Анализ оптового товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 16:15, реферат

Краткое описание

Анализ оптового товарооборота – важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия .
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.
В процессе анализа необходимо решить следующие задачи:
1) дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;
2) изучить динамику оптового товарооборота;

Файлы: 1 файл

Анализ оптового товарооборота_Ибрис.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

 


 


АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА НА ПРИМЕРЕ ООО «ИБРИС»

 

Анализ оптового товарооборота – важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия .

Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

В процессе анализа необходимо решить следующие задачи:

1) дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;

2) изучить динамику оптового товарооборота;

3)  выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота;

4) изучить недостатки в торгово-коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению и предупреждению, планирование товарооборота.

Анализ показывает, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру поступления товаров из других областей. 

Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем, объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.

Предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве в тоже время отражают различные стороны торгового процесса. Такая система показателей может быть предоставлена в виде следующих групп:

  • Соотношение товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка
  • Показатели оптового товарооборота в текущих и сопоставимых ценах за отчетный и прошлый периоды
  • Показатели структуры товарооборота\
  • Показатели оптового товарооборота по структурным единицам торгового предприятия
  • Показатели оптовых цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция)
  • Расчеты влияния на величину оптового товарооборота основных факторов (изменения товарных запасов, поступления, рыночных цен и т.д.)

Анализ объема и динамики оптового товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Проведем анализ оптового товарооборота на примере ООО «Ибрис», расположенного по адресу: г. Гродно,  ул. Соколовского, 24. Основной вид деятельности ООО «Ибрис»  - оптовая торговля канцтоварами.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Рассмотрим динамику товарооборота за 2 года на графике рис.1.

ООО «Ибрис» имеет следующие данные по объему и составу  товарооборота (табл.1).

 

Рисунок 1 – Данные об оптовом товарообороте за 2009 и 2010 гг. по кварталам, млн.руб.

Таблица 1 - Информация о  выполнении  плана по  оптовому товарообороту ООО «Ибрис»

Показатели

Фактически за 2009 год

2010 2010 год

Отклонение

2010 год в % к 2009 году

План

Факт

% вы-полне-ния

От Плана

От 2009 года

1.Оптовый товарооборот с участием  в расчетах:

 

 

           

А) в действующих

Ценах

6526

7048

8328

118,16

+1280

+1802

127,61

Б) в сопоставимых

Ценах

6526

-

6610

-

-

+84

101,29


 

План товарооборота ООО «Ибрис» перевыполнен на 18,16% или на 1280 млн.руб. По сравнению с 2009 годом его объем возрос на 1802 млн.руб., что составляет 27,61%. Рост оптового товарооборота в динамике произошел в основном за счет повышения продажных цен на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту в 2010 году к 2009 составил 1,26 раза. Пересчитаем фактический его объем за 2010 год в сопоставимые продажные цены:  8328: 1,26 = 6610 млн.руб. Таким образом , повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на 1718 млн.руб. (8328-6610), что составляет 26,33% к фактическому его объему за прошлый год.

Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику.

Для определения равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по кварталам, составив аналитическую таблицу.

Изучим ритмичность и равномерность  развития товарооборота ООО «Ибрис», составим табл. 2.

Таблица 2 - Ритмичность развития оптового товарооборота ООО «Ибрис» в действующих ценах, млн. руб.

Кварталы

Факти-чески за 2009 год

2010 год

Отклонение

В % к 2009 году

План

Факти-чески

% выпол-нения плана

От плана

От 2009 года

1 квартал

1631

1761

2082

118,23

+321

+451

127,65

 2 квартал

1505

1625

1984

122,09

+359

+479

131,83

3 квартал

1832

1979

2201

111,22

+222

+369

120,14

4 квартал

1558

1683

2061

122,46

+378

+503

132,28

Всего за год

6526

7048

8328

118,16

+1280

+1802

127,61


 

Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговое предприятие план товарооборота выполнило во всех кварталах. Отсюда коэффициент ритмичности равен 1,0 или ритмичным его выполнение было только на 100,0 %.

 

 

Рисунок 2 - Равномерность выполнения плана товарооборота по кварталам.

 

 Для определения коэффициента равномерности необходимо рассчитать среднее квадратическое отклонение (b) и коэффициент вариации, или неравномерности (v).

      (1)

Подставив данные, получим:

Среднее квадратическое отклонение равно 0,42, оно показывает колебания в развитии анализируемого показателя. Коэффициент вариации (неравномерности)  равен 0,42 , можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя.

Коэффициент равномерности Кравн рассчитывают по формуле:

Крав = 100-v       (2)

Крав =100-0,42 =99,58%.

Таким образом, выполнение плана товарооборота было равномерным на 99,58%.        

Под сезонными колебаниями понимают такие изменения уровня динамического ряда, которые вызывают влияниями времени года. 

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.

В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществлются анализ квартальных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета используем данные о квартальном обороте за 2 года.

Таблица 3 - Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам млн.руб.

                                  Годы

Кварталы

2009г.

2010г.

I

1631

2082

II

1505

1984

III

1832

2201

IV

1558

2061

Объем товаро-оборота за год, млн.руб.

6526

8328


 

Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:

                           Ткв j = Тj / 4,        (3)

Тквj –среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.

Тj – объем товарооборота j-го года, руб.

Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год, и определяется сумма.

                                     Сij=(Тij/Тквj) х 100      (4)

Сij –сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года,%;

Тij –товарооборот i-го квартала j-го года, руб.

На основе этих формул рассчитываем сезонные колебания товарооборота по кварталам табл.3.

Таблица 4 -  Расчет сезонных колебаний товарооборота по кварталам (%).

                      Годы

Кварталы

2009г.

2010г.

Сумма сезонных колебаний

I

99,97

100,0

199,97

II

92,25

95,29

187,54

III

112,29

105,72

218,01

IV

95,49

98,99

194,48


 

В целях устранения случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:

Iсез.перi =сумма сезонных колебаний /количество лет   (5)

Iсез.перi –первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.

Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0% . Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:

  Кп=400 / сумма сезонных колебаний,     (6)

Кп –коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.

Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:

  Iсез.ут.i=I сезперi х Kn,        (7)

Iсез.ут.i –уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.

Таблица 5 -   Расчет индексов сезонности товарооборота (%).

Кварталы

Сумма сезонных колебаний

Индексы сезонности

Первоначальный  индекс сезонности

Уточненный индекс сезонности

I

199,97

99,985

99,985

II

187,54

93,77

93,77

III

218,01

109,005

109,005

IV

194,48

97,24

97,24

Сумма

------

400,0

400,0

Информация о работе Анализ оптового товарооборота