Розничный товарооборот, его анализ и планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью представленной курсовой работы является исследование системы планирования розничного товарооборота торгового предприятия – магазина продуктов питания, разработка мероприятий по совершенствованию планирования розничного товарооборота.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1 определить экономическую сущность розничного товарооборота, его анализа и планирования;
2 провести анализ состояния, динамики, состава и структуры товарооборота;
3 провести анализ факторов, связанных с товарным обеспечением, с использованием трудовых ресурсов и материально- технической базой торгового предприятия;
4 выявить резервы роста товарооборота;
5 рассчитать плановый объем товарооборота с учетом перспективных резервов, выявленных в результате анализа;
6 предложить мероприятия по совершенствованию планирования розничного товарооборота.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретическое обоснование розничного товарооборота, его анализа и планирования 6
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборот 6
1.2 Анализ розничного товарооборота 10
1.3 Планирование розничного товарооборота 13
2 Анализ и планирование розничного товарооборота продуктового магазина «Глория» 19
2.1 Характеристика организации 19
2.2 Анализ товарооборота по объему, составу, структуре 20
2.3 Анализ товарных запасов по предприятию и в разрезе товарных групп 31
3 Рекомендации по улучшению планирования 38
3.1 Планирование товарооборота 38
3.2 Планирование товарных запасов 42
Заключение 45
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

Хламова.docx

— 107.54 Кб (Скачать)


Уральский институт экономики  управления и права

 

 

 

Курсовая работа

по теме:

РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ, ЕГО АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

 

Факультет региональный    Исполнитель Мякшина Е.Р.

Специальность 080502.65.    Группа ЭП 601

Кафедра «Экономика предприятия» Научный руководитель  ??????????

Дата защиты    

Оценка

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

Введение          3

1 Теоретическое обоснование  розничного товарооборота, его  анализа и планирования          6

1.1 Экономическая сущность розничного товарооборот  6

1.2 Анализ розничного товарооборота     10

1.3 Планирование розничного товарооборота    13

2 Анализ и планирование  розничного товарооборота продуктового магазина «Глория»         19

2.1 Характеристика организации      19

2.2 Анализ товарооборота  по объему, составу, структуре  20

2.3 Анализ товарных запасов  по предприятию и в разрезе  товарных групп            31

3 Рекомендации по улучшению  планирования    38

3.1 Планирование товарооборота      38

3.2 Планирование товарных  запасов     42

Заключение         45

Список использованных источников     46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основной целью деятельности любого розничного торгового предприятия  является максимизация прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и  необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Рост товарооборота выступает главным  фактором снижения издержек обращения, роста доходов и, как следствие, увеличения прибыли, поэтому проблемы планирования товарооборота не могут  не волновать руководителей и  менеджеров торговых предприятий. Количественный объем и качественный состав товарооборота  важен для обеспечения населения  продуктами питания и промышленными  товарами. Это и представляет актуальность проблем товарооборота розничного торгового предприятия.

Под розничным товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских  товаров за определенный период времени.

В системе показателей  развития торгового предприятия товарооборот играет неоднозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). В то же время в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности.

Объем продажи товаров  характеризует конкурентные позиции  предприятия на рынке, его долю в  общем объеме продаж и степень  устойчивости положения на рынке, способность  продавать товары, пользующиеся спросом  потребителей и обеспечивающие получение  намеченных и стабильных результатов.

Управление товарооборотом - это выполнение всего комплекса  функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности  развития товарооборота. Функциями  управления являются: прогнозирование  и планирование, организация; координация  и регулирование; учет и анализ.

Основной  целью представленной курсовой работы является исследование системы планирования розничного товарооборота торгового предприятия – магазина продуктов питания, разработка мероприятий по совершенствованию планирования розничного товарооборота.

В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие  задачи:

1 определить экономическую сущность розничного товарооборота, его анализа и планирования;

2 провести анализ состояния, динамики, состава и структуры товарооборота;

3 провести анализ факторов, связанных с товарным обеспечением, с использованием трудовых ресурсов и материально- технической базой торгового предприятия;

4 выявить резервы роста товарооборота;

5 рассчитать плановый объем товарооборота с учетом перспективных резервов, выявленных в результате анализа;

6 предложить мероприятия по совершенствованию планирования розничного товарооборота.

Предметом исследования является розничный товарооборот торгового  предприятия.

Объектом исследования явилось  торговое предприятие – продуктовый  магазин «Уральский», реализующий  мясопродукты, колбасные изделия  и другие продукты питания разных поставщиков.

В процессе анализа планирования розничного товарооборота использовались различные методы: сравнения, обобщения, группировки, расчета абсолютных и относительных величин, методы факторного анализа – цепных подстановок и абсолютных разниц и др.

При определении планового  объема товарооборота использованы методы:

- опытно-статистический  на основе среднегодового темпа  изменения товарооборота за последние  5 лет и объема товарооборота  за отчетный год;

- экономико-статистический  метод, основанный на сглаживании  данных о приросте товарооборота  за 6 лет, предшествующих планируемому  году;

- экономико-математической  модели с использованием метода  наименьших квадратов.

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили  работы Соломатина А.Н., Брагина Л.А, Хваткина Н.Г, Снегиревой В, Кравченко  Л.И., Емельяновой Т.В., Фридман А.М., Бузуковой Е. и др.

В качестве источников информации использовались данные бухгалтерской  и статистической отчетности, данные оперативного учета, первичные документы. Из литературных источников – учебники, учебные пособия, научные статьи и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

1 Теоретическое обоснование розничного товарооборота, его анализа и планирования

 

1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота

Последнее десятилетие стало  революционным для розничной  и оптовой торговли в России. На смену эпохе распределения пришла эпоха конкурентного, свободного от государственного контроля торгового  бизнеса. Торговля претерпела серьезнейшие структурные изменения и, благодаря  своим масштабам и влиянию  на уровень жизни населения, стала  играть важнейшую роль в экономике  страны.

Экономическое содержание процесса реализации товаров отражает товарооборот торгового предприятия.

Под розничным товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи потребительских  товаров независимо от каналов их реализации за определенный период времени.

Соломатин А.Н. дает следующее  определение розничному товарообороту: «Товарооборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи  товаров населению за наличный расчет либо оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, перечислениям  со счетов вкладчиков, посредством  платежных карт, что также учитывается  как продажа за наличный расчет.[1, c.100].

Точно такое же определение  дает Фридман А.М. [2, c.153] и инструкция по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1-П4, утвержденная Государственным комитетом Российской Федерации по статистике от 19.01.2000 №4

Товарооборот — один из важнейших синтетических показателей  развития как на уровне предприятия, так и на уровне региона и страны в целом.

Главной целью торговых предприятий  является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Розничный товарооборот торгового  предприятия осуществляется в различных  видах и формах. В составе товарооборота  выделяются следующие формы:

1)розничный товарооборот;

2)оптовый товарооборот (по  видам: региональный оптовый оборот, межрегиональный оптовый оборот, внешнеторговый оборот по экспорту);

3) торгово-посторонний товарооборот (по видам: оборот на биржевом  рынке, оборот на внебиржевом  рынке).

Различные виды розничного товарооборота представлены на рисунке 1.

Продажа товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя  основными показателями, которые  используются в процессе управления товарооборотом [3, С.145]:

1) общий объем товарооборота  или валовой объем товарооборота  состоит из розничного товарооборота,  оптового товарооборота и торгово-посреднического  объема товарооборота;

2) состав общего товарооборота  в разрезе отдельных форм:

а) объем продажи товаров  населению и объем мелкооптовой продажи;

б) объем продажи товаров  с немедленной их оплатой и  объем продажи товаров в кредит и т.д.;

3) структура общего товарооборота:  доля товарных групп в составе  реализации товаров.

Определить количественную и качественную характеристику товарооборота  конкретной торговой компании можно  с помощью следующих показателей [4, С.144]:

- объем товарооборота  в стоимостном выражении в  текущих ценах;

- объем товарооборота  в стоимостном выражении в  сопоставимых ценах;

 

Виды розничного товарооборота  торговых предприятий

По организационным формам продажи

Каналы реализации

 

По составу конечных потребителей

По срокам расчета

за реализованные товары

По

формам денежных расчетов

1.Продажа товаров в  розничной торговой сети

1.Юридические лица

1.Продажа товаров непосредственно  населению

1.Продажа товаров с  немедленной их оплатой

1.Продажа товаров за  наличный расчет, по кредитным  карточкам, платежным картам, расчетным  чекам и т.д.

2.Продажа товаров помимо  розничной торговой сети

2.Физические лица

2.Продажа товаров из  розничной торговой сети предприятиям  в порядке мелкого опта

2.Продажа товаров в  кредит

2.Продажа товаров по  безналичному расчету.


 

Рисунок 1 – Основные виды розничного товарооборота торговых предприятий [3, С.143]

- ассортиментная структура  товарооборота по отдельным группам  товаров (в руб., %);

- однодневный объем товарооборота  (в руб.);

- объем товарооборота  в расчете на одного работника,  в том числе работника торговой группы;

- объем товарооборота  на 1 м2 общей площади, в том числе на 1 мторговой площади;

- время обращения товаров  (в днях оборота);

- скорость товарооборота  (число оборотов).

В системе показателей  развития торгового предприятия товарооборот играет неоднозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). В то же время в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности.

Показатели товарооборота  имеют высокую степень связи  с другими важнейшими показателями деятельности торгового предприятия. Сущность связи товарооборота с  другими показателями показана на рисунке 2.

Формы связи показателей товарооборота  с другими показателями

Внутренняя связь отдельных  показателей товарооборота

Связь товарооборота с показателями ресурсного потенциала предприятия

Связь товарооборота с финансовыми  показателями

  1. балансовая увязка объема реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступления товаров

Формула:

Р+В+Зк=П+Зн

  1. Связь товарооборота с эффективностью использования трудовых ресурсов.

Формула:

Р = Пс*ПТ

1) Связь товарооборота с валовым  доходом:

Формула:

Р = ВД*Увд/100%

  1. Связь товарооборота с эффективностью использования основных фондов.

Формула:

Р = ОФ*Фо

2) Связь товарооборота с издержками  обращения:

Формула:

Р = ИО*Уио/100%

3) Связь товарооборота с суммой  уплачиваемых налогов:

Формула:

Р = Н*100%/НЕ

Связь товарооборота с прибылью:

Формула:

Р = Пр*Рт/100%

Обозначения:

Где Р- объем реализации товаров

В- выбытие товаров в связи  с естественной убылью

Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец периода

П – объем поступления 

Обозначения:

Где Пс – среднесписочная численность  персонала;

ПТ – средняя производительность труда работников

ОФ – средняя стоимость основных фондов;

Ыо- фондоотдача в определенном периоде

Обозначения:

Где ВД – сумма валового дохода от реализации товаров;

Увд – уровень валового дохода от реализации товаров

ИО – сумма издержек обращения:

Уио – уровень издержек обращения:

Н- сумма налогов, выплачиваемых  предприятием;

НЕ-налогоемкость;

Пр- сумма прибыли от реализации товаров;

Рт–уровень рентабельности товарооборота 

Информация о работе Розничный товарооборот, его анализ и планирование