Розничный товарооборот, его анализ и планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью представленной курсовой работы является исследование системы планирования розничного товарооборота торгового предприятия – магазина продуктов питания, разработка мероприятий по совершенствованию планирования розничного товарооборота.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1 определить экономическую сущность розничного товарооборота, его анализа и планирования;
2 провести анализ состояния, динамики, состава и структуры товарооборота;
3 провести анализ факторов, связанных с товарным обеспечением, с использованием трудовых ресурсов и материально- технической базой торгового предприятия;
4 выявить резервы роста товарооборота;
5 рассчитать плановый объем товарооборота с учетом перспективных резервов, выявленных в результате анализа;
6 предложить мероприятия по совершенствованию планирования розничного товарооборота.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретическое обоснование розничного товарооборота, его анализа и планирования 6
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборот 6
1.2 Анализ розничного товарооборота 10
1.3 Планирование розничного товарооборота 13
2 Анализ и планирование розничного товарооборота продуктового магазина «Глория» 19
2.1 Характеристика организации 19
2.2 Анализ товарооборота по объему, составу, структуре 20
2.3 Анализ товарных запасов по предприятию и в разрезе товарных групп 31
3 Рекомендации по улучшению планирования 38
3.1 Планирование товарооборота 38
3.2 Планирование товарных запасов 42
Заключение 45
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

Хламова.docx

— 107.54 Кб (Скачать)

Рисунок 2 – Формы связи  показателей товарооборота с  другими показателями [составлено автором]

 

1.2 Анализ розничного товарооборота

Анализ розничного товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении [5, С.53].

Следует четко различать  понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.

Состав розничного товарооборота  включает: выручку от реализации продовольственных  и непродовольственных товаров  через розничную торговую сеть (магазины, ларьки, палатки), через сеть торговых автоматов или использования  развозной или разносной торговли; продажу товаров населению в  кредит с рассрочкой платежа; товарооборот предприятий общественного питания, реализующих полуфабрикаты, продукцию  собственного производства, покупные товары; продажу печатных изданий (книг, газет, журналов), в том числе и  по подписке; выручку от реализации медикаментов в аптеках; продажу  товаров различным организациям, учреждениям, предприятиям для их непроизводственного потребления и другие виды продаж.

Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры.

В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской  и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и  стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы  личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической  информации используют данные машинограмм  или информация непосредственно  считывается с дисплеев и других технических средств.

Фактический объем розничной  реализации товаров в продажных  ценах справочное показывается в  форме № 2 «Отчет о прибылях и  убытках». Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе  розничного товарооборота, являются форма  № 1-торг «Отчет о товарообороте  и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о  продаже и запасов товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная). В «Отчете о товарообороте  и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров  за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет  проанализировать динамику розничного товарооборота [6, C.209]. 

Анализ розничного товарооборота  включает и показатели динамики продажи  товаров за длительный период. Изучение динамики товарооборота необходимо осуществлять для выявления соответствия развития товарооборота данной организации общей тенденции развития товарооборота города, области, страны.

Анализ динамики розничного товарооборота позволяет выявить  тенденции развития торговли, определить закономерности потребления отдельных  товаров, перспективы изменения  товарооборота в целом и по товарным группам. На основе установленных  закономерностей изменения товарооборота  прогнозируется ого развитие.

Анализ розничного товарооборота  служит предпосылкой для его прогнозирования  на предстоящий период и определения  рентабельности организации и ее финансового состояния. От полно  ты и глубины анализа, от правильности сделанных выводов о работе зависит  точность, экономическая обоснованность последующих прогнозных расчетов.

 

1.3 Планирование товарооборота

Планирование объема и  структуры товарооборота представляет наиболее ответственный этап в системе  экономического управления товарооборотом. Это объясняется высокой ролью  этих показателей в системе планов экономического и финансового развития предприятия.

Основные этапы планирования объема и структуры товарооборота, последовательность отдельных этапов их планирования на предприятии показаны на рисунке 3.

Планирование товарооборота  осуществляется различными методами, имеющими различную степень формализации, среди них:

- экономико-статистические;

- опытно-статистические;

- экономико-математического  моделирования; 

- технико-экономических  расчетов, или нормативные методы;

- комплексной увязки основных  показателей хозяйственной деятельности  торгового предприятия; др.[7, C.34]

 

Основные этапы планирования объема и структуры товарооборота  на предприятии:

1.Выбор приоритетных целей  развития товарооборота на предприятии

2.Анализ объема , состава  и структуры товарооборота в  предплановом периоде

3.Определение планового  объема товарооборота

4. Определение плановой  структуры и состава товарооборота

5. Расчет товарооборота  по периодам (кварталам, месяцам)  года

6. Планирование товарных  запасов

7. Планирование поступления  товаров

8.Оценка напряженности  разработанного плана товарооборота

9.Разработка мероприятий  по осуществлению плана реализации  товаров


 

Рисунок 3 – Последовательность отдельных этапов планирования объема и структуры реализации товаров  на торговом предприятии [8, C.115]

 

Сущность некоторых методов  планирования товарооборота рассмотрены  на рисунке 4.

Структура товарооборота  отражает ассортимент товаров, подлежащих продаже в плановом периоде. В  связи с тем, что условия работы торговых предприятий имеют свои особенности, в каждом из них ассортимент  товаров различен. При планировании товарооборота необходимо предусмотреть  его групповую и внутригрупповую  структуры, при этом по каждой группе товаров определяются сумма и  доля реализации (в процентах к  общему объему товарооборота). В каждый период времени объем реализации будет зависеть от спроса на товар, сезона, поставки товаров, состояния  товарных запасов и других причин.

В настоящее время используются, как свидетельствует практика, следующие  методы планирования структуры товарооборота  торгового предприятия:

- экстраполяции;

- основанный на расчете  коэффициентов эластичности;

- экономико-математического  моделирования;

- выравнивания средней  скользящей

 

Методы планирования общего объема розничного товарооборота

Экстраполяции

Эластичности (применительно к  товарным запасам)

Экономико-математического моделирования

Выравнивания средней скользящей

Распространение выявленных закономерностей  развития на будущее

Эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ  на изменение другой, связанной с  первой величиной

Математические методы расчета  товарооборота, например при помощи метода наименьших квадратов с помощью  решения системы нормальных уравнений

Основан на сглаживании данных о  приросте товарооборота за ряд периодов, предшествующих плановому.

Формула расчета:

Тn = Тn1 * tс,

Формула расчета:

ТЗп = ТЗ*((УТЗ-1)/(УТ/об-1))

Формула расчета

y = a + bt

Формулы расчета: Кср.1 = (К1+К2/ 2

Кср.2 = (К2+К3)/2 (7)

Кср.3 = (К3+К4)/2

И т.д.

∆ср. = (Кn - Кср.1)/ (n-1)

∆Т= К4+ 2 * ∆ср

  1. Тn = Тn -1 * (100+∆Т)/100

Обозначения:

 

Тn — плановый товарооборот;

Тn1 — товарооборот последнего периода в ряду динамики;

tс — средний темп роста товарооборота.

Обозначения:

 

ТЗп – плановые товарные

запасы;

ТЗ – товарные запасы базового периода

УТЗ – уровень товарных запасов

УТ/об – уровень товарооборота

Обозначения:

 

y – объем товарооборота

a,b- параметры модели

t – фактор времени.

Обозначения:

 

 

Где Кср.1 – первый показатель в  ряду выравненных средних, %

 

Кср.2 - второй показатель в ряду выравненных  средних, %

∆ср. – среднегодовое (квартальное )изменение прироста товарооборота,%


 

Рисунок 4– Методы планирования общего объема товарооборота на торговом предприятии [9, C.95]

Основные этапы планирования и их последовательность на торговом предприятии представлены на рисунке 5.

 

Основные этапы планирования поступления  товаров на торговом предприятии

1. Анализ поступления товаров  на предприятие в предплановом  периоде

2)Определение планового объема  и структуры поступления товаров  на предприятие

3) Определение планового объема  и источников закупки необходимых  товаров

4)Обеспечение ритмичности и  оптимизация партий поступления  товаров на предприятие

1)динамика общего объема и  товарной структуры поступления

2) обеспеченность предусмотренных  объемов реализации и размеров  прироста товарных запасов необходимым  объемом поступления товаров  на предприятие

3) состав источников поступления  товаров на предприятие

4) соответствие объемов фактического  поступления товаров объемам,  предусмотренным заключенными контрактами

Формула расчета:

 

П = Р + Зк - Зн + В

 

Где П- Плановый объем поступления  товаров на предприятие;

Р- плановый объем реализации товаров

Зн - фактическая сумма товарных запасов на начало планового периода;

Зк - расчетная сумма товарных запасов  на конец планового периода;

В -ожидаемое выбытие товаров  в связи с естественной убылью

Формула расчета:

 

ОЗ=П-ВДр _Нтз

 

Где ОЗ - объем закупки товаров  торговым предприятием с их поставкой  в плановом периоде;

ВДр - планируемая сумма валового дохода от реализации товаров

Нтз - сумма торговых надбавок на предусматриваемый  объем прироста товарных запасов

Формула расчета оптимизации партии поставок:

 

где ОРпп- оптимальный размер партии поставки (поступления) товаров на предприятие;

ОЗ - плановый объект закупки товаров  торговым предприятием с их поставкой  в плановом периоде;

ОИ - сумма издержек обращения по размещению заказа, доставке товаров  и их приемке в расчете на одну поставляемую партию;

ОИ2 - сумма издержек обращения по хранению единицы запасов товаров на предприятии


 

Рисунок 5– Последовательность отдельных этапов планирования поступления  товаров на торговом предприятии [10, C.67]

 

Основой планирования объема реализации является оценка достигнутых  результатов - анализ товарооборота, который  позволяет оценить достигнутые  результаты, изучить развитие товарооборота  по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия  в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности исследуемого предприятия  с конкурентами.

На основе анализа розничного товарооборота и его планирования возможно составление дальнейших прогнозов  и планов не будущие периоды деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ и планирование  розничного товарооборота продуктового  магазина «Глория»

 

2.1 Характеристика организации

Магазин «Глория»– торговая организация, имеющая сеть магазинов. Магазин «Глория» закупает товар у поставщиков (юридических и физических лиц), производителей товаров, затем делает на товар торговую наценку и реализует его населению.

Цель работы данной организации: обеспечение жителей города продуктами питания, получение прибыли от реализации товаров за счет торговой наценки.

Высшим органом управления магазина «Глория» является директор, который осуществляет свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

Магазин «Глория» располагается в 9 этажном доме и занимает весь первый этаж. Торговая площадь составляет 250 м2. Магазин специализируется на продаже продуктов питания. В магазине используется метод самообслуживания покупателей. По ценовым уровням реализуемых товаров исследуемый магазин можно отнести к магазинам среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей. Режим работы магазина «Глория» с 8:00 до 21:00 с часовым перерывом с 14:00 до 15:00 без выходных.

Организационная структура  магазина «Глория» является линейно- функциональной (рисунок 6).

В организации присутствуют различные типы связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные.

Вертикальные связи соединяют  высший уровень в организации  с ее частями. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и  отчетной информации, создавая тем  самым стабильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, то есть реализуется «вертикальная загрузка»  работы. Горизонтальные связи связывают  между собой две или более  равные по положению в иерархии или  статусу части или членов организации. Они способствуют наиболее эффективному взаимодействию частей организации  при решении возникающих между  ними проблем. Они помогают укреплять  вертикальные связи и делают организацию  в целом более устойчивой при  различных внешних и внутренних изменениях.

Информация о работе Розничный товарооборот, его анализ и планирование