Организация розничной торговли в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ 5
1.1.Функции и классификация розничных торговых предприятий 7
1.2. Специализация и типизация розничного торгового предприятия 9
1.3.Основные принципы размещения розничной торговой сети 11
2.ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ 14
3.ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 16
4.ТОВАРООБОРОТ – ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

курсовая розн.docx

— 59.14 Кб (Скачать)

Областное государственное  автономное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИКУМ ПЕЧАТИ

И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

Курсовая работа по дисциплине

«Организация и технология коммерческой деятельности»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент заочного отделения

гр.244.

Щетинина Наталья Витальевна

 

Руководитель:

Михидова Татьяна Валентиновна

 

Работа допущена к защите

_______________________

 

Подпись преподавателя

 

Оценка______________

 

____________________

 

Подпись преподавателя

 

«____»___________20___год

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.РОЗНИЧНАЯ  ТОРГОВАЯ СЕТЬ 5

1.1.Функции  и классификация розничных торговых  предприятий 7

1.2. Специализация  и типизация розничного торгового  предприятия 9

1.3.Основные  принципы размещения розничной  торговой сети 11

2.ТОРГОВОЕ  ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО  РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ 14

3.ПРАВИЛА  РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛИ 16

4.ТОВАРООБОРОТ  – ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ  ТОРГОВЛИ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через  розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной  торговли происходит завершение процессов  обращения, так как товары переходят  в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.

Предприятие розничной  торговли предназначено для продажи  товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация  соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением  разнообразных услуг.

Цель коммерческой деятельности розничного торгового  предприятия – получение прибыли.

Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы  для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических  связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.

Торговля является одной из крупнейших отраслей потребителей кредита. Она тесна, связана с  денежным обращением страны, поскольку  преобладающая часть наличных денег  находится у населения.

Объем продажи товаров  народного потребления через  розничную торговую сеть и предприятий , а также объем предоставленных услуг называется розничным товарооборотом.

Розничный товарооборот – важнейший показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия. Результат выполнения плана товарооборота влияют на многие экономические показатели. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия начинают с изучения розничного товарооборота.

Для осуществления  хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать материально – технической  базой, которая представляет собой  совокупность материально – вещественных ценностей. Это основные производственные фонды и технологии производственных процессов.

 

1.РОЗНИЧНАЯ  ТОРГОВАЯ СЕТЬ

Розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи  товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Розничную торговую сеть делят на следующие виды: стационарную, передвижную и посылочную.

Основным видом  розничной торговой сети является стационарная. Она включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски, павильоны, ларьки, ).

Основу розничной  торговли составляют магазины (на их долю приходится примерно 90% всей сети). Они  размещены в капитальных зданиях, располагают системой специальных  помещений, оснащенных торгово-технологическим  оборудованием, применяют различные  формы продажи товаров в широком  ассортименте, оказывают покупателям  дополнительные услуги, обеспечивают высокую культуру торговли.

Мелкорозничная  торговая сеть организует торговлю товарами через павильоны, палатки, ларьки и киоски. В отличие от магазинов эти сооружения легкой конструкции не требуют больших капитальных затрат, но недостатком их является более узкий ассортимент товаров (нет подсобных помещений) и меньше удобств при обслуживании покупателей .

Посылочную торговлю в стране осуществляют конторы Посыл торга Комитета торговли Российской Федерации, Посыл торг Центросоюза, магазины «Книга - почтой», специальные секции некоторых крупных универмагов. Посылочная торговля является дополнительной формой торгового обслуживания населения.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя  посылки на основании заказов  покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные  бланки, имеющиеся в почтовом отделении  или высылаемые базами по запросу  покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечня товаров. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.

Посыл торг имеет базы в Москве, Подольске, Туле, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске и других городах..

В настоящее время  существует большое количество разнотипных  и разномасштабных предприятий, которые можно классифицировать по ряду следующих признаков.

По масштабу деятельности розничные торговые предприятия  делят на малые, средние и крупные.

В России к малым  розничным торговым предприятиям относятся  предприятия с численностью работающих не более 15 человек.

По методу обслуживания покупателей различают розничные торговые предприятия самообслуживания, предприятия обслуживания покупателей через прилавки, предприятия торговли по каталогам, по почте и т.д. По группам обслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров – еще один признак классификации розничных предприятий.

В последнее время  в нашей стране в связи с  большой дифференциацией доходов  разных слоев населения сформировались три основные группы потребителей:

  • группа лиц, чьи среднедушевые доходы во много раз превосходят прожиточный минимум;
  • часть населения, среднедушевые доходы которого находятся на уровне прожиточного минимума или незначительно превышают его;
  • основная масса населения, чьи среднедушевые доходы ниже и, как правило, значительно ниже прожиточного минимума.

Расслоение населения  по возможности приобретения товаров  на отмеченные выше три группы имеет  место в большинстве развитых стран. Однако в России в отличие от них абсолютно преобладающей является треть группа потребителей и совсем небольшой частью населения представлена вторая группа.

1.1.Функции  и классификация розничных торговых  предприятий

Процесс обращения  товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной  торговой сети, составляющей основу материально-технической  базы торговли и представляющей собой  совокупность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи  товаров и оказания услуг торговли. В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

  • виды и особенности устройства;
  • тип предприятия;
  • форма торгового обслуживания;
  • тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
  • функциональные особенности предприятия.

По видам и  особенностям устройства предприятия  розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски.

Магазины располагают  земельным участком, капитальным  стационарным зданием или его  частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для  выполнения разнообразных торгово-технологических  операций.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к  мелкорозничной торговой сети. В отличие  от магазинов они предлагают более  узкий ассортимент товаров и  меньше удобств при обслуживании покупателей:

Павильон — оборудованное  строение, имеющее торговый зал и  помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений  для хранения товаров. Рассчитан  на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий  запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные  средства развозной и разносной  торговли, лотки, палатки. 

Палатка — легко  возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового  зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается  на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров  и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры.

По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Завершая комплексный  торгово-технологический процесс  товародвижения, магазины выполняют  ряд торговых (коммерческих) и технологических  функций.

Основные торговые функции магазинов следующие:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров; 
  • составление заявок на завоз товаров;
  • формирование ассортимента товаров;
  • реклама товаров и услуг.

К технологическим  функциям (операциям) относят:

  • прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
  • обеспечение хранения товаров;
  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (упаковка и др.);
  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
  • продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с  оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов  на товары, доставка купленных в  магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

1.2. Специализация  и типизация розничного торгового  предприятия

Одно из перспективных  направлений совершенствования  розничной торговой сети — ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей.

Специализация магазинов  может осуществляться по:

  • товарному профилю (признаку);
  • формам торгового обслуживания;
  • функциональной роли.

Информация о работе Организация розничной торговли в условиях рынка