Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель курсовой работы - проведение анализа розничного товарооборота предприятия и поиск путей товарооборота его увеличения.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач, определивших структуру и содержание исследования:
Изучить различные источники, научные труды, монографии, научно-популярные издания, научные периодические издания.
Рассмотреть подходы к понятию товарооборота, основные составляющие.
Провести анализ изученных материалов, обобщить и выявить различные подходы к проблеме анализа розничного товарооборота.
Введение
1. Товарооборот как экономическая категория
1.1. Сущность и состав розничного товарооборота
1.2. Классификация розничного товарооборота предприятия и характеристика его основных видов
1.3. Основные факторы, влияющие на объем структуру розничного товарооборота
2. АНАЛИЗ розничного товарооборота предприятия
2.1. Характеристика основных технико-экономических показателей предприятия ООО "Сигма"
2.2. Анализ розничного товарооборота магазина ООО "Сигма"
2.3. Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ООО "Сигма"
3. Мероприятия, направленные на увеличение розничного товарооборота предприятия ООО «Сигма»
3.1. Мероприятия по совершенствованию оборота розничной торговли ООО "Сигма"
3.2. Расчет эффективности, предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложения
Подводя итоги анализа
товарооборота и основных показателей,
влияющих на товарооборот, проведенного
во второй главе работы можно отметить,
что наряду с положительными сторонами
в деятельности предприятия наблюдаются
и отрицательные, указывающие на
необходимость поиска путей для
их устранения. В заключительной главе
исследования представим рекомендации
по совершенствованию
3. Мероприятия, направленные
на увеличение розничного
3.1 Мероприятия по
совершенствованию оборота
В результате проведенного анализа определены основные экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия ООО "Сигма". Предприятие ликвидное, работает с прибылью, развивается, расширяет свою деятельность, открывая новые магазины в г. Омске.
Ликвидность предприятия позволяет находить инвесторов для выхода на новые рынки. Наряду с положительными тенденциями в деятельности предприятия просматриваются и недоработки: плановые показатели товарооборота не выполняются, производительность труда за 2008 год снизилась, при том, что заработная плата в среднем возросла.
Все это показывает, что необходимо пересмотреть экономическую работу в ООО "Сигма" и, используя финансовые возможности, проведенный анализ, определить приоритеты в дальнейшей деятельности.
Итак, выделим недостатки в деятельности ООО "Сигма", устранение которых, будет способствовать более рациональному использованию ресурсов торгового предприятия, улучшению его финансового состояния и результатов деятельности.
Несмотря на рост товарооборота в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 156,5 тыс. руб., план товарооборота был не выполнен, наблюдается неритмичность в продажах, что объясняется отсутствием изучения спроса покупателей на товары, приводя к несбалансированности товарооборота и в будущем может отрицательно сказаться на эффективности торговой деятельности. Кроме того, рентабельность предприятия практически остается неизменной (+0,3%), что в условиях монополистической конкуренции, а предприятие ООО "Сигма" работает именно в таких условиях, может в ближайшие 3-5 лет привести к снижению конкурентоспособности и снижению эффективности торговой деятельности.
В связи с этим предприятию необходимо:
проводить изучение спроса покупателей на конкретные виды товаров;
определять товары,
пользующиеся наибольшим спросом по
видам товаров и в
анализировать рынок поставщиков, оценивая их по категориям "цена-качество", торговая марка, "дополнительные услуги", способы оплаты и др. характеристики, влияющие на затраты и спрос продукции;
проводить оперативный анализ выполнения товарооборота и определять причины изменений, с целью их своевременного устранения.
Повышение товарооборачиваемости в 2008 году по сравнению с 2007 годом связано с тем, что товары стали меньше находиться в виде товарных запасов, в результате чего увеличилась скорость превращения их в денежную форму. Повышение товарооборачиваемости положительно сказалось на величине товарооборота магазина. Тем не менее, для его повышения в следующих периодах и выполнения плановых показателей следует:
планировать более рациональную структуру товарооборота;
исключить из ассортимента, неходовые товары, а так же товары, не пользующиеся спросом;
осуществлять организацию рекламных мероприятий - сообщения о новинках, информирование об изменении цены;
стимулировать покупательскую активность, используя для этого скидки, проведение лотерей.
Немаловажное значение в данной ситуации имеет организация торговли и культура обслуживания покупателей: обеспечение удобства пребывания в магазине, рекламно-художественное оформление интерьера, одежда работников торгового зала и их доброжелательное отношение.
Для оценки успеха или неудач многих форм стимулирования сбыта достаточно просты, поскольку они тесно связаны с показателями деятельности или сбыта.
Анализируя данные до и после, легко определить полезность стимулирования.
Например, эффективность торговой выставки можно измерить с помощью подсчета:
числа контактов, которые были осуществлены в ходе проведения выставки;
объема продаж, который был достигнут с помощью этих контактов;
издержек на один контакт; с помощью обратной связи с потребителями через торговый персонал или определения, количества рекламных проспектов розданных на выставке.
Изучая динамику товарооборота предприятия в 2008 году можно отметить большой скачок в марте по сравнению с предыдущими месяцами и в сравнении с мартом 2007 года. Это объясняется тем, что в конце февраля начале марта 2008 года предприятие участвовало в торговой выставке, на участие в которой было выделено, с учётом всех издержек 5 тыс.руб. Проанализировав данные за весь год, было установлено, что именно за этот месяц товарооборот увеличился, по сравнению со средним значением за год больше чем на 33%, следовательно, участие в выставке дало положительный результат, и необходимо чаще участвовать в таких мероприятиях. Поэтому еще одним фактором, влияющим на увеличение розничного и оптового товарооборота будет разработка и проведения рекламной компании, в процессе которой жители города и области, руководители предприятий, нуждающиеся в продукции ООО "Сигма" смогут узнать о предприятии и его продукции.
В результате сравнительного анализа, предложенных мероприятий для повышения розничного товарооборота предлагаем следующие мероприятия:
Разработка и проведение рекламной компании.
Повышение товарооборачиваемости.
3.2 Расчет эффективности, предлагаемых мероприятий
Для проведения рекламной компании следует разместить рекламу в таких газетах, как "Из рук в руки", "Проспект", "Может быть", "Все для Вас", так как эти издания являются более распространяемыми среди населения, как показал статистический опрос продавцов киосков "Роспечати" их тиражи составляют от 55000 до 68000 экземпляров, и они являются самыми распродаваемыми. Также организовать рекламу на телевидении и радио, выбрав для этих целей вечерние программы, которые просматривает большое число телезрителей. Для категории бизнесменов лучше выбрать распространение прямой почтовой рекламы или радио-рекламу, так как в пути на работу, на объекты директора предприятий часто прослушивают радио, где и могут узнать о предприятии и его продукции. Рост числа покупателей вызовет увеличение объема продаж и товарооборота, но также возрастут и издержки. Расходы на рекламу возрастут в три раза и составят 3% от общего объёма прибыли 2008 года, учитывая увеличение объема рекламных объявлений, на 11 тыс.руб. в год.
Для расчета экономического эффекта применения рекламной компании используется формула:
где Э - экономический эффект рекламирования, руб.
Тс - среднедневной товарооборот до рекламного периода, руб. (1 229,4 руб. )
П - прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный периоды, % (108,2 %)
Д - количество дней учета товарооборота в рекламном и послерекламном периодах. (150 дней)
НТ - торговая надбавка на товар, % к цене реализации; (15%)
Ир - расходы на рекламу, руб. (5 тыс.руб.)
Подставив данные, которые получим следующий результат экономического эффекта от проведения выставки:
= руб.
Расчет экономической
эффективности предложенного
Таблица 10
Эффективность увеличения объема рекламных объявлений
Наименование показателя, тыс. руб.
Период
Абсолютное изменение, тыс. руб.
Темп роста, %
базовый
предпола-гаемый
Валовой доход
744,1
1116,1
372,0
150,0
Затраты общие
193,5
301,1
107,6
155,6
в том числе затраты на рекламу
5,5
16,5
11,0
в 3 раза
Прибыль от реализации
550,6
815,0
264,4
148,0
Предполагаемый объем продаж увеличился на 50% (аналогично запланированному увеличению на 2008 год по сравнению с 2007 годом), прибыль увеличится на 48 % , при этом основные затраты увеличились на 55,6%. В итоге прибыль от реализации повысится на 264,4 тыс.руб.
Следующим запланированным
мероприятием по совершенствованию
экономической деятельности является
повышение
Таблица 11
Расчет влияния
повышения
Показатели
2008 год
План
Отклонение
1. Среднегодовые товарные запасы, тыс. руб.
65,98
65,98
-
2. Оборачиваемость товаров, раз.
8,68
13,34
4,66
3. Товарооборот, тыс. руб.
572,37
879,82
307,45
За счет повышения товарооборачиваемости 4,66 раза (до планового показателя 2008 года) магазин сможет увеличить товарооборот на 307,45 тыс. руб. Реализация указанных мероприятий, по нашему мнению, позволит повысить эффективность торговой деятельности не только данного магазина, но и всей сети, что укрепит финансовое состояние предприятия.
Заключение
Изучив особенности деятельности ООО "Сигма", рассмотрев организацию работы на предприятии, оценив результаты его торговой деятельности, можно сделать следующие выводы.
Товарооборот магазина в действующих ценах в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 156,5 тыс. руб., что составляет 37,64 % от уровня прошлого года. Однако по плановым показателям товарооборот не был выполнен на 4,6 %.
Следует отметить, что
по месяцам и кварталам
Анализ товарооборота в разрезе товарных групп и отдельных видов товаров, показал, что наибольший удельный вес в 2007 и 2008 гг. занимают следующие группы товаров: водонагреватели, кондиционеры и котлы соответственно 29 %, 25% и 21 %, меньший удельный вес у следующих групп товаров насосы - 14% и запасные детали - 11%.
Среднегодовые товарные запасы магазина в 2008 году по плану увеличились на 10044,2 руб. или на (18,0%), при этом оборачиваемость товарных запасов увеличилась в 1,2 раза. Повышение товарооборачиваемости повлекло за собой снижение среднего периода оборота товаров с 48 дней в 2007 году до 42 дней - в 2008 году, а скорость товарооборота не достигла плановой на 4,6 дней.
С целью повышения товарооборачиваемости, необходимо исключить из ассортимента товары, не пользующиеся спросом, осуществлять планирование нормативной величины товарных запасов по кварталам, не допускать образования больших остатков и залежалых товаров.
Для этого необходимо
совершенствовать организацию торговли
и обслуживания покупателей, регулярно
проводить выставки-продажи
Так среднегодовая выработка на одного торгового и торгово-оперативного работника уменьшилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 17,3 тыс.руб. или на 12,5%. Снижение производительности труда торгово-оперативных работников отрицательно сказалось на величине товарооборота.
В результате сравнительного
анализа, возможных мероприятий
для реализации проекта совершенствования
экономико-хозяйственной
Разработка и проведение рекламной компании.
Повышение товарооборачиваемости.
Предполагаемый объем продаж в результате проведения рекламной компании увеличился на в 1,5 раза (аналогично запланированному увеличению), прибыль увеличится на 48 %, при этом основные затраты увеличились на 55,6%, а расходы на рекламу возрастут в 3 раза. Экономический эффект составит 264,4 тыс.руб.
За счет повышения товарооборачиваемости 4,66 раза (до планового показателя 2008 года) магазин сможет увеличить товарооборот на 307,4 тыс. руб.
Список литературы
1. Конституция РФ. - СПб.: Издательство "Литера", 2006. - 48 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 1 августа 2000 года. - М.: Издательство НОРМА, 2006. - 376 с.
3. Федеральный закон
от 05.08.2000 № 118-ФЗ. Налоговый кодекс
Российской Федерации (часть
4. Федеральный закон
от 31.07.98 № 147-ФЗ. Налоговый кодекс
Российской Федерации (часть
5. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2005. - 512 с.
6. Агафонова М. Н. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. - М.: Бератор-Пресс, 2007. - 504 с.
7. Анализ и диагностика
финансово-хозяйственной
8. Баканов И.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: "Финансы и статистика", 2007. - 340 с.
9. Баканов М. И.
Анализ хозяйственной