Учет и анализ товарооборота на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета и анализа товарооборота ООО «Керама», а также разработка предложений по его совершенствованию учета и повышению товарооборота в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические и методические вопросы анализа и учета товарооборота;
дать краткую характеристику организации ООО «Керама»;
проанализировать организацию бухгалтерского учета товарооборота в ООО «Керама»;
провести анализ товарооборота ООО «Керама»;
разработать предложения по увеличению товарооборота и совершенствованию организации учета товарных операций.
Объектом исследования выступает ООО «Керама».

Файлы: 1 файл

Учет и анализ розничного товарооборота.docx

— 113.08 Кб (Скачать)

Анализируя выполнение плана  по товарообороту, можно сказать, что  ООО «Комфорт» справлялось с планом лишь в 2006 году и в 2008 по рознице.

Выполнение плана в 2006 году составило 108,2 %. В тоже время  по оптовой торговле этот показатель заметно ниже и составляет 104,5 %.

В 2007 году предприятие недовыполнило  план по торговле на 3,0 %. В том числе  по оптовой торговле фактический  объем реализации был ниже планового  уровня на 4,3 %.

В 2008 году ситуация продолжала ухудшаться: выполнение плана составило 93,3 %, по оптовой торговле – лишь 86,3 %.

В таблице 12 представлен  общий анализ изменения структуры  товарооборота ООО «Комфорт».

 

Таблица 12 –

Показатели изменения  структуры товарооборота

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Удельный  вес, %

Изменение удельного веса, %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007 к 2006

2008 к 2007

Оптовый товарооборот

20903,78

45932,53

56387,59

69,01

67,63

60,45

-1,37

-7,19

Розничный товарооборот

9389,12

21980,71

36894,19

30,99

32,37

39,55

1,37

7,19

Итого

30292,90

67913,24

93281,78

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00


 

Анализ структуры товарооборота  показал, что доля оптового товарооборота  в общем объеме товарооборота  снижается

В 2006 году она составляла 69,01 %, в 2007 году – снизилась на 1,37 % и составила 67,63 %, в 2008 году – снизилась  на 7,19 % и равнялась 60,45 %. То есть общее  изменение удельного веса оптового товарооборота составило за период почти 9%.

3.2 Анализ структуры  товарных операций

Следующим этапом анализа  товарных операций является анализ их структуры. Поскольку номенклатура товаров достаточно широка, рассмотрим товарооборот в разрезе подразделений  ООО «Комфорт». Результаты представим в виде таблицы 13.

В структуре товарооборота  наибольший удельный вес приходится на товарооборот двух подразделений: отдела реализации строительных материалов и  магазина № 2. Причем за анализируемый  период он имеет тенденцию роста.

 

Таблица 13

- Показатели структуры  оптового товарооборота ООО «Керама»

Наименование отдела

Удельный  вес, %

Изменение удельного веса, %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007 к 2006

2008 к 2007

Отдел реализации мягкой мебели

5,87

5,12

3,85

-0,75

-1,27

Отдел реализации строительных материалов

37,58

38,80

39,64

1,22

0,85

Отдел реализации кухонной мебели

11,63

10,48

9,81

-1,15

-0,67

Магазин № 1

7,49

6,50

5,75

-0,99

-0,75

Магазин № 2

37,42

39,10

40,94

1,68

1,84

Итого

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00


 

Так в 2007 году доля товарооборота  отдела реализации мягкой мебели возросла на 1,22 %, а в 2008 году – на 0,85%, составив 39,64%. Доля товарооборота магазина № 2 также возросла в 2007 году на 1,68 %, а  в 2008 году – на 1,84%, составив 40,94%.

Почти десятая часть в  структуре товарных операций ООО «Комфорт» приходится на отдел реализации кухонной мебели. Однако она снижается: в 2007 году – на 1,15%, в 2008 году – на 0,67%, составив 9,81%.

Еще меньшая доля приходится на магазин № 1: в 2006 году она составляла 7,49%, в 2007 году на 0,99% меньше – 6,50%, а в 2008 году на 0,75% меньше – 5,75%.

Оставшаяся часть оптового товарооборота приходится на отдел  реализации: в 2006 году – 5,87%, в 2007 году – 5,12% (на 0,75% меньше), в 2008 году – 3,85% (еще  на 1,27% ниже).

Таким образом, можно сказать, что увеличение доли объема товарооборота  отдела реализации строительных материалом и магазина № 2 происходило за счет снижения доли товарооборота отдела реализации мягкой мебели,  отдела реализации кухонной мебели и магазина № 1.

Теперь рассмотрим товарооборот по подразделениям в динамике (табл. 14).

Таблица 14

- Показатели динамики  товарооборота ООО «Комфорт» по отделам

Наименование отдела

Годы

Абсолютное  отклонение

Темп  роста, %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007 к 2006

2008 к 2007

2007 к 2006

2008 к 2007

Отдел реализации мягкой мебели

1778,19

3477,16

3591,35

1698,96

114,19

195,5

103,3

Отдел реализации строительных материалов

11384,07

26350,34

36976,90

14966,27

10626,56

231,5

140,3

Отдел реализации кухонной мебели

3523,06

7117,31

9150,94

3594,24

2033,64

202,0

128,6

Магазин № 1

2268,94

4414,36

5363,70

2145,42

949,34

194,6

121,5

Магазин № 2

11335,60

26554,08

38189,56

15218,47

11635,48

234,3

143,8

Итого

30292,90

67913,24

93281,78

37620,34

25368,54

224,2

137,4


 

Анализ динамики товарных операций показал следующее. Наибольший прирост объема реализации наблюдался по магазину № 2: в 2007 году он составил 15218,47 тыс. р. (или 134,3%), а в 2008 году – 11635,48 тыс. р. (или 43,8%), что значительно выше аналогичных показателей по общему обороту.

Немного ниже были темпы роста по отделу реализации строительных материалов: в 2007 году темп роста был равен 231,5%, что в денежном выражении составляет 14966,27 тыс. р., а в 2008 году – 40,3%, что в денежном выражении составляет 10626,56тыс. р.

Ниже средних показателей по предприятию работал магазин № 1. Темп прироста товарооборота в 2007 году был равен 94,6% (или 2145,42 тыс. р.), в 2008 году – 21,5% (или 949,34 тыс. р.).

Также ниже средних показателей  по предприятию работал отдел  реализации кухонной мебели. Темп роста  товарооборота в 1999 году составил 202,0%, что ниже средних показателей  почти на 30%, (или 3594,24 тыс. р.), в 2008 году – 128,6%, что ниже средних показателей  почти на 15%, (или 2033,64 тыс. р.).

Хуже всех с реализацией  товаров справлялся отдел реализации мягкой мебели: в 2007 году темп роста  торговли составлял 195,5% (или 1698,96 тыс. р.), а в 2008 году – 103,3% (или -114,19 тыс. р.).

3.4 Резервы и  пути увеличения товарооборота

 

Поскольку в результате факторного анализа было выявлено ухудшение  характера развития предприятия  с точки зрения величины товарных запасов и товарооборачиваемости, необходимо проведение мероприятий, которые  будут способствовать улучшению  системы снабжения.

В качестве мероприятия по совершенствованию  данного направления предлагается использование в практике работы предприятия форвардных и фьючерсных контрактов. Форвардный контракт, как  и его, наиболее распространенная разновидность  фьючерс, представляет собой соглашение о купле-продаже товара с поставкой  и расчетом в будущем. Контракт стандартизирован по количеству и качеству товара. Согласно контракту продавец обязан поставить  в определенное место и срок определенное количество товара; после доставки товара покупатель обязан заплатить  заранее (в момент заключения контракта) обусловленную цену. Для гарантированности  исполнения контракта требуется  внести обеспечение наличными деньгами в размере 8-15% общей стоимости товара, поставляемого по контракту. Все сделки оформляются через клиринговую (расчетную) палату.

Использование данных контрактов позволит снизить величину запасов предприятия  и иметь в наличии товар  в определенное в контракте время  в течение года, что повысит  оборачиваемость запасов, а, следовательно, и оборотных средств, а также  общую рентабельность производственных фондов.

Данное предложение также окажет влияние на товарооборот, поскольку использование таких контрактов не только снижает затоваривание, но и позволяет иметь определенные товары (так называемые «ходовые») в нужное время в нужном количестве.

Эффект от предлагаемого мероприятия  можно рассчитать, исходя из того, что  высвобожденные средства от форвардных операций могут быть помещены на банковский депозит (исходя из процентной ставки – 14%). В том случае, если в форвардном контракте проставлены твердые  суммы, то за 1 год высвобожденные средства составят следующую величину (таблица 18).

Данная система расчетов позволит предприятию снизить величину средств в расчетах и повысить их оборачиваемость.

Использование векселя в расчетах позволит ООО «Керама» увеличить товарооборот, поскольку в ситуации, когда покупатель приезжает с устными обещаниями перечислить деньги за товар в ближайшее время и когда он же предложит в качестве оплаты вексель, предприятие предпочтет второе. При этом если процент комиссионного вознаграждения банка не превышает торговую наценку предприятия (при условии, что инфляция отсутствует), данная форма расчетов имеет экономический смысл.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Организация бухгалтерского учета в торговле имеет собственную  специфику, цели, задачи и принципы. Организации торговли применяют  те же основополагающие методы учета, что и производственные предприятия, но сам процесс приобретения и  реализации требует применения дополнительных счетов, что влияет на организацию  бухгалтерского учета, а также на составление отчетности торговых предприятий.

Объектом исследования дипломной  работы выступает ООО «Керама».

Основным видом деятельности общества является оптовая и розничная  торговля строительными материалами, кухонной и мягкой мебели.

Организации розничной торговли, осуществляющие учет товаров по продажной  стоимости, каким и является ООО «Керама», дополнительно отражают торговую наценку записью: Д-т 41, К-т 42 "Торговая наценка".

Торговая наценка включает в себя запланированный доход  фирмы и НДС. Торговую наценку  и розничную цену товара отражают в специальном документе - реестре  розничных цен. При продаже товаров  наценку списывают.

При любом варианте учетных  цен на товары продажная стоимость  реализованных товаров всегда отражается по кредиту счета 90. Так как на ООО «Керама» учет товаров на счете 41 ведется по продажным ценам, то по дебету счета 90 первоначально записывается стоимость реализованных товаров по продажным (учетным) ценам, а не покупным, что не соответствует экономической сущности данного счета. Анализируя выполнение плана по товарообороту, можно сказать, что ООО «Керама» справлялось с планом лишь в 2006 году и в 2008 по рознице.

Выполнение плана в 2006 году составило 108,2 %. В тоже время  по оптовой торговле этот показатель заметно ниже и составляет 104,5 %.

В 2007 году предприятие недовыполнило  план по торговле на 3,0 %. В том числе  по оптовой торговле фактический  объем реализации был ниже планового  уровня на 4,3 %.

В 2008 году ситуация продолжала ухудшаться: выполнение плана составило 93,3 %, по оптовой торговле – лишь 86,3 %.

в 2007 году доля товарооборота  отдела реализации мягкой мебели возросла на 1,22 %, а в 2008 году – на 0,85%, составив 39,64%. Доля товарооборота магазина № 2 также возросла в 2007 году на 1,68 %, а  в 2008 году – на 1,84%, составив 40,94%.

Информация о работе Учет и анализ товарооборота на предприятиях розничной торговли