Учет и анализ товарооборота на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета и анализа товарооборота ООО «Керама», а также разработка предложений по его совершенствованию учета и повышению товарооборота в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические и методические вопросы анализа и учета товарооборота;
дать краткую характеристику организации ООО «Керама»;
проанализировать организацию бухгалтерского учета товарооборота в ООО «Керама»;
провести анализ товарооборота ООО «Керама»;
разработать предложения по увеличению товарооборота и совершенствованию организации учета товарных операций.
Объектом исследования выступает ООО «Керама».

Файлы: 1 файл

Учет и анализ розничного товарооборота.docx

— 113.08 Кб (Скачать)

ОУП «АКАДЕМИЯ ТРУДА И  СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)

 

Факультет: ЗАОЧНЫЙ

Специальность: 080109.65 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

Кафедра  «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

 

                                                               Допущена к защите:

Зав. кафедрой А.К.Мухамадиярова

(подпись)

«___» _________________ 20___г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему УЧЕТ И АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛИ

(на примере ООО «Керама»)

 

Научный руководитель  _____________ст. преподаватель С.Н.Фролова

(подпись)

Рецензент   _____________ уч. степень, звание, должность Ф.И.О.

(подпись)

Консультант   _____________ ст.преподаватель З.М.Ахметова

(подпись)

Заведующая библиотекой_____________ Е.Р. Гатиатуллина

(подпись)

Студент   ______________ Л.Р.Захарова

(подпись)

 

 

 

 

Уфа 2011г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Торговля в России сегодня  претерпевает серьезные изменения. Потребности покупателей изменяются, конкуренция между предприятиями  торговли усиливается, и в результате появляются новые формы торговли, такие как магазины, торговля по каталогам, сетевой маркетинг.

Становление и развитие бухгалтерского учета связано с потребностями  торговли. Бухгалтерский учет в торговле возникал исходя из ее потребностей. Именно его особенности, связанные с  отчетностью, обменом, контролем за сохранностью ценностей и выявлением результатов финансово-хозяйственной  деятельности составляют суть бухгалтерии. Последующее развитие бухгалтерского учета представляют собой только детализацию названных принципов.

Организация бухгалтерского учета в торговле имеет собственную  специфику, цели, задачи и принципы. Организации торговли применяют  те же основополагающие методы учета, что и производственные предприятия, но сам процесс приобретения и  реализации требует применения дополнительных счетов, что влияет на организацию  бухгалтерского учета, а также на составление отчетности торговых предприятий.

Организация грамотного учета  товарных операций в современных  условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской  деятельности экономических субъектов. Возникает множество различных  торговых и снабженческо-сбытовых организаций. Кроме того, закупкой и продажей товаров занимаются не только предприятия  сферы торговли. Увеличение оборота  денежных и материальных ресурсов в  данной отрасли хозяйствования приводит к повышенному вниманию со стороны  контролирующих органов к правильности постановки организации и ведения  бухгалтерского учета товарных операций. Широкая же номенклатура товаров, различные  методы учета, сложный расчет фактический  себестоимости, организация учета расчетов с множеством поставщиков и покупателей делает работу бухгалтера торгового предприятия крайне сложной и ответственной.

Такая актуальность вопроса  обусловила выбор данной темы дипломной  работы.

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации  бухгалтерского учета и анализа  товарооборота ООО «Керама», а также разработка предложений по его совершенствованию учета и повышению товарооборота в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать теоретические и методические вопросы анализа и учета товарооборота;
  • дать краткую характеристику организации ООО «Керама»;
  • проанализировать организацию бухгалтерского учета товарооборота в ООО «Керама»;
  • провести анализ товарооборота ООО «Керама»;
  • разработать предложения по увеличению товарооборота и совершенствованию организации учета товарных операций.

Объектом исследования выступает  ООО «Керама».

Предметом исследования выступают  товарные операции ООО «Керама».

Теоретической и методической основой послужили постановления  правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации бухгалтерского учета, анализа и аудита.

При проведении исследования использовались отчетные материалы  ООО «Керама». В работе применялись общие методы исследования – системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования, факторный анализ.

Разработанные в дипломной  работе предложения по увеличению товарооборота  позволят применительно к конкретным организационно-техническим условиям ООО «Керама» осуществить систему мер, направленных на повышение аналитичности, оперативности бухгалтерского учета; усиление контроля за товарными запасами; снижение затоваривания неходовыми, залежалыми товарами; получение объективной информации на счетах бухгалтерского учета в соответствии с конъюнктурой и рыночным спросом, сокращение доли ручного труда.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА

1.1 Экономическая  сущность и характеристика товарооборота

 

Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных  или полученных от других юридических  или физических лиц и предназначенные  для продажи.

Согласно экономической  теории, товарооборот представляет собой  процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит  уступка права собственности  на товар в обмен на его денежный эквивалент. Однако на практике, товарооборот, как правило, рассматривается с  позиции продавца, и это понятие  фактически представляется синонимом  продажи [7, с. 58].

Различают розничный и  оптовый товарооборот. Сравнительная  характеристика оптового и розничного товарооборота приведена в табл. 1.

Розничным товарооборотом называется продажа товаров населению для  конечного потребления, а оптовым, - продажа товаров крупными партиями для их последующей перепродажи, а также продажа оптовых партий производственным и массовым потребителям.

Товарооборот, как показатель статистики рынка, используется в оценках  конъюнктуры рынка, а также рассматривается  в качестве [9, с. 54]:

  • показателя размера торгового предприятия;
  • показателя денежной выручки торгово-сбытового предприятия за проданные товары;
  • показателя размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров;
  • показателя потребления товарной массы.

 

 

Таблица 1 - Сравнительная  характеристика оптового и розничного товарооборота

Наименование критерия

Товарооборот

Оптовый

Розничный

Определение

продажа товаров крупными партиями для их последующей перепродажи, а также продажа оптовых партий производственным и массовым потребителям

продажа товаров населению  для конечного потребления

Функции

- снабжение товарами розничных  торговых предприятий;

- комплектация ассортимента  товаров в соответствии с требованиями  розничных торговых предприятий;

- организация своевременного  завоза товаров;

- изучение спроса населения;

- воздействие на 

промышленность с целью  производства товаров в соответствии со спросом, в необходимом потребительском ассортименте и высокого качества;

- организация поставки  товаров на экспорт;

- хранение запасов товаров

-исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

- определяет спрос и  предложение на конкретные виды  товаров;

- осуществляет поиск  товаров, необходимых для розничной  торговли;

- проводит отбор товаров,  их сортировку при составлении  требуемого ассортимента;

- осуществляет оплату  товаров, принятых от поставщиков;

- проводит операции  по приемке, хранению, маркировке  товаров, устанавливает на них  цены;

-оказывает поставщикам,  потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные  и другие услуги

Наименование критерия

Товарооборот

Оптовый

Розничный

Классификация

-складской

-транзитный

- стационарный

- передвижной

- посылочный

Форма расчетов при реализации товара

безналичные платежи, ценные бумаги, зачет взаимных требований, наличный расчет и т.д.

наличный расчет


 

Измерение товарооборота  может производиться как в  стоимостных единицах, так и в  натуральном выражении. В стоимостных  единицах его величина определяется как произведение цены единицы товара на количество проданных товаров.

 

Оптовая торговля связывает  производство и розничную торговлю, обеспечивая рациональную организацию  товародвижения и регулярное снабжение  товарами розничных торговых предприятий. От организации оптовой торговли во многом зависит эффективность  всей торговли.

Основные функции оптовой  торговли [12, с. 58]:

  • снабжение товарами розничных торговых предприятий;
  • комплектация ассортимента товаров в соответствии с требованиями розничных торговых предприятий;
  • организация своевременного завоза товаров;
  • изучение спроса населения;
  • воздействие на промышленность с целью производства товаров в соответствии со спросом, в необходимом потребительском ассортименте и высокого качества;
  • организация поставки товаров на экспорт;
  • хранение запасов товаров.

Оптовый товарооборот характеризует  объем товарной массы, реализованной  одними предприятиями другим с целью  последующей продажи или переработки. В зависимости от форм организации  движения товаров выделяют следующие  виды оборота [11, с. 84]:

  • складской – оптовая реализация товаров со складов оптовых предприятий;
  • транзитный – поставка товаров со складов предприятий-поставщиков непосредственно покупателям, минуя склады оптовой торговли (с участием базы в расчетах, без участия в расчетах).

Розничный товарооборот является основным показателем хозяйственной  деятельности предприятия торговли. Результаты выполнения плана товарооборота  оказывают влияние на все экономические  показатели хозяйственной деятельности предприятия (фирмы), поэтому эта  тема является центральной в курсе  и по своему значению, и по объёму.

1.2 Задачи бухгалтерского  учета товарооборота и его организация

 

Современный бухгалтерский  учет – гибкий, постоянно изменяющийся и совершенствующийся комплекс. Поэтому  бухгалтер торгового предприятия  должен знать [13, с. 95]:

  • методику учета в торговле, в том числе товарных операций;
  • особенности применения Плана счетов бухгалтерского учета в торговле;
  • формы организации учета в торговле;
  • налогообложение товарных операций с учетом специфики оптовой и розничной торговли у продавца и покупателя товаров.

Основными задачами бухгалтерского учета и анализа товарных операций выступают [17, с. 59]:

  • правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и отпуску товаров;
  • контроль за сохранностью товаров в местах хранения и на всех этапах их движения;
  • правильная организация материальной ответственности за товары;
  • систематический контроль за правильностью установления цен на товары;
  • контроль за правильным и своевременным проведением инвентаризаций. Своевременное выведение результатов инвентаризаций и правильное отражение их в учете;
  • контроль за соблюдением нормативов товарных запасов, выявление некачественных товаров;
  • своевременное и правильное определение валового дохода;
  • правильное определение и списание естественной убыли товаров.

В основе решения перечисленных  задач лежат следующие принципы учета товаров.

1. Организация учета по  каждому материально ответственному  лицу (бригаде). Только в этом случае  достигается практическая реализация  принципа персональной ответственности  каждого лица. В данном случае  эта ответственность вытекает  из договора о материальной  ответственности. При нарушении  этого принципа администрация  организации не может предъявить  обоснованный иск виновным [8, с.54].

2. Выбор схемы учета  товаров, наиболее целесообразной  в условиях работы данной организации.  Возможны три схемы:

  • индивидуальная (попредметная) – фиксируется движение каждой единицы товаров; применяется, как правило, в комиссионной торговле; материально ответственное лицо должно отчитаться за каждую товарную единицу (по индивидуальному признаку);
  • натурально-стоимостная – фиксируется движение товаров по отдельным наименованиям в натуральном и стоимостном измерениях; применяется, как правило, для учета товаров на складах, для учета тары; материально ответственное лицо обязано отчитаться по товарам по каждому наименованию;
  • стоимостная – фиксируется общий объем товарной массы; материально ответственное лицо должно отчитаться за весь объем ценностей.

Информация о работе Учет и анализ товарооборота на предприятиях розничной торговли