Учет и анализ товарооборота на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета и анализа товарооборота ООО «Керама», а также разработка предложений по его совершенствованию учета и повышению товарооборота в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические и методические вопросы анализа и учета товарооборота;
дать краткую характеристику организации ООО «Керама»;
проанализировать организацию бухгалтерского учета товарооборота в ООО «Керама»;
провести анализ товарооборота ООО «Керама»;
разработать предложения по увеличению товарооборота и совершенствованию организации учета товарных операций.
Объектом исследования выступает ООО «Керама».

Файлы: 1 файл

Учет и анализ розничного товарооборота.docx

— 113.08 Кб (Скачать)

 

Для выполнения каких-либо операций по получению товаров в ООО «Керама» на стороне поверенному лицу предприятия (экспедитору) выдается доверенность (ф. № М-2).

Доверенность содержит следующие  обязательные реквизиты: номер, дата выдачи; срок действия – от 5 дней до года; банковские реквизиты плательщика; наименование поставщика; паспортные данные предъявителя доверенности; номер и дата документа, являющегося основанием для отпуска  товаров; наименование и количество товаров, подлежащих к получению. На доверенности ставится роспись экспедитора, которая заверяется росписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска  печати ООО «Керама».

По доверенности экспедитор может получить груз непосредственно  у поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов (счет-фактура). Счет фактура выписывается в трех экземплярах: первый остается у поставщика, второй передается в бухгалтерию, а  третий прикладывается к отчету экспедитора. Пример составления счет-фактуры  в ООО «Керама» представлен в Приложении Г.

Независимо от способа оплаты, при любом варианте получения  товаров у поставщика и любом  варианте доставки их предъявляют кладовщику для оприходования. Приемка на складе ООО «Керама» осуществляется по количеству и качеству методом прямого счета, взвешивания, обмера и внешнего осмотра. Если не обнаружено никаких расхождений с документами, кладовщик выписывает приходный ордер в двух экземплярах (ф. №М-4).

Накладная № 23 и товарная накладная  представлены в Приложениях Д  и Е, соответственно.

Аналитический учет поступления  товаров в розничной торговле ведется на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании  которых принимаются на склад товары, являются товарные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.

В зависимости от характера  операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки  учетной информации в первичные  документы могут быть включены дополнительные реквизиты (п.13 Положения по ведению  бухгалтерского учета). При этом все  реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной  учетной документации остаются без  изменения (включая код, номер формы, наименование документа).

В соответствии со статьей 10 Закона "О бухгалтерском учете" регистры бухгалтерского учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о документах и документообороте информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится  в сгруппированном виде в бухгалтерские  отчеты.

Так как ООО «Керама» применяет журнально-ордерную форму счетоводства, то применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

Итоговые данные журналов-ордеров  в конце месяца переносятся в  Главную книгу. Баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных  показателей из учетных регистров.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных  операций и представлению в бухгалтерию  необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

В соответствии с пунктом 14 Положения по ведению бухгалтерского учета перечень лиц, имеющих право  подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации  по согласованию с главным бухгалтером.

Перечень лиц, имеющих право  подписи, может быть утвержден приказом или распоряжением руководителя торговой фирмы и принят в качестве приложения к учетной политике ООО «Керама».

В дальнейшем, ООО «Керама» целесообразно разработать список лиц, имеющих право подписи, применительно к должностям, а не к конкретным работникам, так как именно занимаемая должность позволяет сотруднику санкционировать совершение той или иной операции. Кроме того, при этом не возникнет необходимости в утверждении нового перечня при увольнении работника или при переводе его на другую должность.

Совершенствование журнально-ордерной формы идет в направлении упрощения  применяемых учетных регистров  и сокращения их числа в целях  устранения дублирования записей. Это  производится во многих торговых организациях путем объединения нескольких журналов-ордеров  в один. Практика показала также  целесообразность сокращения количества дебетовых ведомостей, которые ведутся  в дополнение многих журналов-ордеров.

Значительный эффект дает объединение  журналов-ордеров с товарными, кассовыми  и другими отчетами материально  ответственных лиц. Полученные от них  отчеты после тщательной проверки используются бухгалтерией в качестве учетных  регистров путем заполнения специально предусмотренных в этих документах граф. Такой порядок избавляет  от необходимости переписывать содержащиеся в отчетах данные о многочисленных операциях в журналы-ордера. Это  резко сокращает объем работы и устраняет возможность ошибок при ведении учетных записей.

2.3 Рекомендации  по совершенствованию бухгалтерского  учета в ООО «Керама»

 

Основным направлением совершенствования  бухгалтерского учета в ООО «Керама» является создание резерва на списание естественной убыли.

Товарные потери при хранении и реализации вследствие естественной убыли должны списываться в том  месяце, когда проводилась инвентаризация. Поскольку она, как правило, ежемесячно не проводится, то отнесение всей суммы  потерь, возникших за межинвентаризационный  период (например, за полугодие), на издержки обращения одного месяца было бы неправильно, так как в этом случае искусственно уменьшались бы расходы тех месяцев, в которых не было инвентаризации, и увеличивались бы расходы того месяца, в котором она проводилась. Такое единовременное списание оказало  бы влияние на правильность исчисления прибыли за определенный отчетный период.

В связи с тем, что товарные потери вследствие естественной убыли  образуются в течение всего межинвентаризационного периода, то и распределяться они  должны между всеми месяцами данного  периода. Это достигается ежемесячным  списанием на издержки обращения  плановой суммы таких потерь путем  начисления резерва на естественную убыль.

В целях равномерного отражения  предстоящих расходов в издержках  обращения и производства рекомендуется  ежемесячно начислять резерв на списание естественной убыли товаров в  пределах действующих норм, который  формируется на счете 96 «Резервы предстоящих  расходов». Начисление резерва на естественную убыль должно быть отражено в учетной политике. При определении размера данного резерва следует воспользоваться средним процентом товарных потерь по отношению к товарообороту по прошлому периоду, то есть создавать резерв в пределах процента от товарооборота.

Начисление резерва ежемесячно отражается записью:

Д 44 «Издержки обращения»

К 96 «Резервы предстоящих  расходов и платежей».

После проведения инвентаризации недостачу товаров, образовавшуюся вследствие естественной убыли, списывают  за счет начисленного резерва (на покупную стоимость), что отражается проводкой:

Д 96 «Резервы предстоящих  расходов и платежей»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

На разность между стоимостью товаров по учетным и покупным ценам делается дополнительная запись:

Д 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Таким образом, со счета 94 недостачи  товаров списываются по учетным  ценам, а на расходы по организации  торговли товарные потери списываются  по себестоимости (покупным ценам).

Обычно суммы фактической  недостачи товаров вследствие естественной убыли и начисленного резерва  не совпадают, поэтому при их списании производят корректировку резерва.

Если недостача товаров  вследствие естественной убыли оказалась  больше начисленного резерва, то на эту  разницу производят его доначисление проводкой:

Д 44 «Издержки обращения»

К 96 «Резервы предстоящих  расходов».

Если недостача товаров  вследствие естественной убыли окажется меньше начисленного резерва, то излишне  начисленная сумма его списывается  на уменьшение издержек обращения составлением исправительной записи методом красного сторно (то есть излишне начисленный  резерв сторнируется).

В целях повышения информативности  и аналитичности учетного процесса предлагается также введение автоматизации  учета товарных операций.

В последнее время все  чаще и чаще компьютер становится незаменимым помощником руководителя, бухгалтера, другого специалиста. Уже  давно многие операции, над которыми ранее бухгалтера сидели днями и ночами, автоматизированы и выполняются за несколько секунд. Но в основном это касается выписки документов, создания отчетов и т.п. В оптовой торговле документооборот компьютеризирован уже давно. Для розницы – это дело новое, во всяком случае, для России. Такого рода операции появились в России около 1,5-2 лет назад, и сейчас они достигли такого уровня, при котором их можно массово внедрять.

 

3 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА В ООО «КЕРАМА»

3.1 Общая оценка  товарных операций

Для отнесения товарооборота  к розничному или оптовому такие  критерии, как количество проданного товара, так и форма расчетов (наличный, безналичный расчет, кредитная карточка, чек, вексель, бартер и др.) не имеют  никакого значения. Единственным критерием  отнесения сделки по продаже товара к сфере розничной или оптовой  торговли является цель использования  приобретаемых товаров.

Сделка по продаже товаров  юридическому лицу (за безналичный  расчет или за наличные через физическое лицо по доверенности) или физическому  лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, может быть квалифицирована как  договор розничной купли - продажи  и, соответственно, включена в розничный  товарооборот, только в том случае, если товары приобретены для использования  в целях, не связанных с предпринимательской  деятельностью. Сделка также относится  к розничному товарообороту, если товар  приобретается некоммерческой организацией для осуществления своих уставных целей. Если же с некоммерческой организацией будет заключен в письменной форме  договор поставки, из которого следует, что приобретаемый товар будет  использован для осуществления  предпринимательской деятельности, то данную сделку следует относить к сфере оптовой торговли. В  противном случае данная сделка относится  к сфере розничной торговли, так  как в отношении некоммерческих организаций действует допущение, согласно которому все совершаемые  ими сделки связаны с осуществлением ими своей уставной, непредпринимательской  деятельности, если документально нельзя доказать иное (приложение Б).

В таблице 10 приведен общий  анализ объема товарных операций организации  ООО «Керама».

В таблице 10 приведен общий анализ объема товарных операций организации ООО «Комфорт».

Таблица 10

- Показатели динамики  товарооборота

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Абсолютный  прирост, тыс. р.

Темп  роста, %

2007

к

2006

2008

к

2007

2007 к 2006

2008 к 2007

Оптовый товарооборот

20903,78

45932,53

56387,59

25028,75

10455,06

219,7

122,8

Розничный товарооборот

9389,12

21980,71

36894,19

12591,59

14913,48

234,1

167,8

Итого товарооборот

30292,90

67913,24

93281,78

37620,34

25368,54

224,2

137,4


За анализируемый период произошел заметный рост товарооборота 

Так в 2007 году он увеличился на 37620,34 тыс. р. (или на 124,2 %). За 2008 год  также имело место увеличение объема товарооборота, которое составило 25368,54 тыс. р. (или 37,4 %).

В тоже время оптовый товарооборот имел более низкие показатели роста. Так за 2007 год он вырос на 119,7 %, что в абсолютных величинах составляет 25028,75 тыс. р., а в 2008 году – на 22,8 %, что в абсолютных величинах составляет 10455,06 тыс. р.

Теперь проведем общий  анализ выполнения плана по товарообороту, результаты представим в таблице 11.

 

Таблица 11

- Показатели выполнения  плана по товарообороту

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

план

факт

вып-е  плана, %

план

факт

вып-е  плана, %

план

факт

вып-е  плана, %

Оптовый товарооборот

20000

20903,78

104,5

48000

45932,53

95,7

65000

56387,59

86,8

Розничный товарооборот

8000

9389,12

117,4

22000

21980,71

99,9

35000

36894,19

105,4

Итого

28000

30292,90

108,2

70000

67913,24

97,0

100000

93281,78

93,3

Информация о работе Учет и анализ товарооборота на предприятиях розничной торговли