Розничный товарооборот, его анализ и планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью представленной курсовой работы является исследование системы планирования розничного товарооборота торгового предприятия – магазина продуктов питания, разработка мероприятий по совершенствованию планирования розничного товарооборота.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1 определить экономическую сущность розничного товарооборота, его анализа и планирования;
2 провести анализ состояния, динамики, состава и структуры товарооборота;
3 провести анализ факторов, связанных с товарным обеспечением, с использованием трудовых ресурсов и материально- технической базой торгового предприятия;
4 выявить резервы роста товарооборота;
5 рассчитать плановый объем товарооборота с учетом перспективных резервов, выявленных в результате анализа;
6 предложить мероприятия по совершенствованию планирования розничного товарооборота.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретическое обоснование розничного товарооборота, его анализа и планирования 6
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборот 6
1.2 Анализ розничного товарооборота 10
1.3 Планирование розничного товарооборота 13
2 Анализ и планирование розничного товарооборота продуктового магазина «Глория» 19
2.1 Характеристика организации 19
2.2 Анализ товарооборота по объему, составу, структуре 20
2.3 Анализ товарных запасов по предприятию и в разрезе товарных групп 31
3 Рекомендации по улучшению планирования 38
3.1 Планирование товарооборота 38
3.2 Планирование товарных запасов 42
Заключение 45
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

Хламова.docx

— 107.54 Кб (Скачать)

Продолжение табл.5

Товарные группы

2010

2011

Отклоне-ниеабсолют-ное, тыс.руб.

Измене-ние в структу-ре

Отклоне-ние относи-тельное, %

Сум-ма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Сум-ма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Прочие товары

6986

15,50

7489

13,80

503

-1,70

7,19

Всего товаров:

45071

100,00

54265

100,00

9194

0,00

20,40


 

Розничная реализация всех товаров, в действующих ценах, в  динамике растет высокими темпами, что  вызвано в основном, повышением цен.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению  его структуры, которая характеризуется, удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем  объеме товарооборота.

Так по сравнению с прошлым  годом выросла доля в товарообороте: мяса, птицы, колбасных изделий, рыбы, яиц, сахара, кондитерских изделий, хлеба  и уменьшилась доля таких товарных групп как масло, молока, муки, крупы  и прочих продовольственных товаров.

На развитие розничного товарооборота  предприятия оказали влияние  следующие факторы:

    • обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
    • состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

Главный фактор успешного  развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования  товарных ресурсов.

По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 6.

 

Таблица 6 – Товарный баланс магазина «Глория» за 2010- 2011 гг., тыс.руб.

Показатели

2010

2011

Отклонение

Запасы на начало

2024

2241

216

Поступление

45373

54560

9186

Итог:

47398

56800

9403

Товарооборот

45071

54265

9194

Прочее выбытие

86

84

-2

Запасы на конец

2241

2450

210

Итог:

47398

56800

9403


 

Розничный товарооборот магазина в 2011 году возрос по сравнению с 2010 годом  на 9194 тыс.руб. За счет завышенных товарных запасов на начало на 216 тыс.руб. За счет роста поступления товаров на 9184 тыс.руб. За счет уменьшения прочих выбытий на 2 тыс.руб.

Но возможности роста  товарооборота в динамке уменьшились  в результате увеличения товарных запасов  на конец на 210 тыс.руб.

Недостатком использования  поступающих на предприятие товарных ресурсов является их не полное вовлечение в товарооборот, что является следствием завоза в магазин товаров имеющих  высокую цену, что снизило спрос  покупателей на них, нарушение ритмичности  отгрузки товаров поставщиками, часть  товаров поступивших в магазин  в излишнем количестве и в конце  года, осело на остатках товара в  магазине, что может привести к  замедлению оборачиваемости оборотных  средств вложенных в товарные запасы и возникновению потерь.

В магазине прочее выбытие  снизилось по сравнению с 2010 годом  на 2 тыс.руб. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия  положительной

Одним из факторов положительного развития товарооборота является обеспечения  трудовыми ресурсами и эффективности  труда торговых работников (таблица 7).

 

Таблица 7 – Показатели по труду по магазину «Глория» за 2010-2011 гг.

Показатели

2010

2011

Отклонение

Темп отклонения

Товарооборот тыс.руб.

45071

54265

9194

20,40

Численность рабочих

23

26

3

13,04

Производительность труда  тыс.руб.

1960

2087

128

6,51


 

Пч = Т : Ч 

Влияние численности. (Метод  разниц)

(Ч 2011 – Ч 2010)* ПТ 2010

(26 - 23) * 1960 = 3 * 1960 = 5880

Влияние производительности труда:

(Пт2011 - Пт2010) * Ч 2011

(2087 - 1960) * 26 = 128 * 26 = 3328

5880 + 3328 = 9208

Удельный вес экстенсивных факторов

5880 : 9208 * 100 = 63,86%

Удельный вес интенсивных  факторов

3328 : 9208 * 100 = 36,14%

Таким образом, за счет увеличения численности штата товарооборот увеличился на 5880 тыс.руб., а за счет увеличения производительности труда  товарооборот увеличился на 3328 тыс.руб.

Большое влияние на динамику товарооборота оказывает эффективность  использования материально-технической  базы (таблица 8).

 

Таблица 8 – Показатели эффективности  использования материально- технической  базы магазина «Глория» за 2010-2011 годы.

Показатели

2010

2011

Отклонение

Темп отклонения

Товарооборот тыс.руб.

45071

54265

9194

20,40

Площадь м2

250

250

0

0,00

Товарооборот на 1 м2. площади, тыс.руб.

180

217

37

20,40


 

Товарооборот на 1м площади = Товарооборот : Площадь

2010 год 54071 : 250 = 180 тыс.руб.

2011 год 54265 : 250 = 217 тыс.руб.

Метод цепных подстановок:

Sпл. * Т м2 08 = 250 * 180 = 45071

S 09 * Т м. 08 = 250 * 180 = 45071

S 09 * Т м. 09 = 250 * 217 = 54265

Торговая площадь осталась прежней, следовательно, на товарооборот она никак не повлияла, а за счет увеличения товарооборота на 1 м  торговой площади товарооборот увеличился на 9194 тыс. руб.

 

2.3 Анализ товарных запасов  по предприятию и в разрезе  товарных групп

В таблице 9 проведем анализ товарных запасов за 2010 год.

Таблица 9 – Информация о  динамике товарных запасов по магазину «Глория» за 2010 г.

Квартал

 

 

 

 

Фактический товарный запас

Изменение товарных запасов с данными  на начало года

На начало

квартала

На 1ое число 2 мес. квартала

На 1ое число 3 мес. квартала

На конец квартала

На 1ое число 2 мес. квартала

На 1ое число 3 мес. квартала

На конец квартала

I квартал

2024

2030

2046

2035

6

22

11

II квартал

2035

2060

2094

2100

25

59

65

III квартал

2100

2140

2157

2178

40

57

78

IV квартал

2178

2150

2214

2241

-28

36

62


 

В таблице 10 проведем анализ товарных запасов за 2011 год.

 

Таблица 10 Информация о динамике товарных запасов по магазину «Глория» за 2011 г.

Квартал

 

 

 

 

Фактический товарный запас

Изменение товарных запасов с данными  на начало года

На начало

квартала

На 1ое число 2 мес. квартала

На 1ое число 3 мес. квартала

На конец квартала

На 1ое число 2 мес. квартала

На 1ое число 3 мес. квартала

На конец квартала

I квартал

2241

2256

2261

2257

15

20

17

II квартал

2257

2259

2274

2297

2

17

40

III квартал

2297

2342

2364

2375

45

67

78

IV квартал

2375

2401

2431

2450

26

56

76


Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в  абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные  единицы, удобны и используются при  проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более  широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.

Проведем анализ средних  товарных запасов по магазину «Глория» за 2010-2011 годы, при определении средних товарных запасов необходимо привлекать как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчетов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут рассчитываться по формуле средней хронологической следующим образом:

 

Где: З1, З2…Зn – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;

n – Число дат, за которые взяты данные.

При использовании формулы  средней хронологической плановые среднегодовые запасы рассчитывают следующим образом: к ½ норматива  товарных запасов четвертого квартала прошлого года добавляют полные их норматив на первый, второй, третий кварталы и ½ норматива четвертого квартала отчетного года и полученный итог делят на четыре.

Средние товарные запасы за 2010 г.:

31654 : 12 = 2638 тыс.руб.

Средние товарные запасы за 2011 г.:

34791 : 12 = 2899 тыс.руб.

На основе полученных данных рассчитаем показатели использования  товарных запасов (таблица 11).

Таблица 11 – Информация о  средних товарных запасах за 2010-2011 годы

Показатели

2010

2011

Отклонение

Темп отклонения

Товарооборот, тыс.руб.

45071

54265

9194

20,40

Средние товарные запасы, тыс.руб.

2638

2899

261

9,89

Товарооборачиваемость, дни

21

19

-2

-8,73

Товарооборачиваемость, обороты

17

19

2

9,56

Запасоотдача

17,09

18,72

1,63

9,56

Запасоемкость.

5,85

5,34

-0,51

-8,73




 

Данные таблицы свидетельствуют  о преимущественном росте товарооборота  над ростом товарных запасов.

Преимущественный рост товарооборота  над запасами привел к ускорению  скорости обращения на 2 дня.

Товарооборачиваемость в  числе оборотов увеличилась с 17 до 19, т.е. на 2 оборота

Запасоотдача показывает величину товарооборота на средние  запасы, абсолютное увеличение этого  показателя составило 1,63 это означает, что товарооборот на каждый рубль  запаса повысился на 1,63 тыс.р.

Информация о работе Розничный товарооборот, его анализ и планирование