Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:29, курс лекций
Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров называется товарооборотом. Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (рис. 6.1.).
Значительное
влияние на распределение товарооборота
по кварталам и месяцам оказывает
сезонность потребления лекарственных
средств и других товаров аптечного ассортимента.
|
Для научно обоснованного распределения товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в реализации товаров аптечного ассортимента и уметь ее прогнозировать.
В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляется анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота с учетом сезонности. Наиболее простым и надежным является метод относительной средней, в основе которого лежит сопоставимость товарооборота только внутри года. Поэтому влияние индекса цен нивелируется. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты.
Методика прогноза товарооборота по сезонным колебаниям основана на их экстраполяции, т.е. на предположении, что параметры сезонных колебаний сохраняются до прогнозируемого периода. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности (Is). Последовательность определения сезонных колебаний рассмотрена в примере 6.12 и состоит из следующих этапов:
`Рj = Рj / 12
где `Рj – среднемесячный товарооборот j-го года, руб.
Рj – товарооборот j-го года, руб.
yij = (Рij /`Рj) * 100
где yij – сезонные колебания товарооборота i-го месяца j-го года, %
Рij –
товарооборот i-го месяца j-го года, руб.
Isi = Syij / n
где Isi – индекс сезонности товарооборота i-го месяца, %
n
– количество лет.
Пример 6.12.
Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по месяцам
Месяц | Товарооборот, тыс. руб. | ||
1-ый год | 2-ой год | Отчетный год | |
Январь | 517,7 | 754,8 | 934,9 |
Февраль | 539,8 | 760,3 | 952,2 |
Март | 551,0 | 761,1 | 1050,7 |
Апрель | 589,7 | 712,8 | 1000,7 |
Май | 504,7 | 667,2 | 960,9 |
Июнь | 631,8 | 760,5 | 1041,3 |
Июль | 557,2 | 778,5 | 1040,6 |
Август | 559,4 | 683,7 | 1028,2 |
Сентябрь | 584,6 | 783,1 | 982,0 |
Октябрь | 676,0 | 765,7 | 1085,4 |
Ноябрь | 611,6 | 842,3 | 1254,8 |
Декабрь | 689,3 | 988,2 | 1369,2 |
Всего (Рj) | 7013,0 | 9258 | 12701 |
Среднемесячная реализация (`Рj) | 584,4 | 771,5 | 1058,4 |
Расчет сезонных колебаний товарооборота по месяцам.
Месяц | Сезонные колебания, % | S сезонных колебаний, % | Индексы сезонности, % | ||
1-ый год | 2-ой год | Отчетный год | |||
Январь | 88,6 | 97,8 | 88,3 | 274,8 | 91,6 |
Февраль | 92,4 | 98,5 | 90,0 | 280,9 | 93,6 |
Март | 94,3 | 98,7 | 99,3 | 292,2 | 97,4 |
Апрель | 100,9 | 92,4 | 94,5 | 287,8 | 95,9 |
Май | 86,4 | 86,5 | 90,8 | 263,6 | 87,9 |
Июнь | 108,1 | 98,6 | 98,4 | 305,1 | 101,7 |
Июль | 95,3 | 100,9 | 98,3 | 294,6 | 98,2 |
Август | 95,7 | 88,6 | 97,1 | 281,5 | 93,8 |
Сентябрь | 100,0 | 101,5 | 92,8 | 294,3 | 98,1 |
Октябрь | 115,7 | 99,2 | 102,5 | 317,5 | 105,8 |
Ноябрь | 104,7 | 109,2 | 118,6 | 332,4 | 110,8 |
Декабрь | 118,0 | 128,1 | 129,4 | 375,4 | 125,1 |
для 1-го года (517,7 + 539,8 + 551,0 + … + 689,3) / 12 = 584,4тыс. руб.
для 2-го года (754,8 + 760,3 + 761,1 + … + 988,2) / 12 = 771,5 тыс. руб.
и т.д.
для января 1-го года (517,7 / 584,4) * 100 = 88,6%
для января 2-го года (754,8 / 771,5) * 100 = 97,8%
и т.д.
Isянв = (88,6 + 97,8 + 88,3) / 3 = 91,6%
Isфев
= (427,7 / 458,1) * 100 = 93,4% и т.д.
Из последней
графы видно, что сезонные колебания
товарооборота характеризуются повышением
в июне (+1,7%), октябре (+5,8%), ноябре (+10,8%) и
декабре (+25,1%) и снижением в остальных
месяцах.
Рассчитанные таким образом средние индексы сезонности можно положить в основу планирования товарооборота на следующий год (пример 6.13).
Пример. 6.13.
Распределение товарооборота по месяцам на основе индексов сезонности
Период
Товарооборот |
Текущий год | Планируемый год | |
Тыс. руб. | Индекс сезонности, % | тыс. руб. | |
Всего | 12701 | 100 | 15564 |
Среднемесячная реализация | 1058,4 | 1297,0 | |
В т.ч. по месяцам | |||
Январь | 934,9 | 91,6 | 1188,1 |
Февраль | 952,2 | 93,6 | 1213,9 |
Март | 1050,7 | 97,4 | 1263,3 |
Апрель | 1000,7 | 95,9 | 1243,8 |
Май | 960,9 | 87,9 | 1140,1 |
Июнь | 1041,3 | 101,7 | 1319,0 |
Июль | 1040,6 | 98,2 | 1273,6 |
Август | 1028,2 | 93,8 | 1216,6 |
Сентябрь | 982,0 | 98,1 | 1272,4 |
Октябрь | 1085,4 | 105,8 | 1372,2 |
Ноябрь | 1254,8 | 110,8 | 1437,1 |
Декабрь | 1369,2 | 125,1 | 1622,5 |
Как видно из примеров 6.11 и 6.13 плановые значения товарооборота, распределенные по месяцам с помощью разных методик, отличаются. Поэтому, для получения достоверных прогнозов выбор методики зависит от имеющихся исходных данных и их динамики.
Распределение товарооборота по составным частям. Для более точного контроля за динамикой продаж в различных сегментах рынка необходимо проводить распределение объема товарооборота по составным частям.
Методика
распределения заключается в
определении удельного веса каждой
составной части товарооборота
в текущем году и сохранении этого
соотношения на прогнозируемый период.
Так, в примере 6.14 представлено распределение
товарооборота конечным потребителям
по способу продажи.
Пример 6.14.
Распределение товарооборота на составные части
Показатель | Всего | В т.ч. по составным частям | |
Объем продаж по рецептам | Объем продаж по безрецептурному отпуску | ||
Товарооборот (текущий год), тыс. руб. | 12109 | 3027,25 | 9081,75 |
Удельный вес в товарообороте каждой составной части, % | 100 | 25 | 75 |
План
товарооборота,
тыс. руб. |
14438,2 | 3609,5 | 10828,7 |
Аналогичные методические подходы используются, если товарооборот разделен на составные части на основе иных признаков.
Экономические показатели товарооборота мелкорозничной сети рассчитывают аналогично показателям аптеки.
Таким образом, проект плановых показателей товарооборота аптечной организации, представленный в примерах, выглядит следующим образом (табл. 6.1):
Таблица 6.1
План основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации (товарооборот)
Информация о работе Розничный товарооборот аптечной организации