Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:29, курс лекций
Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров называется товарооборотом. Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (рис. 6.1.).
Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров называется товарооборотом. Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (рис. 6.1.).
Рис. 6.1. Основные экономические показатели деятельности аптеки
С другой стороны, согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. И здесь товарооборот отождествляется с такими понятиями, как объем реализации, выручка от продаж и является финансово-экономическим показателем торговой деятельности аптеки, характеризующим расход товаров.
|
От величины товарооборота зависят такие экономические показатели деятельности аптечной организации, как издержки, валовый доход, валовая и чистая прибыль.
Товарооборот аптеки измеряется в абсолютных показателях (сумма в рублях). Как количественный показатель статистики рынка он дает информацию о:
Качественными показателями товарооборота являются (1) реализация на одного жителя; (2) реализация на одного работника (производительность труда); (3) реализация по группам товаров.
На величину товарооборота аптечной организации влияют факторы, которые можно объединить в две группы:
численность населения;
количество
аптечных организаций и лечебно-
структура потребителей товаров аптечного ассортимента;
число врачей и др.
объем товарных ресурсов;
число фармацевтических работников;
товарная номенклатура;
способ продажи;
интенсивность и эластичность спроса;
уровень цен;
качество информационной работы и т.д.
Под влиянием одних факторов товарооборот аптеки может увеличиваться. Другие факторы, наоборот сдерживают реализацию лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента.
Повышают объем продаж: расширение товарной номенклатуры, применение приемов мерчандайзинга в выкладке товаров аптечного ассортимента, совершенствование работы товаропроводящей сети, увеличение доходов населения, рост доли высокоэффективных ЛП и др. Среди факторов, сдерживающих рост объема продаж ЛП и ИМН: отпуск более половины лекарств по рецептам, запрещение рекламы ЛП, отпускаемых по рецептам, и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача), развитие концепции здорового образа жизни и др.
Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема товарооборота аптеки.
Так как аптечные организации осуществляют продажу товаров для конечного потребления, такой вид реализации называется розничным товарооборотом.
|
Общий объем розничного товарооборота может быть разделен на отдельные составные части, т.е. иметь определенную структуру. При определении структуры товарооборота используются следующие признаки (рис. 6.2.):
Рис. 6.2.
Структура товарооборота
Распределение товарооборота по составным частям можно рассматривать как сегментирование рынка и отражение структуры реализованного спроса, что в свою очередь является составным элементом характеристики конкурентоспособности аптечной организации.
Сбор и анализ данных о товарообороте необходим аптечной организации для оценки результатов ее текущей деятельности, а также для разработки и прогнозирования стратегий на будущее. Необходимость проведения анализа товарооборота также продиктована тем, что от него напрямую зависит удовлетворение покупательского спроса, финансовое состояние аптеки, а также уровень издержек обращения, валового дохода и полученной прибыли.
Основные этапы анализа розничного товарооборота аптеки следующие:
На рис. 6.3 представлена схема анализа розничного товарооборота аптечной организации.
Рис.
6.3. Схема анализа розничного
товарооборота аптечной
организации
Прежде, чем приступать к проведению анализа, необходимо проверить соответствие используемых показателей друг другу по 3-м направлениям:
Основные источники информации для анализа товарооборота: данные планов, бизнес-планов, если таковые разрабатываются в аптечной организации, данные бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета.
Фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Информацию о розничном товарообороте за месяц можно получить из регистров бухгалтерского учета (счет «Продажи»), данных оперативного учета движения товаров. Так, реализация товаров конечным потребителям отражена в следующих первичных документах: Рецептурный журнал, Журнал учета рецептуры, Кассовая книга, Расходная часть Товарного отчета материально-ответственного лица, данные контрольно-кассовой ленты. К основным документам, отражающим реализацию товаров институциональным потребителям, относятся: Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями, Накладная-требование, Счет, Реестр выписанных покупателям требований-накладных, Оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей и прочим расчетам, Товарный отчет материально-ответственного лица.
Изучение
динамики объема товарооборота.
Осуществляется с помощью расчета цепных
и базисных темпов роста (прироста), а также
среднегодового темпа изменения реализации
товаров, что помогает оценить общие тенденции
изменения показателя. В условиях инфляции
темпы изменения объема товарооборота
следует рассчитывать в сопоставимых
ценах, т.е. в ценах базисного года:
Рс.ц.
= Рф.ц. /
Iц
где Рс.ц. — объем товарооборота в сопоставимых ценах (или физический товарооборот);
Рф.ц. — объем товарооборота в фактических ценах;
Iц
— индекс изменения цен.
Последовательность анализа динамики розничного товарооборота представлены в примере 6.1.
Пример 6.1.
Анализ динамики розничного товарооборота
Наименование показателя | Фактические данные | Ожидаемые
данные
(данные текущего года) | |||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | ||
Товарооборот, тыс. руб. | 4603 | 5737 | 7013 | 9258 | 12701 |
Цепные индексы цен, % | 100,0 | 136,5 | 120,2 | 118,6 | 113,3 |
Индексы цен к базисному году, % | 100,0 | 136,5 | 164,1 | 194,6 | 220,5 |
Физический объем товарооборота, тыс. руб. | 4603 | 4202,9 | 4274,3 | 4757,7 | 5760,8 |
Темпы роста | 0,91 | 1,02 | 1,11 | 1,21 | |
Среднегодовой темп роста | 1,06 |
а) построить периодический ряд динамики;
б) выразить товарооборот в сопоставимых ценах:
5737 / 136,5 * 100% = 4202,9 т.руб.
7013 / 164,1 * 100% = 4274,3 т.руб.
и т.д.
в) рассчитать годовые темпы роста:
4202,9 / 4603 = 0,91
4274,3 / 4202,9 = 1,02
и т.д.
г) рассчитать среднегодовой темп роста:
Экономический
анализ динамики товарооборота показывает,
что во втором году по сравнению
с базисным годом наблюдается снижение
физического объема товарооборота, затем
товарооборот увеличивался (за анализируемый
период в среднем в 1,06 раза, т.е. на 6%).
Оценка степени выполнения плана товарооборота за отчетный период. Производится по общему объему и составным частям (см. рис. 6.2.). При этом показателями оценки деятельности аптеки за определенный период могут быть как абсолютные, так и относительные величины выполнения планового задания. Сравниваться между собой могут плановые и фактические показатели, а также данные отчетного и базисного года.
В
примере 6.2. представлена оценка выполнения
плана розничного товарооборота в общем
объеме и по типу покупателей.
Пример 6.2.
Оценка выполнения плана розничного товарооборота по общему объему и типу покупателей
Наименование показателя | Ожидаемые данные, тыс. руб. | Отклонения от плана | ||
План | Факт | Тыс. руб. | % | |
Товарооборот общий | 12536 | 12701 | +165 | +1,3 |
В
т.ч.
Реализация населению |
11909 | 12109 | +200 | +1,7 |
Реализация институциональным потребителям | 627 | 592 | -35 | -5,6 |
Информация о работе Розничный товарооборот аптечной организации