Методика анализа оптового товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей. Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние до цивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов.

Оглавление

Введение

1.Понятие и виды оптового товарооборота

1.1 Сущность оптовой торговли

1.2 Роль и функции оптовой торговли

2. Анализ реализации товаров и услуг оптовым предприятиям

2.1 Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота

2.2 Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота

3.Методика анализа оптового товарооборота

3.1 Коммерческая работа по продаже товаров на предприятиях оптовой торговли

3.2 Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота


Заключение

Файлы: 1 файл

Анализ оптового товарооборота.doc

— 180.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение

 

1.Понятие и виды оптового товарооборота

 

1.1 Сущность оптовой торговли

 

1.2 Роль и функции оптовой торговли

 

2.  Анализ реализации товаров и услуг оптовым предприятиям

 

2.1 Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота

 

2.2 Особенности анализа влияния факторов  на выполнение плана и динамику оптового товарооборота

 

3.Методика анализа оптового товарооборота

 

3.1 Коммерческая работа по продаже товаров на предприятиях оптовой торговли

 

3.2 Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей. Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние до цивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры. Товар – средство удовлетворения потребностей людей.  Движущей идеей торговли вообще и искусства торговать в частности является удовлетворение или, по меньшей мере, стремление к наиболее полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов человека. Под нуждой понимается чувство ощущаемой человеком нехватки или отсутствия чего-либо. Понятно, что нужды человечества характеризуются чрезвычайным многообразием и включают в себя:

•              физиологические потребности в пище, тепле, одежде, безопасности;

•              социальные нужды (имеются в виду потребности человека в духовной близости, опеке, влиянии и привязанности);

•              личные нужды (например, в самовыражении, в получении образования).

Все перечисленные выше нужды являются составляющими исходной природы человека. Вот почему человек чувствует себя несчастным или глубоко обездоленным, если его нужда не удовлетворена. Человек либо пытается заглушить нужду каким-то способом, либо пытается найти объект, который бы в известной мере удовлетворил его нужды. Важной исходной идеей торговли является идея человеческих потребностей, то есть нужд, принявших специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью конкретного человека. Потребности человека растут по мере прогрессивного развития общества. При этом люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их внимание, любопытство, интерес, желание. В сложившейся ситуации появляются производители, предпринимающие целенаправленное действие, чтобы усилить желание людей получить товары. Возникают попытки сформировать связь между товаропроизводителями и нуждами людей.

 

 

 

 

1. Понятие и виды оптового товарооборота

 

Объем оптового товарооборота – один из основных показателей торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации.

Различают розничный и оптовый товарооборот:

Под оптовым товарооборотом понимается реализация товаров оптовыми организациями предприятиям розничной торговли, общественного питания и другим предприятиям для их дальнейшей перепродажи или переработки.

Оптовые организации реализуют товары покупателям на основании заключенных с ними договоров продажи. Они должны полностью выполнять договорные обязательства по количеству, качеству, ассортименту и срокам поставки товаров, предусмотренным договорами.

Различают две основные формы оптовой продажи товаров: реализация товаров со складов (складской оборот) и реализация товаров транзитом (транзитный оборот).

Складским оборотом называется оборот по реализации товаров покупателям со складов оптовой организации. При складских товарных операциях оптовые организации заключают договоры закупки с промышленными предприятиями (поставщиками), завозят товар на склад и ведут все расчеты с поставщиками по оплате приобретенных товаров. Одновременно они заключают договоры поставки товаров с розничными организациями (покупателями), отгружают им товары и ведут с ними расчеты по реализованным товарам.

Транзитным оборотом называется оборот от реализации товаров от поставщиков без завоза товара на склад оптового предприятия непосредственно в розничную торговлю. Реализация транзитом осуществляется как с участием, так и без участия оптового предприятия в расчетах.

В первом случае оптовая организация заключает договор с промышленными предприятиями и осуществляет все расчеты за закупленные товары. Товары, минуя склад оптовой организации, непосредственно направляются промышленными предприятиями в организации розничной торговли.

Во втором случае оптовая организация только заключает договора, а товар непосредственно с промышленных предприятий направляется в организации розничной торговли, которые сами осуществляют расчеты с поставщиками за полученные товары.

В договоре обычно определяется момент перехода права собственности от продавца к покупателю. Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Одновременно с получением права собственности приобретатель (собственник) вещи (товара) в результате случайной гибели или порчи товаров вследствие непредвиденных обстоятельств по общему правилу гражданского законодательства несет соответствующие убытки.

Учетная политика оптового торгового предприятия принимается на длительный период с учетом условий хозяйствования и информационного содержания заключенных с покупателями товаров договоров. Согласно выбранной учетной политике на предприятии устанавливается метод учета реализации товаров, то есть момент, когда товары считаются проданными.

Моментом реализации товаров может быть признана оплата товаров (поступление денежных средств на счета и в кассу торгового предприятия) либо их отгрузка и предъявление покупателю расчетных документов к оплате. Нормативными актами предусмотрено, что предприятия обязаны вести учет по методу начислений (исключения составляют малые предприятия). Кроме того, момент реализации для целей налогообложения может не совпадать с принятым учетным способом. Используя метод определения момента реализации по отгрузке товаров и предъявлению покупателям расчетных документов, организация оптовой торговли может маневрировать объемами реализации на конец отчетного периода. Однако в этом случае возможно неполучение средств от покупателей по уже отгруженным реализованным товарам.

Наиболее экономичной является транзитная реализация товаров, особенно без участия оптового предприятия в расчетах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях формирования рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп).

1.1 Сущность оптовой торговли

 

       Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.      

       Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства,  розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.

        Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

        От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.

        Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

        Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

В процессе анализа необходимо:

      дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;

      изучить их в динамике;

      выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота;

      изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению;

      определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия.

Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.

 

1.2 Роль и функции оптовой торговли.

 

        Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических связей между районами страны, отраслями производства, изготовителями товаров и розничной торговлей. Напр., закупая у колхозов и совхозов лён и реализуя его предприятиям текстильной промышленности, оптовая торговля становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью. Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности поставки её швейникам, также обслуживается оптовой торговлей. Тем самым  она соединяет текстильную и швейную отрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду, предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой промышленностью и торговлей.

        Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров народного потребления, в её функции входят закупка и завоз товаров от предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя завоз товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств.

        Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства.

Информация о работе Методика анализа оптового товарооборота