Организация розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предпр-иятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Оглавление

Введение
1 Сущность и принципы организации розничной торговли
1.1. Виды розничных торговых предприятий
1.2.Принципы организации розничных сетей.
2. Конкуренция
2.1Цели и задачи развития конкуренции
2.2Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы конкуренции
3.SWOT-анализ
4.Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

коммерческая деятельность.doc

— 204.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение

       1  Сущность и принципы организации розничной торговли

       1.1. Виды розничных торговых предприятий

       1.2.Принципы  организации розничных сетей.

       2. Конкуренция

       2.1Цели и задачи развития конкуренции 
             2.2Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы конкуренции

       3.SWOT-анализ

       4.Заключение 

       Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                

                       Введение

             В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации  товаров как, розничная торговля.

             Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.  Коммерческая работа по продажи в розничных  торговых предприятиях в отличии от оптовых предпр-иятий имеет свои особенности.  Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно  населению, то есть физическим лицам, применяя свои,  специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

             Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования  торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с  изменившимся спросом  населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

             Развитие розничной торговли нуждается в  создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, рай-она при неукоснительной поддержке  государственных  и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.

                Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному  удовлетворению совокупного спроса  населения и получению коммерческого успеха. Среди новых  методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.

               Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.

               Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента,   недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

                Современное состояние экономики России характеризуется завершением первичного становления рыночных отношений. Одним из результатов этого процесса стало формирование  товарных рынков и обострение внутри- и межотраслевой конкуренции, как фирм-производителей, так и торговых компаний.

             Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя. 
 

         1Сущность и принципы организации розничной торговли

     1.1 Сущность и функции розничной  торговли 
 
Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.  
Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации. 
Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом. Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем: 
• удовлетворение потребностей населения в товарах; 
• доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи; 
• поддержание баланса между предложением и спросом; 
• воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров; 
• совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.

       Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг. 
Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования». 
Услуги розничной торговли включают: 
1. реализацию товаров; 
2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании; 
3. информационно-консультационные услуги; 
4. создание удобств покупателям. 
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: 
• формирование ассортимента; 
• приемка товаров; 
• обеспечение хранения; 
• предпродажная подготовка; 
• выкладка товаров; 
• предложение товаров покупателю; 
• расчет с покупателем; 
• отпуск товара. 
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят: 
• прием и исполнение заказов на товары; 
• организацию доставки товаров; 
• упаковывание купленных в магазине товаров; 
• комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам; 
• оценку ювелирных изделий на дому; 
• оценку антиквариата на дому; 
• реализацию товаров в кредит; 
• организацию работ по послепродажному обслуживанию; 
• организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине; 
Информационно-консультационные услуги включают: 
• предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами; 
• консультации специалистов по товарам; 
• проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания). 
В состав услуг по созданию удобств покупателю входят: 
• организация и создание мест отдыха; 
• предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей); 
•гарантированное хранение купленных товаров; 
•прием и хранение вещей покупателей; 
• организация питания покупателей; 
• реализация продуктов питания с потреблением на месте; 
• парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.

                                                                                                                                                                  1.2.Принципы организации розничных сетей.

     Во-первых, надо знать, что предлагают фирмы-конкуренты для удовлетворения потребностей покупателей.

     Во-вторых, изучить факторы, влияющие на уровень удовлетворенности потребителя качеством услуг, оказываемых розничной торговлей.

     Важно подчеркнуть, что основой успеха в розничной торговле является полнота  удовлетворения потребностей покупателя, что означает: предложение необходимых  товаров в требуемом количестве по привлекательной цене в нужном месте и в удобное время, при этом огромное значение имеет уровень качества обслуживания покупателя.

     Поэтому еще на стадии проектирования первоочередная задача ритейлера – выбрать правильную концепцию предприятия розничной  торговли, то есть сформировать набор характеристик, наиболее полно отвечающих ожиданиям целевого сегмента покупателей и наиболее выгодно выделяющих магазин на фоне других предприятий розничной торговли, что в перспективе позволит обеспечить его конкурентоспособность.

     Магазин, как и товар, можно рассматривать  как совокупность некоторых характеристик, имеющих различную степень важности с точки зрения потребителя. Рассмотрим, какие факторы необходимо учитывать  ритейлеру на стадии разработки концепции  будущего магазина и в процессе функционирования данного предприятия.

     Следует отметить, что на стадии проектирования предприятия розничной торговли одно из первых и наиважнейших решений, которое приходится принимать предпринимателю, - это определение целевого сегмента. Ритейлер, исходя из своих возможностей и ограничений, принимает решение о том, на какую целевую аудиторию будет ориентирован магазин: с высоким, средним или низким уровнем доходов. Таким образом, последующие решения предпринимателя по планированию характеристик будущего бизнеса должны приниматься с учетом потребностей целевой аудитории, это:

  • разработка концепции;
  • выбор места расположения;
  • определение ассортиментной и ценовой политики;
  • мерчандайзинг;
  • обслуживание покупателей;
  • продвижение.

     Рассмотрим  более подробно эти характеристики.

     -Расположение магазина

     Место расположения компании может оказать  существенное влияние на развитие бизнеса, поэтому выбор места для будущего магазина должен производиться особенно тщательно. Цены, уровень сервиса, ассортимент  – все это в отличие от расположения торговой точки относительно быстро изменяется. Недаром говорят, что успешную работу предприятия розничной торговли обеспечивают три фактора: расположение, расположение и еще раз расположение.

     Часто торговым фирмам приходится вкладывать огромные деньги в приобретение и обустройство недвижимости или заключать долгосрочные договоры аренды с владельцами помещений. Поэтому преимущество в месторасположении магазина является долгосрочным конкурентным преимуществом, которое не может быть воспроизведено конкурентами.

     Основа  успешной деятельности розничного предприятия - это его размещение на пути движения людских потоков. Ритейлеру следует  принять во внимание зону тяготения  покупателя, которая определяется расстоянием  от магазина до места проживания или места работы, так как при выборе покупателем магазина этот фактор является одним из главных. Также нужно оценить престижность района, его социологический портрет, покупательскую способность, наличие магазинов-конкурентов.

     В зависимости от выбранной концепции магазина, необходимо рассчитать число потенциальных посетителей магазина. Если это магазин «у дома», то целевая аудитория магазина складывается из жителей, проживающих в данном микрорайоне, и сотрудников организаций, расположенных в непосредственной близости от торговой точки.

     При оценке потенциальных покупателей  следует учитывать вероятностный  характер посещения ими данного  магазина, частоту посещений, а также  вероятную среднюю сумму чека при одном посещении.

     Если  место удаленное, и доступность плохая, это всегда означает, что покупателей надо привлекать – низкими ценами, ассортиментом (широким, глубоким или особенным), рекламой и специальными акциями, что значительно снижает доходность торговой точки.

     Также нужно учитывать возможность привлечения квалифицированного персонала для работы в данном магазине, так как одним из критериев выбора персоналом работодателя является удаленность места расположения работы.

     Обобщая вышесказанное, отметим, что решения  о месторасположении магазина имеют стратегическое значение для успеха любого розничного торговца, тем более что они связаны с большими затратами и рассчитаны на длительный период времени.

     Между тем, успех предприятия розничной  торговли зависит не от одного, а  от совокупности факторов. Следующим фактором, влияющим на успешность работы будущего магазина, является выстраивание оптимальной ассортиментной и ценовой политики. Ценовая политика наряду с ассортиментной является частью общей стратегии и отражает цели компании.

Информация о работе Организация розничной торговли