Розничный товарооборот аптечной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:29, курс лекций

Краткое описание

Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров называется товарооборотом. Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (рис. 6.1.).

Файлы: 1 файл

Глава_6_товарооборот.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

 

Для определения  влияния на товарооборот изменения  режима работы аптечной организации  необходимо рассчитать условное значение товарооборота при фактическом  количестве дней работы аптеки и плановых значениях остальных показателей:

Русл. = 75 * 2 * 365 * 0,27 = 14782,5 тыс. руб.

Таким образом, переход аптеки на 7-дневную  рабочую неделю оказал положительное  влияние на товарооборот при прочих равных условиях. 

    Выявление резервов увеличения товарооборота. Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота аптечной организации.

    Основные  источники резервов увеличения товарооборота  по анализируемым группам факторов представлены на рис. 6.4.

    Рис. 6.4. Источники резервов увеличения розничного товарооборота 

    Таким образом, товарооборот формируется  в результате совокупного влияния  множества факторов. И если эти факторы являются длительно действующими, то развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, в сохранении механизма формирования товарооборота и темпов и направлений изменения товарооборота.

    Такое свойство инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода. Поэтому данные экономического анализа являются основой для составления плана товарооборота аптечной организации.

6.3. Планирование розничного  товарооборота аптеки

 
    План  товарооборота – это оценка будущих продаж в денежном выражении за определенный период времени.

 
 

    Прогнозная  величина розничного товарооборота  является одним из основных разделов плана экономического и социального  развития аптечной организации, поскольку от величины товарооборота аптеки зависят объем валовой и чистой прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптеки начинается с прогноза годового объема товарооборота.

    При прогнозировании товарооборота  ставятся следующие цели:

  • Экономически  обосновать объем реализации в соответствии с динамикой платежеспособного спроса населения и товарного предложения.
  • Привести  структуру  реализации  в соответствие с организацией сбыта.

    При планировании общего объема розничного товарооборота аптеки могут быть использованы различные методы прогнозирования, рассмотренные в третьей главе.

    Обоснованность  применения того или иного метода зависит от достоверности и объема исходной информации о динамике объема реализации и факторов, влияющих  на него,  возможности получения информации и т.д.

    Кроме того, при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот текущего года, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую его величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

Рожид. = Рфакт. 9мес. + Рплан IV кв.

    где Рожид.  — ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

    Рфакт. 9мес. — фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

    Рплан IV кв. — планируемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб.  

    Факторы, влияющие на товарооборот населению  и организациям, отличаются, и поэтому  планирование объема продаж конечным и институциональным потребителям производится раздельно.

    Планирование  товарооборота конечным потребителям. Наиболее простым способом планирования товарооборота является метод динамических показателей. При этом разрабатывается годовой план показателя с последующей разбивкой по кварталам или месяцам.  

    План  товарооборота равен реализации текущего года,  увеличенной на показатель ежегодного или среднегодового темпа  роста (прироста).

 
 

    Методика  прогнозирования розничного товарооборота  населению с использованием метода динамических показателей представлена в примере 6.8.

            Пример 6.8.

            Прогнозирование розничного товарооборота  населению

Наименование  показателя Фактические данные Ожидаемые данные Прогноз
1-й  год 2-й год 3-й год 4-й год
Товарооборот, тыс. руб. 4388,9 5469,7 6687,2 8827,6 12109 14438,2
Цепные  индексы цен, % 100,0 136,5 120,2 118,6 113,3 112,5
Индексы цен к базисному году, % 100,0 136,5 164,1 194,6 220,5 248,0
Физический  объем товарооборота, тыс. руб. 4388,9 4007,1 4075,7 4536,5 5492,3 5821,9
Темпы роста   0,91 1,02 1,11 1,21  
Среднегодовой темп роста 1,06

а) построить  периодический  ряд динамики;

б) выразить товарооборот в сопоставимых ценах:

5469,7 / 136,5 * 100% = 4007,1 тыс. руб.

6687,2 / 164,1 * 100% = 44075,7 тыс. руб.

и т.д.

в) рассчитать годовые темпы  роста:

4007,1 / 4388,9 = 0,91

4075,7 / 4007,1 = 1,02

и т.д.

г) рассчитать среднегодовой темп  роста:

д) рассчитать прогнозное значение физического объема товарооборота (в ценах 1-ого года):

                                          Рпл = Рф * Тср   = 5492,3 * 1,06 = 5821,9 (тыс. руб.).

е) учесть инфляцию: в плановом году инфляция составит 12,5% по сравнению с текущим годом. Таким образом, индекс цен по отношению к 1-ому году составит 248,0% ((100 * 136,5 * 120,2 * 118,6 * 113,3) / 100%).

ж) Прогноз  товарооборота равен 5821,9 * 248,0 / 100 = 14438,2 (тыс. руб.) 
 

    Прогнозирование товарооборота институциональным потребителям. В настоящее время большинство ЛПУ и других организаций приобретают ЛС и другие товары аптечного ассортимента непосредственно у оптовых посредников или производителей.

    В тех аптеках, где в объем реализации входят продажи ЛПУ, основными факторами, влияющими на товарооборот, являются:

  • коечный фонд и его изменение;
  • профиль ЛПУ;
  • ассигнования,  выделенные ЛПУ на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
  • размер средств ФОМС и добровольного страхования;
  • наличие формуляров и их стоимость;
  • дополнительные ассигнования.
 
    План  товарооборота организациям равен ассигнованиям, выделенным данным организациям на закупку ЛС и других товаров аптечного ассортимента.

 

    При расчете объема реализации организациям может быть также применен метод  динамических показателей,  однако, наиболее точным является ориентирование на предполагаемый размер ассигнований.

            Пример  6.9.

        Планирование  розничного товарооборота  институциональным  потребителям

Показатель В текущем году В планируемом году
Ассигнования на 1 койко-день, руб. 3,43 6,54
Коечный фонд ЛПУ  500 500
Функционирование  койки, дней 345 345

План  товарооборота организациям (ЛПУ) = 6,53 * 500 * 345 = 1126 тыс.руб. 

    Распределение общего объема товарооборота  по кварталам (месяцам). После определения  годового товарооборота производят распределение его по кварталам (месяцам). Причем, динамика квартальных и месячных товарооборотов существенно отличается от годовых и характеризуется неравномерностью и выраженными колебаниями.

    При распределении товарооборота по кварталам  учитывают сложившиеся  соотношения в прошлых периодах,  сезонные колебания, обусловленные спросом и предложением на отдельные товары аптечного  ассортимента, место  расположения аптеки,  степень использования выделенных ассигнований ЛПУ. 

    Традиционная  методика распределения по кварталам  заключается  в следующем: рассчитывают удельный вес (%) товарооборота каждого  квартала в общем товарообороте  базисного года и сложившиеся  соотношения сохраняют на планируемый период (пример 6.10).  

        Пример  6.10.

        Распределение товарооборота по кварталам

Показатель Всего В т.ч. по кварталам
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Товарооборот (текущий год), тыс. руб. 12701 2921,2 3048,2 3302,3 3429,3
Удельный  вес в товарообороте  каждого квартала, % 100 23 24 26 27
План  товарооборота,

тыс. руб.

15564 3579,7 3735,4 4046,6 4202,3

 

    При необходимости точно также можно  составить прогноз товарооборота на каждый месяц (пример 6.11). 

    Пример. 6.11.

    Распределение товарооборота по месяцам

Период

Товарооборот 

Текущий год Планируемый год
Тыс. руб. % тыс. руб.
Всего 12701 100 15564
В т.ч. по месяцам
Январь 934,9 7,4 1151,7
Февраль 952,2 7,5 1167,3
Март 1050,7 8,3 1291,8
Апрель 1000,7 7,9 1229,5
Май 960,9 7,6 1182,9
Июнь 1041,3 8,2 1276,2
Июль 1040,6 8,2 1276,2
Август 1028,2 8,1 1260,7
Сентябрь 982,0 7,7 1198,4
Октябрь 1085,4 8,5 1322,9
Ноябрь 1254,8 9,9 1540,8
Декабрь 1369,2 10,8 1680,9

Информация о работе Розничный товарооборот аптечной организации