Розничный товарооборот аптечной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:29, курс лекций

Краткое описание

Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров называется товарооборотом. Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (рис. 6.1.).

Файлы: 1 файл

Глава_6_товарооборот.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Глава 6

РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Понятие товарооборота, его разделы, измерители. Факторы, влияющие на товарооборот аптеки

 

    Экономическая деятельность аптечной организации  является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров называется товарооборотом. Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (рис. 6.1.).

Рис. 6.1. Основные экономические показатели деятельности аптеки

    С другой стороны, согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. И здесь товарооборот отождествляется с такими понятиями, как объем реализации, выручка от продаж и является финансово-экономическим показателем торговой деятельности аптеки, характеризующим расход товаров.

    Товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

    ГОСТ  Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»


 

    От  величины товарооборота зависят  такие экономические показатели деятельности аптечной организации, как  издержки, валовый доход, валовая  и чистая прибыль.

    Товарооборот  аптеки измеряется в абсолютных показателях (сумма в рублях). Как количественный показатель статистики рынка он дает информацию о:

  • размере аптечной организации,
  • объеме выручки за проданные товары,
  • размере денежных расходов покупателей на приобретение товаров,
  • общем потреблении товарной массы.

    Качественными показателями товарооборота являются (1) реализация на одного жителя; (2) реализация на одного работника (производительность труда); (3) реализация по группам товаров.

    На  величину товарооборота аптечной организации влияют факторы, которые можно объединить в две группы:

  • факторы внешней среды

      численность населения;

      количество  аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений;

      структура потребителей товаров аптечного ассортимента;

      число врачей и др.

  • факторы внутренней среды

      объем товарных ресурсов;

      число фармацевтических работников;

      товарная  номенклатура;

      способ  продажи;

      интенсивность и эластичность спроса;

      уровень цен;

      качество  информационной работы и т.д.

    Под влиянием одних факторов товарооборот аптеки может увеличиваться. Другие факторы, наоборот сдерживают реализацию лекарственных препаратов  и других товаров аптечного ассортимента.

    Повышают  объем продаж: расширение товарной номенклатуры, применение приемов мерчандайзинга в выкладке товаров аптечного ассортимента, совершенствование работы товаропроводящей сети, увеличение доходов населения, рост доли высокоэффективных ЛП и др.  Среди факторов, сдерживающих  рост объема продаж ЛП и ИМН:  отпуск более половины лекарств по рецептам,  запрещение рекламы ЛП, отпускаемых по рецептам, и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача), развитие концепции здорового образа жизни и др.

    Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема товарооборота аптеки.

    Так как аптечные организации осуществляют продажу товаров для конечного  потребления, такой вид реализации называется розничным товарооборотом.

         Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.

         В состав розничного товарооборота  включается также  продажа товаров  организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским  садам и яслям, домам для престарелых), через которые  осуществляется совместное потребление товаров.

         Такая продажа может  производиться как  по безналичному, так  и за наличный расчет.

         ГОСТ  Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»


 

    Общий объем розничного товарооборота  может быть разделен на отдельные  составные части,  т.е. иметь определенную структуру.  При определении структуры товарооборота используются следующие признаки (рис. 6.2.):

Рис. 6.2. Структура товарооборота 

    Распределение товарооборота по составным частям можно рассматривать как сегментирование рынка и отражение структуры реализованного спроса, что в свою очередь является составным элементом характеристики конкурентоспособности аптечной организации.

6.2. Анализ розничного  товарооборота аптеки

 

    Сбор и анализ данных о товарообороте необходим аптечной организации для оценки результатов ее текущей деятельности, а также для разработки и прогнозирования стратегий на будущее. Необходимость проведения анализа товарооборота также продиктована тем, что от него напрямую зависит удовлетворение покупательского спроса, финансовое состояние аптеки, а также уровень издержек обращения, валового дохода и полученной прибыли.

    Основные  этапы анализа розничного товарооборота аптеки следующие:

  1. изучение динамики его объема
  2. оценка степени выполнения плана
  3. анализ факторов, влияющих на динамику и степень выполнения плана
  4. выявление резервов увеличения товарооборота.

    На  рис. 6.3 представлена схема анализа  розничного товарооборота аптечной организации.

Рис. 6.3. Схема анализа розничного товарооборота аптечной организации 

    Прежде, чем приступать к проведению анализа, необходимо проверить соответствие используемых показателей друг другу по 3-м направлениям:

  • по ценам: товарооборот отчетного периода должен быть рассчитан в таких же ценах, что и товарооборот базисного периода (для этого применяется индекс цен).
  • по времени: товарооборот отчетного и базисного периода должны быть взяты за одинаковые промежутки времени, а если эти временные периоды различаются, необходимо использовать такой показатель, как среднедневной  товарооборот.
  • сопоставимость в пространстве: товарооборот отчетного и базисного периода должен быть рассчитан на одну и ту же торговую площадь.

    Основные  источники информации для анализа  товарооборота: данные планов, бизнес-планов, если таковые разрабатываются в аптечной организации, данные бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета.

    Фактический объем розничной реализации товаров  в продажных ценах показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

    Информацию  о розничном товарообороте за месяц можно получить из регистров  бухгалтерского учета (счет «Продажи»), данных оперативного учета движения товаров. Так, реализация товаров конечным потребителям отражена в следующих  первичных документах: Рецептурный журнал, Журнал учета рецептуры, Кассовая книга, Расходная часть Товарного отчета материально-ответственного лица, данные контрольно-кассовой ленты. К основным документам, отражающим реализацию товаров институциональным потребителям, относятся: Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями, Накладная-требование, Счет, Реестр выписанных покупателям требований-накладных, Оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей и прочим расчетам, Товарный отчет материально-ответственного лица.

      Изучение  динамики объема товарооборота. Осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста (прироста), а также среднегодового темпа изменения реализации товаров, что помогает оценить общие тенденции изменения показателя. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года: 

Рс.ц. = Рф.ц. / Iц 

    где  Рс.ц. — объем товарооборота в сопоставимых ценах (или физический товарооборот);

    Рф.ц. — объем товарооборота в фактических ценах;

    Iц — индекс изменения цен. 

Последовательность  анализа динамики розничного товарооборота  представлены в примере 6.1.

Пример 6.1.

Анализ  динамики розничного товарооборота

Наименование  показателя Фактические данные Ожидаемые данные

(данные  текущего года)

1-й  год 2-й год 3-й год 4-й год
Товарооборот, тыс. руб. 4603 5737 7013 9258 12701
Цепные  индексы цен, % 100,0 136,5 120,2 118,6 113,3
Индексы цен к базисному году, % 100,0 136,5 164,1 194,6 220,5
Физический  объем товарооборота, тыс. руб. 4603 4202,9 4274,3 4757,7 5760,8
Темпы роста   0,91 1,02 1,11 1,21
Среднегодовой темп роста 1,06

а) построить  периодический  ряд динамики;

б) выразить товарооборот в сопоставимых ценах:

5737 / 136,5 * 100% = 4202,9 т.руб.

7013 / 164,1 * 100% = 4274,3 т.руб.

и т.д.

в) рассчитать годовые темпы  роста:

4202,9 / 4603 = 0,91

4274,3 / 4202,9 = 1,02

и т.д.

г) рассчитать среднегодовой темп  роста:

 

Экономический анализ динамики товарооборота показывает, что во втором году по сравнению  с базисным годом наблюдается снижение физического объема товарооборота, затем товарооборот увеличивался (за анализируемый период в среднем в 1,06 раза, т.е. на 6%). 

    Оценка  степени выполнения плана товарооборота  за отчетный период. Производится по общему объему и составным частям (см. рис. 6.2.). При этом показателями оценки деятельности аптеки за определенный период могут быть как абсолютные, так и относительные величины выполнения планового задания. Сравниваться между собой могут  плановые и фактические показатели, а также данные отчетного и базисного года.

    В примере 6.2. представлена оценка выполнения плана розничного товарооборота в общем объеме и по типу покупателей. 

            Пример 6.2.

        Оценка  выполнения плана  розничного товарооборота  по общему объему и  типу покупателей

Наименование  показателя Ожидаемые данные, тыс. руб. Отклонения  от плана
План Факт Тыс. руб. %
Товарооборот  общий 12536 12701 +165 +1,3
В т.ч.

Реализация населению

11909 12109 +200 +1,7
Реализация  институциональным потребителям 627 592 -35 -5,6

Информация о работе Розничный товарооборот аптечной организации