Учет и анализ товарооборота на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета и анализа товарооборота ООО «Керама», а также разработка предложений по его совершенствованию учета и повышению товарооборота в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические и методические вопросы анализа и учета товарооборота;
дать краткую характеристику организации ООО «Керама»;
проанализировать организацию бухгалтерского учета товарооборота в ООО «Керама»;
провести анализ товарооборота ООО «Керама»;
разработать предложения по увеличению товарооборота и совершенствованию организации учета товарных операций.
Объектом исследования выступает ООО «Керама».

Файлы: 1 файл

Учет и анализ розничного товарооборота.docx

— 113.08 Кб (Скачать)

3. Единство оценки товаров  при их оприходовании и выбытии.  Если товары были оприходованы  по продажным ценам, то и  списываться они должны по  этим же ценам. Списание товаров  по ценам выше или ниже цен  их оприходования привело бы  в первом случае к образованию  излишков товаров, а во втором  – к недостаче [12, с. 44].

4. Единство показателей  учета и плана, т. е. формирование  информации в бухгалтерском учете  должно осуществляться по показателям  торгово-финансового плана. Если, например, план товарооборота устанавливается  не только в целом, но и  раздельно по структурным подразделениям, то и учет фактического товарооборота  должен осуществляться раздельно  по подразделениям.

5. Отчетность о наличии  и движении товаров материально  ответственных лиц (бригад) в установленные  сроки.

6. Периодическая проверка  путем проведения инвентаризаций  фактических остатков товаров  и сравнение их с данными  бухгалтерского учета для проверки  обеспечения сохранности ценностей.

7. Контроль за деятельностью  материально ответственных лиц  путем встречной сверки. Например, все списания со складов универмага должны совпадать с оприходованием этих ценностей в секции и т. п.

Практическая реализация изложенных принципов создает условия  для эффективного решения задач, стоящих перед учетом товаров  и анализом их обращения. Так особое внимание нужно обращать на:

  • правильность оформления первичных документов при приеме на склад товаров (товарно-транспортной накладной, счетов-фактур, грузовых квитанций). В накладных должны быть указаны все реквизиты поставщика, количество и цена товара, его стоимость, должности и подписи отпустивших и получивших товар с расшифровкой и обязательно должна стоять печать или штамп предприятия-поставщика. При необходимости должен быть приложен сертификат качества товара или результаты лабораторных проб;
  • полноту оприходования поступившего на склад товара по всем первичным документом на операцию – при необходимости можно провести встречную проверку на предприятии-поставщике. Товары должны приходоваться чистым весом, за вычетом безвозмездных отходов (нормы отходов должны указываться в документах поставщика) [11, с.156];
  • правильность и четкость ведения аналитического учета товаров в бухгалтерии и своевременное выведение остатков товаров. При несовпадении количества товаров нужно провести выборочную или сплошную инвентаризацию товаров (здесь бухгалтер может быть инициатором проверки);
  • состояние весового хозяйства в соответствующих специализированных предприятиях (все весы должны регулярно проверяться и иметь после проверки удостоверяющий их пригодность сертификат);
  • правильность отражения операций с тарой: стеклянная посуда, принимаемая у населения, должна учитываться наравне с товаром;
  • списание естественной убыли: убыль в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства, а сверх нормы – за счет виновных лиц.

Если в организации  налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия  для эффективного решения задач, стоящих перед бухгалтерским  учётом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учётом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учёта вызывают отставание учёта, запаздывание предоставления отчётности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учётно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий [16, с.24].

Синтетический учет реализации товаров на предприятиях как розничной, так и оптовой торговли ведется  на счете 90 "Продажи". По кредиту  данного счета отражается продажная  стоимость реализованных товаров, а по дебету - расходы, связанные  с реализацией товаров (включая  покупную стоимость, расходы на продажу), и налоги.

На основании кассовых документов на сумму выручки от реализации товаров формируется проводка: Д 50 "Касса" К 90-1 "Продажи", субсчет "Выручка".

Одновременно начисляется  сумма НДС (если торговая организация  является плательщиком налога): Д 90-3 "Продажи", субсчет "НДС" К 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет  НДС.

Следовательно, правильное отражение выручки, полученной торговой организацией, в первую очередь зависит  от точности исполнения инструкций по учету денежных средств. Порядок  поступления денежной выручки, полученной с использованием ККТ в кассу  предприятия, установлен Типовыми правилами  эксплуатации ККМ.

Формы первичных документов и порядок их использования при  осуществлении денежных расчетов с  использованием ККМ установлены  Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. Этим Постановлением среди прочих форм установлены формы  для учета выручки, передаваемой кассирами-операционистами в кассу  предприятия, и порядок использования  этих форм при работе с ККМ [15, с. 87]:

1) Журнал кассира-операциониста  (форма N КМ-4). Применяется для  учета операций по приходу  и расходу наличных денег (выручки)  по каждой ККМ организации,  а также является контрольно-регистрационным  документом показаний счетчиков,  то есть данные о полученной  организацией наличной выручке  формируются, в том числе и  на основании показателей этого  журнала, которые должны совпадать  с прочими отчетными документами  кассира.

Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями  налогового инспектора (журнал должен быть зарегистрирован в налоговой  инспекции), руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации, а  также и печатью. Все записи в  журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом  порядке чернилами или шариковой  ручкой, без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями  кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации;

2) Журнал регистрации  показаний суммирующих денежных  и контрольных счетчиков ККМ,  работающих без кассира-операциониста  (форма N КМ-5). Применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста  (в случае установки ККМ на  прилавках магазинов или для  работы официанта), для учета операций  по приходу наличных денег  (выручки) по каждой ККМ, а  также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков;

3) Справка-отчет кассира-операциониста  (форма N КМ-6). Применяется для  составления отчета кассира-операциониста  о показаниях счетчиков ККМ  и выручке за рабочий день (смену);

4) Книга учета принятых  и выданных кассиром денежных  средств (форма N КО-5). Применяется  в случае, если предприятия имеют  в штате нескольких кассиров  и несколько кассовых аппаратов.  Применение этого документа регламентировано  п. 28 Порядка ведения кассовых  операций и Постановлением Госкомстата  России от 18 августа 1998 г. N 88.

Таким образом, выручка предприятия  розничной торговли формируется  ежедневно и, соответственно, ежедневно  должна отражаться в бухгалтерском  учете.

Отражение в бухгалтерском  учете списания товара, реализованного розничным магазином, производится на основании товарных отчетов материально  ответственных лиц. В товарном отчете отражаются данные о получении и  отпуске товара. Форма товарного  отчета (форма N ТОРГ-29), как и все  прочие формы первичной учетной  документации по учету торговых операций, утверждена Постановлением Госкомстата  России от 25 декабря 1998 г. N 132.

Для отпуска товара со склада в торговый зал применяется накладная  по форме N ТОРГ-13. Накладная составляется в двух экземплярах материально  ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр - принимающему подразделению для оприходования  ценностей.

Заполненный документ подписывают  материально ответственные лица сдатчика и получателя и сдают  в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей. Пунктом 2.2.7 Методических рекомендаций по учету  и оформлению операций приема материально  ответственным лицам в структурных подразделениях организации рекомендовано вести Журнал учета поступления товара, Журнал учета отпуска товара, в которых должны быть указаны номер п/п, дата поступления (или отпуска), наименование товара, количество единиц и сумма поступления (или отпуска), фамилии, инициалы и подпись лица, принявшего (выдавшего) товар.

Постановлением Госкомстата  России N 132 такой вид учетной документации не предусмотрен, но он удобен материально  ответственным лицам для ведения  сводного учета. Поэтому форму таких  журналов рекомендуется разработать  самостоятельно.

Если предприятие розничной  торговли кроме общего торгового  зала имеет еще киоски, ларьки и  т.д., находящиеся вне магазина, то материально ответственным лицам, работающим в них, выдается в одном  экземпляре Товарный журнал работника  мелкорозничной сети по форме N ТОРГ-23.

Отпуск товаров в мелкорозничную сеть оформляется расходно-приходной  накладной для мелкорозничной сети по форме N ТОРГ-14. Данные об отпуске  товаров и получении выручки  отражаются в книге по совершению операций на основании приходно-расходных  документов с выводом каждый раз  нового остатка товаров. Записи в  книге производятся ответственными лицами, отпускающими товар или принимающими выручку.

В объем розничного товарооборота  включается сумма выручки, сданная  материально ответственным лицом  по окончании рабочего дня в кассу  организации. Прием наличных денег  оформляется приходным кассовым ордером. Номер, дата приходного ордера и сумма, на которую продан товар, указываются в расходно-приходной  накладной. Количество и сумма нереализованных  за день товаров указываются в  соответствующих графах расходно-приходной  накладной. Затем суммы выручки, полученные кассой, сверяются с суммой проданных товаров. Полный отчет  материально ответственного лица за полученное количество товаров обязателен [13, с. 98].

Пунктом 2.2.8 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема предусмотрено, что материально  ответственные лица должны составлять отчет о наличии и движении товаров в сроки от 1 до 10 дней (форма N ТОРГ-29). Сроки устанавливаются руководителем и главным бухгалтером торговой организации, в зависимости от условий работы, объема товарооборота, наличия удаленных и разъездных торговых точек и пр.

Основанием для составления  товарного отчета служат первичные  приходные и расходные документы. В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит  остатка товаров (если установлен), номер отчета, период, за который  составляется товарный отчет.

К товарному отчету прикладывается Сопроводительный реестр сдачи документов, составленный по форме N ТОРГ-31, к которому и прикладываются все приходные  и расходные документы. Реестр составляется в двух экземплярах материально  ответственным лицом на приходные  и расходные документы по операциям  за отчетный период. Первый экземпляр  с приложенными к нему документами  под расписку передается в бухгалтерию. Второй экземпляр остается у материально  ответственного лица [19, с. 85].

На основании товарных отчетов материально ответственных  лиц списывается на реализацию стоимость  реализованных товаров. Бухгалтерский  учет списания стоимости реализованных  товаров зависит от формирования учетной цены товара на торговом предприятии.

Розничным торговым организациям дано право учитывать в бухгалтерском  учете товары, как по покупной, так  и по продажной стоимости. Если товар  учитывается на счете 41 по покупной стоимости, то его списание ограничивается проводкой: Д 90-2 "Себестоимость продаж" К 41-2 "Товары в розничной торговле".

В этом случае валовой доход  торговой организации (или доход  от продаж, или выручка) определяется как разница между товарооборотом без вычитаемых налогов и себестоимостью проданных товаров.

Этот показатель автоматически  формируется на счете 90 "Продажи" и складывается из товарооборота, за минусом НДС, акцизов и покупной стоимости товара.

В этом случае, кроме проводки Д 90-2 "Себестоимость продаж" К 41-2 "Товары в розничной торговле", следует сделать проводку по отражению  суммы реализованной торговой наценки. Это требуется для определения  финансового результата от реализации товаров. Проводкой методом "красного сторно" корректируют отраженную по дебету счета 90 "Продажи" покупную стоимость реализованных товаров (в продажной оценке) на разницу  между продажной стоимостью реализованных  товаров и торговой надбавкой (наценкой), относящейся к проданным товарам [21, с. 75].

При учете товаров по продажным  ценам применяется счет 42 для  учета торговой надбавки на поступающие  и выбывающие товары.

Корректировка дебетового оборота  счета 90 и списание со счета 42 торговой надбавки, относящейся к выбывшим (реализованным) товарам, оформляются, как правило, проводкой: Д 90 "Продажи" К 42 "Торговая наценка" - сторно.

Информация о работе Учет и анализ товарооборота на предприятиях розничной торговли