Организация розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предпр-иятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Оглавление

Введение
1 Сущность и принципы организации розничной торговли
1.1. Виды розничных торговых предприятий
1.2.Принципы организации розничных сетей.
2. Конкуренция
2.1Цели и задачи развития конкуренции
2.2Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы конкуренции
3.SWOT-анализ
4.Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

коммерческая деятельность.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     В 2000 г. перед компанией был поставлен ряд задач, ход выполнения которых представлен в табл. 2.

         Показатель Факт 1999 г. План 2000 г.      Факт 2000 г.
                              изменение к уровню 1999 г., %      отклонение  от плана 2000 г., %
         Увеличение  объемов продаж на 10% относи-тельно 1999 г., тонн 13 423 14 800      -2,60      -11,65
         Увеличение  рентабель-ности продуктового портфеля, %      20      23      15,59      0,43
         Увеличение  доли рынка г. Казани на 5% (с 46% до 51%), тонн 4 771 5 010      3,24      -1,69
         Увеличение  объемов продаж на территории РТ на 25%, тонн 2 603 3 254      45,67      1,17
         Увеличение  объемов продаж по России и стра-нам  СНГ на 5%, тонн 6 231 6 536      -30,48      -41,98

     Основной  объем производства фабрики "Заря" составляют карамель и печенье. При  этом объемы продаж по основным видам  продукции в 2000 г. не только не достигли запланированных, но и упали относительно предыдущего периода (кроме карамели). Это привело к общему падению объема продаж. Причины отклонения результатов - как во внешних изменениях, так и во внутренней среде.

     К внешним причинам относятся:

  • Экспансия украинской продукции на российский кондитерский рынок: 75% (172 тыс. тонн) - доля украинской продукции из всего импорта кондитерской продукции в России. Отпускные цены на 16-20% ниже уровня цен российских компаний.
  • Динамичность рынка кондитерских изделий. Потребление шоколадной продукции в 2000 г. увеличилось почти в 1,5 раза. За счет роста покупательной способности предпочтение отдано более дорогой и качественной продукции.
  • Высокая концентрация производителей кондитерских изделий на близлежащих территориях.

     К внутренним причинам отклонения от плана  можно отнести:

  • Недостаток оборотных средств, ведущий к задержке всех запланированных программ.
  • Негибкое реагирование на изменения предпочтений потребителей: не запущена программа по комбинированным роторам, предусматривающая оптимизацию производства фасованного и весового печенья.
  • Относительно высокая себестоимость производимой карамели не позволяет конкурировать в нижних ценовых сегментах, а технологические ограничения имеющегося оборудования все меньше отвечают ожиданиям покупателей и не позволяют перепозиционировать продукт в средний ценовой сегмент.
  • Невысокий уровень дистрибуции.

     Для выработки стратегии позиционирования продукции необходимо учитывать  данные ситуационного анализа - SWOT-анализ. Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составим матрицу SWOT для ОАО "Заря" (табл. 3).

            Возможности: 1. Выход на новые рынки или  сегменты рынка. 2. Расширение производственной линии.      Угрозы: 1. Возможность появления новых  конкурентов. 2. Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков.
     Сильные стороны: 1. Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство  среднего звена.      ПОЛЕ "СИВ" Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение производства - активная роль маркетинга, образованное руководство. Верт      ПОЛЕ "СИУ" Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация, упа-ковка. Влияние на цены покупате-лями и  поставщиками - гибкое руководство, ценовая политика. Конкуре
     Слабые  стороны: 1. Старое оборудование, большие  объемы отходов. 2. Тесные производственные помещения, отсутствие единого      ПОЛЕ "СЛВ" Старое оборудование - расширение производственной линии. Тесные производственные помещения - вертикальная интеграция. Низкая прибыльность, дополнительные издержки - выход на но      ПОЛЕ "СЛУ" Конкурентное давление - старое оборудование, более низкая прибыль  из-за высоких издержек. Влияние  на цены покупателями и поставщиками - более низкая прибыльность из-за высоких

     Считается, что при выработке стратегии  основное внимание нужно уделить  полю "СИВ", так как оно дает возможность для развития. Сопоставление  на поле "СИВ" возможности выхода на новые рынки с сильными сторонами  фабрики создает благоприятные условия прежде всего в отношении перспективных, с разработанным брендом продуктов (карамельная линейка, "Класс!", печенье "Счастливый день"). К этим продуктам необходимо применить активную атакующую стратегию, расширить производство и позиционироваться на новых ценовых сегментах.

     На  поле "СИУ" угрозы усиления конкурентного  давления касаются прежде всего основных продуктов фабри-ки (карамели, печенья, тортов, конфет). С учетом сильных  сторон ОАО "Заря" (гибкая ценовая  политика, репутация, упаковка) маркетинговую стратегию для данных продуктов можно определить как оборонительную, так как необходимо учитывать также факторы, попавшие на поле "слабость и угроза".

     Оборонительная  стратегия сформулирована на основе результатов маркетинговых исследований в виде стратегий позиционирования основных продуктов фабрики "Заря" (карамель, печенье, торты, конфеты).

     На  поле "СЛВ" (слабость и возможность) данная комбинация факторов позволяет  за счет появившейся возможности (расширения производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки) устранить слабые стороны организации (старое оборудование, большие объемы отходов).

     Также вследствие вертикальной интеграции (вхождения  в кондитерский холдинг) можно ослабить влияние слабых сторон организации (тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции, дополнительные издержки по внутрифабричному транспорту, более низкая прибыльность из-за высоких издержек).

     В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть  угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Матрица возможностей для ОАО "Заря" представлена в табл. 4.

                Сильное влияние      Умеренное влияние      Малое влияние
         Высокая вероятность      Выход на новые рынки или сегменты рынка  за счет брендированной продукции      Вертикальная  интеграция       
         Средняя вероятность      Расширение  производ-ственной линии              
         Низкая  вероятность                     

     Как видно, все три возможности фирмы  имеют для нее большое значение и их надо обязательно использовать.

     Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху откладываются возможные  последствия для фирмы, к которым может привести реализация угрозы. Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (табл. 5).

                Разрушение      Критическое состояние      Тяжелое состояние      "Легкие  ушибы"
         Высокая вероятность             Возрастающее  конкурентное давление      Возможность появления новых конку-рентов       
         Средняя вероятность                           Возрастающее  влияние на цены у покупателей  и поставщиков
         Низкая  вероятность                            

     Самая опасная угроза - возрастающее конкурентное давление - должна быть обязательно  и немедленно устранена. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения руководства фирмы и устраняться в первостепенном порядке. Что касается возрастания влияния покупателей и поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить меньше внимания.

     Применение в стратегическом планировании маркетинга современных методов анализа позволяет эффективно управлять продуктовым портфелем предприятия, вырабатывать соответствующие маркетинговые стратегии по продуктовым линиям для достижения целей организации в целом.  
 

     Заключение

     Современный этап развития розничной торговли в  России характеризуется укрупнением  отечественных торговых сетей и  расширением их территориального присутствия  в регионах. К тому же, на российский рынок пришли крупные международные  игроки, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Оби (OBI), Икея (Ikea) и другие, которые незаметно, но в очень короткие сроки заняли лидирующие позиции на российском потребительском рынке и планируют дальнейшую экспансию в регионы. Следует отметить, что в своей деятельности международные операторы применяют прогрессивные торговые технологии и современные стандарты работы, что, в свою очередь, обусловливает их большую эффективность по сравнению с местными игроками. Существующие тенденции развития розничной торговли привели к обострению конкурентной борьбы и заставили ритейл изыскивать новые источники формирования устойчивых конкурентных преимуществ.

     Выжить  в сложившихся экономических  условиях розничным торговцам становится все труднее и труднее, причем наиболее остро эта проблема стоит перед одиночными магазинами. Чтобы не потерпеть поражение в этой конкурентной борьбе, ритейлу необходимо использовать все имеющиеся у него возможности для отстройки от конкурентов и создания устойчивых конкурентных преимуществ. 

         Список литературы

     1. Веснин В.Р. «Основы менеджмента»// учебник.-М.: Институт международного  права и экономики. Изд-во «Триада  Лтд», 2007 г. 

     2. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента» /Минск «Экономпресс»/, 2008 г.

     3. Котлер Ф. «Основы маркетинга».  Москва. «ПРОГРЕСС», 2003 г.-736 с. 

     4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури  Ф. «Основы менеджмента»/пер. с  англ. –М.: Дело, 2007 г.-704 с. 

     5. «Менеджмент»/ И.Н. Герчикова: Учебник,  третье издание, Москва «Банки  и биржи» Издательское объединение «Юнити» 2008г.

     6. Маркетинг : учебник/А.Н. Романов,  Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников  и др. под ред. А.Н. Романова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006 г.-560 с. 

     7. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова  Г.И. «Инновационный менеджмент».-М.: АКАЛИС, 2008 г.

     8. Фатхутдинов Р.А. «Стратегический  менеджмент» :учебник для вузов.-3-е  изд. ,-М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2008 г.416 с. 

     9. Экономика предприятия: учебник  /под ред. Проф. О.И. Волкова.-М.: ИНФРА-М, 2009 г.416с. 

     10.Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 2002г.

     11. Бушмарин И. В. «Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика» 2004г.

     12. Гаузнер Н. «Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости» 2004г.

     13Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. «Работа есть работа, работа есть всегда» // «Коммерсантъ» №21 2000г.

                  14.Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Р-н-Д., 2001.

     15.Каплина  С.А. Технология оптовой и розничной  торговли. Р - н - Д., 2002.

Информация о работе Организация розничной торговли