определить пути совершенствования  товарооборота и хозяйственной  деятельности конкретного магазина.

 

Объект работы - исследование розничного товарооборота.

 

Предмет работы - общество с  ограниченной ответственностью "Сигма".

 

Методы, которые использованы в работе:

 

теоретический анализ и обобщение  научной литературы;

 

анализ абсолютных и относительных  и средних показателей,

 

методы сравнения и  группировка данных,

 

методы факторного анализа.

 

Исследование проводилось  за период 2007-2008 г.г.

 

Работа выполнена на материалах ООО "Сигма".

 

В качестве информационной базы для написания работы использовались данные оперативного, текущего бухгалтерского учета, первичные и сводные документы, данные о реализации товаров предоставленные  бухгалтерией предприятия.

 

В состав ООО "Сигма" входит 4 магазина. Учет и анализ основных экономических  показателей будет проведен в  целом по торговой организации, анализ товарооборота по магазину, расположенному в Советском районе города Омска  по адресу ул. Нефтезаводская, 8.

 

1. Товарооборот как экономическая  категория

 

 

1.1 Сущность и состав  розничного товарооборота

 

 

Главная цель торговли потребительскими товарами - удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется  общим объемом реализации товаров  населению. При реализации товаров  потребителю произведенный продукт  находит свое выражение в общественном признании. Товарооборот характеризует  объем потребления материальных благ, выражен экономическими отношениями, возникающими в процессе движения товаров  из сферы производства и обращения  в сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется  в экономических отношениях, связанных  с обменом товаров и услуг  на рынке в процессе купли-продажи.

 

Товарооборот характеризует  процессы, развивающиеся в сфере  товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические  отношения между производителями  и потребителями.

 

Товарооборот позволяет  определить условия, при которых  развивается соотношение между  спросом и предложением на рынке. Это позволяет установить, как  реализуются на конкретном рынке  отношения между производителями  и потребителями товаров, какие  условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения  в последующий период и на перспективу [22, c. 79].

 

Товарооборот является макроэкономическим показателем. Государство ведет  сбор и обработку данных о товарообороте  на разных уровнях управления с целью  выявления общих закономерностей  и тенденций, выявления места  отдельных субрынков, анализирует  межрегиональный обмен и социальные и региональные различия душевого уровня товарооборота [8, c. 124].

 

Товарооборот торгового  предприятия осуществляется в различных  видах и формах (рис. 1). Прежде всего, он отражает два уровня продажи товаров: розничный и оптовый товарооборот.

 

Розничный  

Оптовый 

 

 

 

По организационным формам продажи 

По составу конечных потребителей 

По срокам расчета за реализованные  товары 

По формам денежных расчетов 

По составу конечных потребителей 

По формам товародвижения 

По формам денежных расчетов 

 

Продажа товаров

 

в розничной торговой сети

 

Продажа

 

товаров

 

помимо

 

розничной

 

торговой

 

сети 

Продажа

 

товаров

 

непосредственно населению

 

Продажа

 

товаров

 

из розничной

 

торговой

 

сети предприятиям

 

для личного

 

потребления 

Продажа

 

товаров

 

с немедленной их

 

оплатой

 

Продажа

 

товаров

 

населению

 

в кредит 

Продажа

 

товаров за

 

наличный

 

расчет

 

Продажа

 

товаров

 

по безналичному

 

расчету 

Продажа

 

оптовым

 

предприятиям

 

Продажа

 

товаров

 

розничной сети

 

Продажа

 

товаров

 

промышленным

 

предприятиям 

Складской

 

Транзитный 

За наличный

 

расчет

 

По безналичному

 

расчету 

 

 

 

Рис. 1. Виды товарооборота  торговых предприятий [25, c. 81]

 

Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров  от производства до потребителя. Розничная  торговля завершает процесс обращения  товаров: товар из сферы обращения  переходит в сферу потребления. Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем  продаж [24, с. 44].

 

Розничный товарооборот характеризует  объем продажи товаров населению  для личного, семейного, домашнего  использования; он означает завершение процесса обращения товаров на потребительском  рынке и переход товаров в  личное или коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных  ценах, т.е. в ценах фактической  реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены.

 

Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в  обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи  и в экономических отношениях, связанных с этим обменом [22, c. 81].

 

1.2 Классификация розничного  товарооборота предприятия и  характеристика его основных  видов

 

 

Оборот розничной торговли при анализе можно классифицировать следующим образом (рис. 2).

 

Рис. 2. Классификация оборота  розничной торговли [25, c. 283]

 

Оборот розничной торговли представляет стоимость проданных  населению потребительских товаров  за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным  чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается  как продажа за наличный расчет) [25, c.281].

 

В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных  населению за наличный расчет, также  включает стоимость:

 

а) проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки  отделению связи);

 

б) товаров, проданных в  кредит (по моменту отпуска товаров  покупателю), в объеме полной стоимости  товара;

 

в) товаров, проданных в  порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), в размере полной стоимости по моменту продажи  товаров;

 

г) проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры  и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

 

д) товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т. п.), в полном объеме;

 

е) проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки  счета без учета стоимости  доставки);

 

ж) упаковки, имеющей продажную  цену, не входящую в цену товара;

 

з) проданной порожней тары.

 

В оборот розничной торговли включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимость стеклопосуды, принятой от населения в обмен  на товар.

 

Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения  неторговых организаций в счет задолженности  по заработной плате, пенсиям с последующей  оплатой организациям торговли организациями (юридическими лицами), органами социального  обеспечения и другими, включается в розничный товарооборот.

 

Не включается в оборот розничной торговли стоимость:

 

проданных товаров, не выдержавших  гарантийных сроков службы;

 

проданных билетов, талонов  на все виды транспорта, лотерейных билетов.

 

Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим  и физическим (без образования  юридического лица) лицам (в том числе  и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.), с оплатой по безналичному расчету, в оборот розничной торговли не включается.

 

Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах - фактических  продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость  и налог с продаж.

 

Обязательным признаком  операции, относимой к розничной  торговле, является наличие кассового  чека (документов строгой отчетности, приравниваемым к чекам).

 

Основными задачами оборота  розничной торговли являются:

 

проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворения спроса покупателей  на отдельные товары;

 

выявление тенденции и  закономерностей его развития в  динамике и изменений, происходящих в них;

 

определение факторов, влияющих на его изменение (количественное измерение  и обобщение влияния факторов на выполнение прогнозных показателей  и динамику розничного товарооборота);

 

оценка внедрения прогрессивных  методов торговли и их эффективности;

 

выявление резервов, путей  и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;

 

разработка мер по устранению недостатков и повышению эффективности  хозяйственно-финансовой деятельности.

 

В процессе розничной реализации товары полностью переходят из сферы  обращения в сферу потребления. В качестве продавцов выступают, как правило, организации розничной торговли: магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправочные станции, развозная и разносная торговая сеть. Однако место, где совершается купля-продажа товаров, не является важным моментом в экономической характеристике розничного товарооборота. Продажа потребительских товаров для личного потребления может производиться также на продовольственных и непродовольственных рынках, со складов предприятий-изготовителей и оптовых предприятий, на аукционах, в мастерских, аптеках, киосках, на борту самолета, в пассажирских поездах и т.п. Кроме перечисленных это могут быть организации других отраслей, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства населению через свою торговую сеть или с оплатой через свою кассу.

 

Признак, характеризующий  статус продавца, - не главный или  единственный при отнесении реализации к розничному товарообороту. Главными являются цели приобретения товаров - для личного или производственного  потребления. Поэтому в последнее  время в состав розничного товарооборота  включается также продажа товаров  организациям, через которые осуществляется совместное потребление товаров. К  этим организациям относятся: санатории  и дома отдыха, больницы, детские  сады и ясли, дома для престарелых [8, c. 129].

 

По своей сущности розничный  товарооборот - показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных  актов купли-продажи, продаж отдельных  товаров, товарооборота всех фирм или  всех регионов. Товарооборот является валовым показателем реализации стоимости товаров, он зависит от общего количества проданных товаров  и цены единицы товаров. Общий  объем розничного товарооборота  равен произведению реализованного количества товаров каждого наименования на цену за единицу товара.

Информация о работе Розничный товарооборот