Развитие торговли в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:36, доклад

Краткое описание

Экономика торгового предприятия - это научная дисциплина, изучающая экономические отношения, возникающие в процессе реализации экономических интересов субъектов рынка. Торговля - сложная организационная система, обеспечивающая свою деятельность посредством большого количества разнонаправленных экономических связей, уровень осуществления которых характеризует состояние экономики отрасли. Поэтому предметом курса «Экономика торгового предприятия» является содержание и характер торгово-технологических процессов, протекающих в ходе подготовки и реализации конкретных экономических отношений в определенном времени и пространстве.

Файлы: 1 файл

Развитие торговли в условиях рынка.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Развитие торговли в условиях рынка

Экономика торгового  предприятия - это научная дисциплина, изучающая экономические отношения, возникающие в процессе реализации экономических интересов субъектов  рынка. Торговля - сложная организационная  система, обеспечивающая свою деятельность посредством большого количества разнонаправленных экономических связей, уровень осуществления которых характеризует состояние экономики отрасли. Поэтому предметом курса «Экономика торгового предприятия» является содержание и характер торгово-технологических процессов, протекающих в ходе подготовки и реализации конкретных экономических отношений в определенном времени и пространстве.

Торговля обеспечивает насыщение  товарных потоков, формирующихся на рынке, и поддерживает определенные пропорции между спросом и предложением, которые меняются по мере расширения и изменения ассортимента предполагаемых товаров. Реализация соотношения спроса и предложения осуществляется посредством наличного денежного обращения, обслуживающего процесс, и имеет огромное экономическое значение. Преобладающая часть наличных денежных средств находится у населения, поэтому деятельность торговли по вовлечению этих средств в оборот отводит ей исключительное место в экономике.

Выполняя операции по продажи  товаров, торговля организовывает денежное обращение, вовлекая в оборот большую часть наличных денежных доходов населения.

Цель нашей курсовой работы - изучить тему: «Торговля и ее роль в формировании потребительского рынка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, изучить:

1 предприятие как субъект  рыночной экономики;

2 механизм функционирования  торговли;

3 государственная защита  прав потребителей.

В одном из первых российских изданий, предназначенных для широкого круга читателей, - «Книге для купцов, купеческих приказчиков, конторщиков, комиссионеров и вообще для лиц, занимающихся и желающих заниматься коммерческими делами» - подчеркивается, что «…торговля явилась с первым человеческим обществом или, вернее, она создала это общество, поддержала и укрепила его, связала тесно между собой разъединенные народы и усилила деятельность человека, давая ему возможность к сбыту произведений. В этом и заключается польза торговли, как для отдельного человека, так и для всех людей вообще». И это не является каким-то преувеличением значения торговли как отрасли хозяйствования, ведь ни одного государство за всю историю человечества не обходилось и по сегодняшний день не может обойтись без торговли.

Развиваясь как средство экономического общения людей и  форма товарного обращения, торговля прошла несколько этапов.

Немая торговля, когда для обмена использовались «складочные места» - небольшие участки земли, известные обменивающимся сторонам, где они оставляли то, что имели в избытке или просто добывали, и забирали находившиеся там предметы, положенные другими участниками обмена. При этом они не общались друг с другом, а наблюдали издалека, по очереди подходя к складочному месту.

Меновая торговля, при которой товар обменивался на другой товар по взаимному согласию владельцев непосредственно или через посредника, которому доверяли такие операции. Эта торговля проводилась с помощью принятого эквивалента соответствовавшего простой или случайной форме стоимости товара (топор, овца, мешок зерна и т. п.).

Торговля при  помощи всеобщего эквивалента стоимости (денег) - организационный механизм реализации товарно-денежных отношений.

Торговля, как экономическая  категория, представляет собой деятельность, охватывающую все товарное обращение  независимо от того, кем она выполняется: предприятиями-производителями, выпускающими продукцию - товары, или предприятиями, организациями, осуществляющими деятельность по доведению товаров различных производителей промежуточным или конечным потребителям. Но если первые в качестве своей главной функции имеют производство товара, а операции обмена нося для них вспомогательный характер, то для вторых операции обмена - главный предмет деятельности, выполняя которую они рассчитывают на получение определенной прибыли. Эти предприятия и составляют обособившуюся отрасль хозяйствования - торговлю. Таким образом, торговля как экономическая категория охватывает отрасли обмена в сфере товарного обращения, а так же отрасль экономики - конкретную профессиональную деятельность по обслуживанию операций в сфере товарного обращения, соединяющую производителей с потребителями.

Торговля, устанавливая и  поддерживая связи между различными отраслями хозяйства, территориями отде5льной страны и государствами  мира, способствует разделению труда, стимулирует повышение качества его результатов и расширение потребителей человека. Таким образом, с одной стороны, она воздействует на производство, ориентируя его на выпуск товаров, востребованных потребителями, а с другой, - доставляя эти товары на рынок и предлагая потребителям, удовлетворяет потребности и повышает их качественный уровень. Связывая производство и потребление, торговля не только активно способствует решению социальной задачи любого государства - обеспечиваю разнообразных потребителей его граждан в товарах и связанных с ними услугах, но оказывает реальное воздействие на состояние экономики, которая только тогда является результативной, когда произведенная продукция нашла конечного потребителя, т. е. реализована. При этом торговля, создавая условия для продолжения процесса воспроизводства, вносит свой вклад в формирование бюджета государства, уплачивая установленные налоги с объема совершаемых операций в бюджеты разных уровней.

В условиях административно-плановой экономики торговля по своему экономическому содержанию представляла деятельность по доведению от производства до потребителя товаров, как когда называли, широкого потребления в объеме установленных рыночных фондов, а промышленность получила необходимое для выпуска продукции сырье и материалы через систему материально-технического снабжения. В настоящее время объектом деятельности торговли стали ее товары, выпускаемые в стране, независимо от того, идут ли они на удовлетворение потребностей человека, т.е. на потребительский рынок, или связаны с обеспечением производственных процессов. Более того, и торговля на потребительском рынке стала действительно свободной, ей перестали навязывать в плановом порядке, что и когда продавать, практически не заботясь о том, найдет ли предполагаемая промышленностью продукция спрос у покупателя. Таким образом, в условиях реального рынка масштабы деятельности торговли значительно расширились и охватывают всю сферу обращения товаров.

Переход от практики планового  установления величины рыночных фондов, т.е. массы товаров, предназначенных для продажи населению, к свободной торговле произведенной продукцией, раскрепостил деятельность торговли: она получила возможность работать с теми товарами, которые покупают, а не просто продукцией, которую выпускают. Поэтому из вспомогательной, обслуживающей производство отрасли торговля превращается в самостоятельное звено хозяйственного механизма, диктующего производству потребности рынка. В основе этого диктата лежит спрос потребителей, объем, и структура которого и являются основным ориентиром, как торговли, так и промышленности.

Воздействуя на производство, торговля обеспечивает насыщение товарных потоков, формирующихся на рынке, и  поддерживает определенные пропорции  между спросом и предложением, которые меняются по мере расширения и изменения ассортимента предлагаемых товаров. Реализация соответствия спроса и предложения осуществляется посредством наличного денежного обращения, обслуживающего этот процесс, и имеет огромное экономическое значение. Преобладающая часть наличных денежных средств находится у населения, поэтому деятельность торговли по вовлечению этих средств в оборот отводит ей исключительное место в экономике. Выполняя операции по продаже товаров, торговля организовывает денежное обращение, вовлекая в оборот большую часть наличных денежных доходов населения.

В условиях рыночной экономике  торговля не является органом государственного планового распределения потребительских  и других товаров, экономическая  значимость ее наполняется реальными  капиталами, вкладываемыми различными собственниками в развитие отрасли, а, следовательно, и государства в целом.

Торговля выступает составной  частью системы товарного обращения, связывает производство, потребление  и выполняет обусловленные этой посреднической ролью функции, а  именно:

ь Доведение товаров от производства до потребления. В процессе выполнения этой функции торговля осуществляет хозяйственные связи с промышленностью и сельскохозяйственным производством, транспортом, другими отраслями, способствующими или создающими условия для перемещения товара до конечного потребителя (тара, упаковка, информационное и правовое сопровождение и т. д.);

ь Реализацию (смену форм стоимости). Здесь торговля обслуживает возмещение затрат на производство и перемещение товаров, обеспечивает народнохозяйственный оборот денежных средств, от скорости осуществления которого во многом зависит эффективность экономики в целом.

Названные функции торговли характеризуют ее как составную  часть экономики, а конкретное содержание ее деятельности раскрывается через  внутренние, присущие ей торгово-технологические функции, подразделяющиеся на производственные и непроизводственные. В этой части они совпадают с функциями обслуживания обмена товаров, включающего операции натурально-вещественного обмена (транспортировку, хранение, подработку, фасовку, комплектацию товаров и т.п.), когда объектом товарной деятельности является сам товар (при этом торговля прибегает к услугам других отраслей и подотраслей экономики) и операции по обслуживанию стоимости обмена (учетно-расчетные; купли-продажи; изучения и прогнозирования спроса; управления торгово-хозяйственной деятельностью и т.п.), когда торговля оперирует стоимостью товара.

Обеспечивая выполнение функции  доведения товаров от производства до конечного потребителя, торговля использует различные каналы товародвижения, вступает в контакты с производителем или непосредственно, или через определенных посредников - субъектов товарного обращения. В процессе этих контактов все субъекты товарного обращения предъявляют определенные экономические интересы, которые не всегда удовлетворяются. При совпадении экономических интересов различных субъектов рыночных отношений происходит обмен и начинается технологический процесс перемещения товаров в натурально-вещественной форме: комплектование партии отгрузки товара; транспортные операции; приемка, хранение требуемая подборка, вплоть до преобразования товарного ассортимента в торговый; реализация, сопровождаемая дополнительными операциями в зависимости от конкретного вида каждого товара, например, демонстрацией использования технически сложного изделия.

Виды и содержание торгово-технологических  функций, выполняемых торговлей, изменяются и будут изменяться по мере развития производства и увеличения потребностей, как человека, так и общества в  целом. Особое место в этом процессе будет занимать торговля: и как средство реализации экономических интересов, и как «вечный двигатель», обеспечивающий необходимые экономические связи для удовлетворения ранее предъявленных потребностей и способствующий появлению новых.

Инфраструктура  торгового рынка (внутренней торговли) представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых  предприятий и организаций (торговых структур), входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия  нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения.

Инфраструктура  розничной торговли является развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли.

Разнообразие  видов предприятий розничной  торговли предполагает использование  магазинных и внемагазинных видов  торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов  по телефону, продажи на дому, внемагазинной  торговли на рынках и других форм обслуживания населения.

В условиях становления  рыночной экономики, обострения конкуренции  наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие  концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок формирования цен; предоставления скидок на отдельные товары и др.

В данное время  важно разработать и ввести реестр торговых предприятий различных  форм собственности. При этом необходимо обеспечить оптимальное сочетание различных организационно-правовых форм предприятий внутренней торговли, адекватных развитию многоукладной рыночной экономики (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственной и потре6бительски кооперативы, малые предприятия, государственные муниципальные унитарные предприятия и др.)

Все предприятия  должны руководствоваться общепринятыми  в рыночной экономике принципами функционирования с ориентацией  на поддержку отечественных товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение отечественным товарам, отвечающим определенным требованиям, известной торговой марки, знака качества, применение системы цен и др.)

Типы торговых предприятий, сложившиеся в европейских  странах, с учетом тенденций, наметившихся в организации отечественной торговли, можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого население наследующие группы:

ь предприятия, торгующие по относительно невысоким ценам, которым относятся дискантные магазины, предлагающие продукты питания повседневного спроса по сниженным ценам (эти магазины имеют простое оформление, узкий ассортимент товаров и низкие затраты, что и позволяет устанавливать более низкие цены); «магазины - склады» (работают на вещевых, продовольственных и смешанных рынках и обслуживают население, среднедушевой доход которых относительно низок); уличные рынки (силы примитивности своего оснащения и минимальных расходов на аренду торговых площадей имеют возможность продавать товары по ценам ниже, чем в стационарных магазинах). Опыт зарубежных стран показывает, что контейнерно-палаточные торговые городки следует преобразовать в современные торговые центры, гипермаркеты, способные за счет больших объемов оборота, быстрой оборачиваемости товаров минимизации издержек обращения продавать товары по ценам значительно ниже, чем в других торговых предприятиях;

Информация о работе Развитие торговли в условиях рынка