Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета и анализа товарооборота ООО «Керама», а также разработка предложений по его совершенствованию учета и повышению товарооборота в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические и методические вопросы анализа и учета товарооборота;
дать краткую характеристику организации ООО «Керама»;
проанализировать организацию бухгалтерского учета товарооборота в ООО «Керама»;
провести анализ товарооборота ООО «Керама»;
разработать предложения по увеличению товарооборота и совершенствованию организации учета товарных операций.
Объектом исследования выступает ООО «Керама».
Кроме того, производится анализ
товарных запасов и
В процессе подготовки материалов к анализу необходимо привести данные о товарообороте в сопоставимый вид в связи с организационными изменениями торговой сети и розничных цен. Это позволит повысить объективность анализа.
Анализ товарооборота по общему объему. Первый этап анализа товарооборота по общему объему предусматривает исследование выполнения плана и динамики товарооборота. Выполнение плана и динамика товарооборота изучаются во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота зоны деятельности торгового предприятия и покупательной способности населения. Это позволит выявить результативность торговой деятельности предприятия (организации) и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента. Положительным моментом является повышение доли торгового предприятия в общем объеме товарооборота города или другого населенного пункта, а также повышение процента охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения [8, с. 54].
На втором этапе анализа,
одновременно с проведением первого
этапа, исследуют закономерности развития
розничного товарооборота на душу населения.
При этом необходимо сравнить фактический
объем реализации на душу населения
с показателями прошлых лет и
плановыми данными, а также с
физиологическими нормами потребления
на душу населения по продовольственным
товарам и рациональными
Третий этап анализа заключается
в изучении товарооборота в сравнении
с фактическими показателями за ряд
лет (как правило, за пять) в действующих
и сопоставимых ценах. Для сопоставимости
данных товарооборот анализируемых
лет пересчитывается в цены базисного
года с учетом индекса роста розничных
цен. Это позволит проанализировать
изменение физического объема товарооборота,
а также изменение
Четвертый этап анализа — исчисление среднегодового темпа увеличения товарооборота по формуле средней геометрической в действующих и сопоставимых ценах. Если в изучаемом периоде произошли организационно-структурные изменения в сети торгового предприятия (организации), то анализ нужно производить по сопоставимому числу магазинов. Это позволит перейти к следующему этапу анализа [14, с.109].
На пятом этапе определяется прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли (то есть интенсивных факторов). Для этого розничный товарооборот изучается без учета изменений в составе торговой сети, с учетом вновь открытой, присоединенной и выбывшей торговой сети, то есть по сопоставимой торговой сети. Анализ ритмичности и равномерности осуществления торговой деятельности. Ритмичность оценивается по периодам времени в деятельности организации (кварталам, месяцам, декадам, неделям, дням), а равномерность — в разрезе предприятий или отдельных торговых единиц. Методика расчетов при этом одинакова.
Анализ позволяет установить, насколько ритмично развивается розничная реализация и равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. При наличии оперативной информации об изменении розничных цен его можно производить в сопоставимом виде. Целесообразно составлять графики выполнения плана по месяцам и другим периодам времени. Методика анализа предполагает расчет следующих коэффициентов [17, с. 69]:
- ритмичности — путем соотношения числа периодов, за которые выполнен план, к общему количеству периодов;
- равномерности — с
помощью среднего
KP = 100 – V; V = (δ * 100) / Ts; δ = √∑ (T – Ts)2 / n (5)
где КР — коэффициент равномерности (или ритмичности) выполнения плана розничного товарооборота;
V — коэффициент вариации
(или неравномерности)
δ — среднее квадратическое отклонение;
Т — процент выполнения плана розничного товарооборота за месяц или квартал (или темп изменения в динамике);
Ts — процент выполнения плана розничного товарооборота за год (или темп изменения в динамике);
n — число месяцев или кварталов изучаемого периода.
Анализ состава и ассортиментной структуры розничного товарооборота. На первом этапе производится анализ состава товарооборота по сравнению с планом и в динамике. Если плановые данные по составу товарооборота отсутствуют, то анализ проводится только в динамике. В структуре розничного товарооборота выделяют следующие составляющие:
Кроме того, розничный товарооборот целесообразно анализировать:
Анализ состава товарооборота производится в следующих показателях:
На втором этапе изучают степень выполнения плана и динамику товарооборота по отдельным товарным группам и товарам. Такой анализ проводят обычно по 35 продовольственным и 61 непродовольственной группам товаров (в соответствии с формой № 3-торговля «Отчет о продаже и остатках товаров»).
На третьем этапе изучают ассортимент и структуру товарооборота по кварталам и месяцам, что позволит проанализировать сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос на отдельные товары в различные периоды года. На четвертом этапе производится проверка ассортиментного перечня товаров, правил торговли, изучение качества и культуры обслуживания покупателей [13, с.54].
периодах.
Организация ООО «Керама» было основано 12 августа 1991 года. Организация является одним из крупнейших в городе объединением магазинов оптовой и розничной торговли и занимает ведущие позиции по объему реализации услуг и их динамике роста.
Общество создано путем
объединения на добровольных началах
имущественных вкладов
Основные виды деятельности ООО «Керама»:
- оптовая, мелкооптовая
и розничная продажа товаров
(строительные материалы,
- внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством;
- другие виды деятельности, не противоречащие Уставу.
ООО «Керама» имеет право:
- проводить любые хозяйственные операционные расходы;
- приобретать, дарить, продавать, списывать любое имущество и денежные средства;
- осуществлять сделки с иностранной валютой;
- осуществлять сделки, контракты, соглашения и иные юридические акты в Российской Федерации и за рубежом с физическими и юридическими лицами;
- принимать и увольнять работников в соответствии с Трудовым кодексом.
Кроме того, ООО «Керама» обязано:
- своевременно и в полном
объеме выплачивать налоги и
платежи в государственный
- вести бухгалтерский
учет по форме и в порядке,
установленными
- осуществлять обязательные виды страхования;
- соблюдать требования
санитарного, противопожарного
Функциональные обязанности каждой группы работников распределены достаточно четко, чтобы система функционирования предприятия могла действовать слаженно.
Постановка бухгалтерского учета на ООО «Керама» начинается с определения учетной политики.
Реализация товаров оптом и в розницу – один из наиболее распространенных видов предпринимательской деятельности. Рассмотрим порядок учета операций при поступлении товаров и их реализации.
Для учета поступления товаров при последующей их реализации через розничную сеть в ООО «Керама» используется активный счет 41 «Товары», субсчета 41 – 2 «Товары в розничной торговле», 41 – 3 «Тара под товаром и порожняя». Оборот по дебету этого счета показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.
Счет 42 "Торговая наценка" предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары на предприятиях розничной торговли, если их учет ведется по продажным ценам.
Суммы наценки, относящиеся к нереализованным товарам, уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся наценки на товары в соответствии с установленными размерами.
Сумма наценки на остаток нереализованных товаров может быть определена по проценту, исчисленному следующим образом:
1) к сумме наценки на
остаток товаров на начало
месяца прибавляется сумма
2) к сумме проданных
за месяц товаров (по
3) отношение общей суммы наценки к сумме проданных за месяц и оставшихся товаров на конец месяца, умноженное на 100, представляет собой средний процент наценки со стоимости этих товаров по ценам продажи;
4) абсолютная сумма накидок,
относящаяся к нереализованным
товарам, есть частное от
Торговая наценка включает в себя запланированный доход фирмы и НДС. Торговую наценку и розничную цену товара отражают в специальном документе – реестре розничных цен. При продаже товаров наценку списывают.
Иногда товар необходимо переоценить (уценить или дооценить). Переоценив товары, составляют инвентаризационную опись, акт. В ней указывают:
- дату изменения цены;
- наименование переоцениваемого товара;
- количество переоцениваемого товара;
- прежнюю цену на товар;
- новую цену на товар;
- сумму переоценки (разность между стоимостью товаров в старых и новых ценах).
Торговая наценка организации ООО «Керама» - это разница между продажной ценой и покупной стоимостью, для отражения которой в бухгалтерском учете используется счет 42 «Торговая наценка». Следовательно:
Продажная цена = Покупная стоимость + Торговая наценка
Кроме того, на счете 42 учитываются предоставляемые поставщиками скидки на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов. Размер торговой наценки устанавливается приказом руководителя. Это может быть единая торговая наценка (одинаковая для всех товаров), или для каждой группы (номенклатуры) товаров применяется своя торговая надбавка.
Учет операций по приобретению товаров в зависимости от способа их оценки (по покупной стоимости согласно договору купли-продажи (вариант 1) или по фактической себестоимости (вариант 2)) приведен в табл. 2.
Информация о работе Учет и анализ товарооборота на предприятиях розничной торговли