Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:36, доклад
Экономика торгового предприятия - это научная дисциплина, изучающая экономические отношения, возникающие в процессе реализации экономических интересов субъектов рынка. Торговля - сложная организационная система, обеспечивающая свою деятельность посредством большого количества разнонаправленных экономических связей, уровень осуществления которых характеризует состояние экономики отрасли. Поэтому предметом курса «Экономика торгового предприятия» является содержание и характер торгово-технологических процессов, протекающих в ходе подготовки и реализации конкретных экономических отношений в определенном времени и пространстве.
Развитие торговли в условиях рынка
Экономика торгового
предприятия - это научная дисциплина,
изучающая экономические
Торговля обеспечивает насыщение товарных потоков, формирующихся на рынке, и поддерживает определенные пропорции между спросом и предложением, которые меняются по мере расширения и изменения ассортимента предполагаемых товаров. Реализация соотношения спроса и предложения осуществляется посредством наличного денежного обращения, обслуживающего процесс, и имеет огромное экономическое значение. Преобладающая часть наличных денежных средств находится у населения, поэтому деятельность торговли по вовлечению этих средств в оборот отводит ей исключительное место в экономике.
Выполняя операции по продажи товаров, торговля организовывает денежное обращение, вовлекая в оборот большую часть наличных денежных доходов населения.
Цель нашей курсовой работы - изучить тему: «Торговля и ее роль в формировании потребительского рынка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, изучить:
1 предприятие как субъект рыночной экономики;
2 механизм функционирования торговли;
3 государственная защита прав потребителей.
В одном из первых российских изданий, предназначенных для широкого круга читателей, - «Книге для купцов, купеческих приказчиков, конторщиков, комиссионеров и вообще для лиц, занимающихся и желающих заниматься коммерческими делами» - подчеркивается, что «…торговля явилась с первым человеческим обществом или, вернее, она создала это общество, поддержала и укрепила его, связала тесно между собой разъединенные народы и усилила деятельность человека, давая ему возможность к сбыту произведений. В этом и заключается польза торговли, как для отдельного человека, так и для всех людей вообще». И это не является каким-то преувеличением значения торговли как отрасли хозяйствования, ведь ни одного государство за всю историю человечества не обходилось и по сегодняшний день не может обойтись без торговли.
Развиваясь как средство экономического общения людей и форма товарного обращения, торговля прошла несколько этапов.
Немая торговля, когда для обмена использовались «складочные места» - небольшие участки земли, известные обменивающимся сторонам, где они оставляли то, что имели в избытке или просто добывали, и забирали находившиеся там предметы, положенные другими участниками обмена. При этом они не общались друг с другом, а наблюдали издалека, по очереди подходя к складочному месту.
Меновая торговля, при которой товар обменивался на другой товар по взаимному согласию владельцев непосредственно или через посредника, которому доверяли такие операции. Эта торговля проводилась с помощью принятого эквивалента соответствовавшего простой или случайной форме стоимости товара (топор, овца, мешок зерна и т. п.).
Торговля при помощи всеобщего эквивалента стоимости (денег) - организационный механизм реализации товарно-денежных отношений.
Торговля, как экономическая категория, представляет собой деятельность, охватывающую все товарное обращение независимо от того, кем она выполняется: предприятиями-производителями, выпускающими продукцию - товары, или предприятиями, организациями, осуществляющими деятельность по доведению товаров различных производителей промежуточным или конечным потребителям. Но если первые в качестве своей главной функции имеют производство товара, а операции обмена нося для них вспомогательный характер, то для вторых операции обмена - главный предмет деятельности, выполняя которую они рассчитывают на получение определенной прибыли. Эти предприятия и составляют обособившуюся отрасль хозяйствования - торговлю. Таким образом, торговля как экономическая категория охватывает отрасли обмена в сфере товарного обращения, а так же отрасль экономики - конкретную профессиональную деятельность по обслуживанию операций в сфере товарного обращения, соединяющую производителей с потребителями.
Торговля, устанавливая и
поддерживая связи между
В условиях административно-плановой экономики торговля по своему экономическому содержанию представляла деятельность по доведению от производства до потребителя товаров, как когда называли, широкого потребления в объеме установленных рыночных фондов, а промышленность получила необходимое для выпуска продукции сырье и материалы через систему материально-технического снабжения. В настоящее время объектом деятельности торговли стали ее товары, выпускаемые в стране, независимо от того, идут ли они на удовлетворение потребностей человека, т.е. на потребительский рынок, или связаны с обеспечением производственных процессов. Более того, и торговля на потребительском рынке стала действительно свободной, ей перестали навязывать в плановом порядке, что и когда продавать, практически не заботясь о том, найдет ли предполагаемая промышленностью продукция спрос у покупателя. Таким образом, в условиях реального рынка масштабы деятельности торговли значительно расширились и охватывают всю сферу обращения товаров.
Переход от практики планового установления величины рыночных фондов, т.е. массы товаров, предназначенных для продажи населению, к свободной торговле произведенной продукцией, раскрепостил деятельность торговли: она получила возможность работать с теми товарами, которые покупают, а не просто продукцией, которую выпускают. Поэтому из вспомогательной, обслуживающей производство отрасли торговля превращается в самостоятельное звено хозяйственного механизма, диктующего производству потребности рынка. В основе этого диктата лежит спрос потребителей, объем, и структура которого и являются основным ориентиром, как торговли, так и промышленности.
Воздействуя на производство, торговля обеспечивает насыщение товарных потоков, формирующихся на рынке, и поддерживает определенные пропорции между спросом и предложением, которые меняются по мере расширения и изменения ассортимента предлагаемых товаров. Реализация соответствия спроса и предложения осуществляется посредством наличного денежного обращения, обслуживающего этот процесс, и имеет огромное экономическое значение. Преобладающая часть наличных денежных средств находится у населения, поэтому деятельность торговли по вовлечению этих средств в оборот отводит ей исключительное место в экономике. Выполняя операции по продаже товаров, торговля организовывает денежное обращение, вовлекая в оборот большую часть наличных денежных доходов населения.
В условиях рыночной экономике
торговля не является органом государственного
планового распределения
Торговля выступает составной частью системы товарного обращения, связывает производство, потребление и выполняет обусловленные этой посреднической ролью функции, а именно:
ь Доведение товаров от производства до потребления. В процессе выполнения этой функции торговля осуществляет хозяйственные связи с промышленностью и сельскохозяйственным производством, транспортом, другими отраслями, способствующими или создающими условия для перемещения товара до конечного потребителя (тара, упаковка, информационное и правовое сопровождение и т. д.);
ь Реализацию (смену форм стоимости). Здесь торговля обслуживает возмещение затрат на производство и перемещение товаров, обеспечивает народнохозяйственный оборот денежных средств, от скорости осуществления которого во многом зависит эффективность экономики в целом.
Названные функции торговли характеризуют ее как составную часть экономики, а конкретное содержание ее деятельности раскрывается через внутренние, присущие ей торгово-технологические функции, подразделяющиеся на производственные и непроизводственные. В этой части они совпадают с функциями обслуживания обмена товаров, включающего операции натурально-вещественного обмена (транспортировку, хранение, подработку, фасовку, комплектацию товаров и т.п.), когда объектом товарной деятельности является сам товар (при этом торговля прибегает к услугам других отраслей и подотраслей экономики) и операции по обслуживанию стоимости обмена (учетно-расчетные; купли-продажи; изучения и прогнозирования спроса; управления торгово-хозяйственной деятельностью и т.п.), когда торговля оперирует стоимостью товара.
Обеспечивая выполнение функции доведения товаров от производства до конечного потребителя, торговля использует различные каналы товародвижения, вступает в контакты с производителем или непосредственно, или через определенных посредников - субъектов товарного обращения. В процессе этих контактов все субъекты товарного обращения предъявляют определенные экономические интересы, которые не всегда удовлетворяются. При совпадении экономических интересов различных субъектов рыночных отношений происходит обмен и начинается технологический процесс перемещения товаров в натурально-вещественной форме: комплектование партии отгрузки товара; транспортные операции; приемка, хранение требуемая подборка, вплоть до преобразования товарного ассортимента в торговый; реализация, сопровождаемая дополнительными операциями в зависимости от конкретного вида каждого товара, например, демонстрацией использования технически сложного изделия.
Виды и содержание торгово-технологических функций, выполняемых торговлей, изменяются и будут изменяться по мере развития производства и увеличения потребностей, как человека, так и общества в целом. Особое место в этом процессе будет занимать торговля: и как средство реализации экономических интересов, и как «вечный двигатель», обеспечивающий необходимые экономические связи для удовлетворения ранее предъявленных потребностей и способствующий появлению новых.
Инфраструктура торгового рынка (внутренней торговли) представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций (торговых структур), входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения.
Инфраструктура розничной торговли является развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли.
Разнообразие видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли на рынках и других форм обслуживания населения.
В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок формирования цен; предоставления скидок на отдельные товары и др.
В данное время важно разработать и ввести реестр торговых предприятий различных форм собственности. При этом необходимо обеспечить оптимальное сочетание различных организационно-правовых форм предприятий внутренней торговли, адекватных развитию многоукладной рыночной экономики (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственной и потре6бительски кооперативы, малые предприятия, государственные муниципальные унитарные предприятия и др.)
Все предприятия
должны руководствоваться
Типы торговых предприятий, сложившиеся в европейских странах, с учетом тенденций, наметившихся в организации отечественной торговли, можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого население наследующие группы:
ь предприятия, торгующие по относительно невысоким ценам, которым относятся дискантные магазины, предлагающие продукты питания повседневного спроса по сниженным ценам (эти магазины имеют простое оформление, узкий ассортимент товаров и низкие затраты, что и позволяет устанавливать более низкие цены); «магазины - склады» (работают на вещевых, продовольственных и смешанных рынках и обслуживают население, среднедушевой доход которых относительно низок); уличные рынки (силы примитивности своего оснащения и минимальных расходов на аренду торговых площадей имеют возможность продавать товары по ценам ниже, чем в стационарных магазинах). Опыт зарубежных стран показывает, что контейнерно-палаточные торговые городки следует преобразовать в современные торговые центры, гипермаркеты, способные за счет больших объемов оборота, быстрой оборачиваемости товаров минимизации издержек обращения продавать товары по ценам значительно ниже, чем в других торговых предприятиях;