Организация розничной торговли в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ 5
1.1.Функции и классификация розничных торговых предприятий 7
1.2. Специализация и типизация розничного торгового предприятия 9
1.3.Основные принципы размещения розничной торговой сети 11
2.ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ 14
3.ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 16
4.ТОВАРООБОРОТ – ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

курсовая розн.docx

— 59.14 Кб (Скачать)

Ведущим направлением специализации является специализация  магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение  их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при  одновременном расширении ассортимента каждой группы.

Необходимость специализации  розничных торговых предприятий  — следствие постоянного изменения  ассортимента товаров, который нуждается  в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия  для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения  квалификации торговых работников. Здесь  имеется больше возможностей для  предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных  товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров.

В то же время чрезмерно  узкая специализация магазинов  может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так  как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, в  свою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Кроме  того, расредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершение единой комплексной покупки.

Специализация магазинов  по товарному признаку нашла более  широкое распространение в городах, где довольно высокий уровень  концентрации предприятий розничной  торговли.

В потребительской  кооперации специализированные магазины создаются, как правило, на основе использования  или реконструкции действующих  торговых предприятий. Рост их численности  сдерживается из-за рассредоточения  магазинов по небольшим населенным пунктам.

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся  ассортиментный профиль и размер торговой площади.

В отдельные группы розничных торговых предприятий  выделены мелкорозничные предприятия; павильоны, киоски.

 Типы торговых  предприятий не являются неизменными.  Они совершенствуются под влиянием  процессов, связанных с переходом  к рыночной экономике, а также  научно-технического прогресса и  других факторов.

1.3.Основные  принципы размещения розничной  торговой сети

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры  требует рационального размещения предприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд  требований и методов.

Методы размещения розничной торговой сети:

  • равномерный - с целью максимального приближения к населению;
  • концентрический или ступенчатый - общегородской тип, тип жилых районов;
  • групповой - создание торговых улиц, торговых центров.

Факторы, влияющие на размещение розничной сети:

  • градостроительные - величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;
  • транспортные - направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;
  • социальные - возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания;
  • экономические - эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.

Рациональное размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования  ее структуры, ее специализация и  типизация позволяет сократить  затраты на строительство я реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.

Показатели, характеризующие  качество розничной торговой сети:

  • плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;
  • обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 100 жителей;
  • доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
  • уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;
  • общая численность торговых предприятий;
  • средняя торговая площадь магазина;
  • соотношение торговой к неторговой площади магазина.

Итак, характеристику розничной торговой сети определяют термины и определения.

Розничная торговая сеть - это совокупность розничных  торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров  за наличный расчет.

Функции розничной  торговой сети: закупка товаров; продажа  товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; маркетинговая  деятельность; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Классификация розничной  торговой сети по двум признакам:

  • по стационарности;
  • по товарно-ассортиментному профилю.

Специализация розничной  торговой сети - это ограничение  деятельности отдельных предприятий  по торговле отдельными группами товаров.

Типизация торговых предприятий - это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных  и экономически эффективных типов  магазинов, используя следующие  показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров.

 

2.ТОРГОВОЕ  ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО  РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

Торговое предприятие  на современном этапе рыночной экономики  является самостоятельным хозяйствующим  субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения  прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.

Сущность предприятия  торговли рассматривается в трех аспектах: юридическом, хозяйственном  и отраслевом.

Юридический аспект имеет наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности. Все торговые предприятия  являются юридическими лицами с правовой точки зрения. Значение законодательного оформления торгового предприятия  проявляется в том, что оно:

  • позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;
  • является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов;
  • позволяет ограничить имущественный риск участников суммой вклада в капитал конкретного предприятия;
  • создает основания для гибкого управления капиталом.

Все юридические  лица в России должны проходить государственную  регистрацию, иметь печати и открывать  счета в банках. Но эти внешние  атрибуты не отражают сущности торгового  предприятия как юридического лица. Выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие  признается юридическим лицом:

  • первый признак - организационное единство, которое предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками;
  • второй признак - имущественная обособленность, которая создает материальную базу деятельности торгового предприятия, т. е. для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию;
  • третий признак - самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что каждое торговое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам на основе имеющегося обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами (статья 56, ГК РФ);
  • четвертый признак - выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо приобретает  гражданские права и обязательства  через свои органы управления. Оно  может иметь как один орган (директор), так и одновременно несколько  органов (директор и дирекция) управления. Органы управления могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.

 

3.ПРАВИЛА  РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛИ

В целях улучшения  работы розничных торговых предприятий  и усиления защиты интересов покупателей  с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют  правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они  определяют в соответствии с действующим  законодательством, постановлениями  Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и  распоряжениями региональных органов  власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.

В общих положениях этих Правил определены основные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензию на право торговли определенными группами товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием  товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования.

Правилами работы предприятий  розничной торговли установлено, что  товарный профиль и тип предприятия  определяются его уставом. Изменение  товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной  администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работы муниципальных предприятий.

При закрытии предприятия  на обеденный перерыв или по окончании  рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках  кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.

В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в  торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.

Закрытие предприятия  на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с  органами местной администрации, о  чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным  объявлением, в котором следует  указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.

Средства измерений  в соответствии с установленными требованиями и в установленном  порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии не реже одного раза в  год и удостоверяться специальным  клеймом и свидетельством о поверке  на каждый прибор. Соответствующие  документы должны находиться у администрации магазина и предъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.

В магазине должна быть представлена следующая информация:

  • указатели расположения отделов, секции или продаваемых товаров;
  • фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
  • перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
  • текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
  • правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
  • о внеочередном обслуживании отдельных категории граждан;
  • адреса и телефоны местных органов администрации.

На доступном  для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.

Информация о работе Организация розничной торговли в условиях рынка