Розничный товарооборот, его анализ и планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью представленной курсовой работы является исследование системы планирования розничного товарооборота торгового предприятия – магазина продуктов питания, разработка мероприятий по совершенствованию планирования розничного товарооборота.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1 определить экономическую сущность розничного товарооборота, его анализа и планирования;
2 провести анализ состояния, динамики, состава и структуры товарооборота;
3 провести анализ факторов, связанных с товарным обеспечением, с использованием трудовых ресурсов и материально- технической базой торгового предприятия;
4 выявить резервы роста товарооборота;
5 рассчитать плановый объем товарооборота с учетом перспективных резервов, выявленных в результате анализа;
6 предложить мероприятия по совершенствованию планирования розничного товарооборота.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретическое обоснование розничного товарооборота, его анализа и планирования 6
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборот 6
1.2 Анализ розничного товарооборота 10
1.3 Планирование розничного товарооборота 13
2 Анализ и планирование розничного товарооборота продуктового магазина «Глория» 19
2.1 Характеристика организации 19
2.2 Анализ товарооборота по объему, составу, структуре 20
2.3 Анализ товарных запасов по предприятию и в разрезе товарных групп 31
3 Рекомендации по улучшению планирования 38
3.1 Планирование товарооборота 38
3.2 Планирование товарных запасов 42
Заключение 45
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

Хламова.docx

— 107.54 Кб (Скачать)

 

Директор магазина

Заместитель директора

Товаровед

Главный бухгалтер

Торговый персонал

Технический персонал

Бухгалтер

Рисунок 6 – Организационная  структура магазина «Глория»

 

Линейные – это отношения, в которых начальник реализует  свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, то есть связи идут в организационной  иерархии сверху вниз и выступают, как  правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания.

Природа функциональных связей – совещательная, и реализуется  посредством этих связей информационное обеспечение координации.

 

2.2 Анализ товарооборота  по объему, составу, структуре

Развитию товарооборота  магазина «Глория» придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

На первом этапе анализа  товарооборота магазина «Глория» следует рассмотреть его развитие в динамике.

 

Таблица 1 – Динамика товарооборота  магазина «Глория» за 2009-2011 годы.

Год

 

Фактический товарооборот тыс.р.

Цепные темпы роста %

Базисные темпы рота %

В действ.ценах

В соп. ценах

В действ.ценах

В соп. ценах

В действ.ценах

В соп. ценах

2009

36857

36857

100,00

100,00

100,00

100,00

2010

45071

40278

122,29

109,28

122,29

109,28

2011

54265

47895

120,40

118,91

147,23

129,95

Среднегодовые темпы роста.

121,34

113,99

-

-

-

-


 

Средний индекс цен в 2010 году составил 1,119, а в 2011 1,133

1 Цепные темпы роста  – это отношение каждого года  к предшествующему в процентах.

1.1 2010 :2009 * 100 = 122,29 %

в сопоставимых ценах = 109,28%

1.2 2011 :2010 * 100 = 120,4%

в сопоставимых ценах = 118,91%

2. Базисная динамика: это  отношение каждого года к одному  базисному.

2.1 2010 :2009 * 100 = 122,29%

в сопоставимых ценах = 109,28%

2.2 2011 :2009 * 100 = 147,33%

в сопоставимых ценах = 129,95%

3.Среднегодовая динамика

3.1 2011 :2009 * 100 = 121,34%

в сопоставимых ценах = 113,99%

Данные таблицы показывают, что за последние 3 года темпы розничного товарооборота снижаются, в 2010 году рост товарооборота составил 122,29, % а в 2011 году 120,4. средний индекс цен  в 2010 году составил 1,119, а в 2011 году 1,133.Количество реализованных товаров увеличилось  в 2010на 9,28, а в 2011 на 18,9. Темпы роста  физического объема товарооборота  имеет положительную тенденцию.

За три года розничный  товарооборот возрос на 47,23%. Этот прирост  произошел за счет увеличения количества реализованных товаров.

За 2009- 2011 годы среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 121,34% в сопоставимых ценах 113,99%.

По кварталам розничный  товарооборот предприятия распределялся  неравномерно. Наибольший удельный вес  в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 30,14%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 20,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам  рассмотрим на основе данных таблицы 2.

 

 

 

Таблица 2 – Анализ товарооборота  магазина «Глория» по кварталам, за 2010-2011 гг. тыс.р.

Показатели

2010

2011 год

Отклонение

Темп

отклонения

Сумма,

тыс.р.

Уд. Вес. %

Сумма, тыс.р.

Уд. Вес. %

I квартал

9852

21,86

11254

20,74

1402

-1,12

II квартал

12322

27,34

11887

21,91

-435

-5,43

III квартал

11313

25,10

14106

25,99

2793

0,90

IV квартал

11584

25,70

17018

31,36

5434

5,66

Товарооборот

45071

100,00

54265

100,00

9194

0,00


 

Данные таблицы свидетельствуют  о неритмичном развитии товарооборота  по кварталам. Наименее напряженным  был 1 квартал, а наиболее напряженным 4 квартал. Самый низкий темп роста  был достигнут в 1 квартале, а самый  высокий в 3 и 4 кварталах.

Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело  к изменению удельного веса оборота  каждого квартала в годовом объеме товарооборота.

Так снизился удельный вес  оборотов 1 квартала на 1,12% и 2 на 5,43% по сравнению с 2010 годом, потому что  в этих кварталах темпы оборота  ниже, чем в целом за год . Доля оборота 3 квартала возросла с 25,10% до 25,99% в 2011 году, а доля оборота 4 квартала возросла 25,70% до 31,36% в 2011 году.

В таблице 3 рассмотрим ритмичность  товарооборота.

 

 

 

Таблица 3 – Ритмичность  товарооборота по магазину «Глория» за 2010- 2011 годы

Месяца

2010

2011

Отклонения, тыс.руб.

2011 к 2010 в %

Сумма

тыс.р.

Уд.вес %

Сумма

тыс.р.

Уд.вес %

Январь

3261

7,24

3601

6,64

340

10,43

Февраль

3202

7,10

3545

6,53

343

10,71

Март

3389

7,52

4108

7,57

719

21,20

Итого I кв.

9852

21,86

11254

20,74

1402

14,23

Апрель

3478

7,72

3743

6,90

265

7,63

Май

3396

7,53

3957

7,29

562

16,54

Июнь

3447

7,65

4183

7,71

736

21,35

Итого IIкв.

10321

22,90

11884

21,90

1563

15,14

Июль

3778

8,38

4698

8,66

920

24,34

Август

3756

8,33

4670

8,61

914

24,34

Сентябрь

3778

8,38

4741

8,74

962

25,46

Итого III кв.

11313

25,10

14109

26,00

2796

24,72

Октябрь

4469

9,92

5599

10,32

1130

25,27

Ноябрь

4401

9,77

5548

10,22

1146

26,05

Декабрь

4714

10,46

5871

10,82

1157

24,55

Итого IV кв.

13584

30,14

17018

31,36

3433

25,27

Всего за год

45071

100,00

54265

100,00

9194

20,40


 

Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше чем  в поквартальном разрезе. Темп роста  товарооборота колеблется от 7,63% (апрель) до 26,05% (ноябрь).

Самыми напряженными периодами  реализации в первых 3 кварталах  являются последние месяцы квартала, например рост оборота в целом  за 1 квартал 14,23 %, а в марте 21,2 % за 2 квартал соответственно 15,14% и 21,35% (июнь) 16,54% (май). За 3 квартал 24,72% и 25,46% (сентябрь). Только в 4 квартале самым напряженным  стал ноябрь 26,05% при квартальном 25,27%.

Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет  к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары, причинами  этого были недостатки в снабжении  товарами в организации торговли, рекламе и др.

На основе размещения товарооборота  по кварталам определяется ритмичность  изменения товарооборота, для этого  рассчитываются следующие показатели (таблица 4).

 

Таблица 4 – Расчет коэффициента ритмичности.

Квартал

Темпы отклонения (х)

х-х1

(х-х1)2

I квартал

114,23

-6,17

38,07

II квартал

115,14

-5,26

27,67

III квартал

124,72

+4,32

18,66

IV квартал

125,27

+4,87

23,72

Х1

120,4

-

108,12


 

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют  ритмичность реализации товаров: Среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота () .

 

= 108,12 : 4 = 5,20

= 5,20 * 100 : 120,4 = 4,32

К ритмичности = 100 - К равномерности

К ритмичности = 100 - 4,32 = 95,68

Таким образом, в магазине «Глория» не ритмично развивается товарооборот, так как рассчитанный показатель далек от 100.

Магазин «Глория» обеспечивает население всеми необходимыми продовольственными товарами. В связи с этим следует изучить динамику по отдельным товарным группам и товарам, для обеспечениия бесперебойной торговли, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары.

Выполнение плана и  динамика розничного товарооборота  в разрезе товарных групп и  товаров представлена в таблице 5.

Удельный вес – отношение  частного к общему.

Т/об группы: Т/об годовой * 100 = Удельный вес группы в товарообороте.

т.е. 3222,55: 22535,33 * 100= 14,3 %.

 

Таблица 5 Анализ структуры  товарооборота магазина «Глория» за 2010-2011 годы.

Товарные группы

2010

2011

Отклоне-ниеабсолют-ное, тыс.руб.

Измене-ние в структу-ре

Отклоне-ние относи-тельное, %

Сум-ма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Сум-ма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Мясо и птица

6445

14,30

7814

14,40

1369

0,10

1,24

Колбасные изделия

5859

13,00

7326

13,50

1467

0,50

25,03

Рыба, сельдь

1307

2,90

1682

3,10

375

0,20

28,70

Вина, шампанское коньяк.

4913

10,90

5915

10,90

1002

0,00

20,40

Масло

1668

3,70

1954

3,60

286

-0,10

17,15


 

Молоко и молочные продукты

3831

8,50

4450

8,20

619

-0,30

16,15

Яйца

1172

2,60

1519

2,80

348

0,20

29,66

Сахар

1487

3,30

1899

3,50

412

0,20

27,70

Кондитерские изделия

2794

6,20

3690

6,80

896

0,60

32,05

Хлеб и хлебобулочные изделия

2028

4,50

2768

5,10

739

0,60

36,45

Мука, крупа, макаронные изделия

1172

2,60

1248

2,30

76

-0,30

6,51

Водка и ликероводочные изделия

5408

12,00

6512

12,00

1103

0,00

20,40

Вина, шампанское коньяк.

4913

10,90

5915

10,90

1002

0,00

20,40

Вина, шампанское коньяк.

4913

10,90

5915

10,90

1002

0,00

20,40

Информация о работе Розничный товарооборот, его анализ и планирование