Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 16:15, реферат
Анализ оптового товарооборота – важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия .
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.
В процессе анализа необходимо решить следующие задачи:
1) дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;
2) изучить динамику оптового товарооборота;
АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА НА ПРИМЕРЕ ООО «ИБРИС»
Анализ оптового товарооборота – важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия .
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.
В процессе анализа необходимо решить следующие задачи:
1) дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;
2) изучить динамику оптового товарооборота;
3) выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота;
4) изучить недостатки в торгово-коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению и предупреждению, планирование товарооборота.
Анализ показывает, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру поступления товаров из других областей.
Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.
Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем, объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.
Предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве в тоже время отражают различные стороны торгового процесса. Такая система показателей может быть предоставлена в виде следующих групп:
Анализ объема и динамики оптового товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Проведем анализ оптового товарооборота на примере ООО «Ибрис», расположенного по адресу: г. Гродно, ул. Соколовского, 24. Основной вид деятельности ООО «Ибрис» - оптовая торговля канцтоварами.
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Рассмотрим динамику товарооборота за 2 года на графике рис.1.
ООО «Ибрис» имеет следующие данные по объему и составу товарооборота (табл.1).
Рисунок 1 – Данные об оптовом товарообороте за 2009 и 2010 гг. по кварталам, млн.руб.
Таблица 1 - Информация о выполнении плана по оптовому товарообороту ООО «Ибрис»
Показатели |
Фактически за 2009 год |
2010 2010 год |
Отклонение |
2010 год в % к 2009 году | |||
План |
Факт |
% вы-полне-ния |
От Плана |
От 2009 года | |||
1.Оптовый товарооборот с |
|
||||||
А) в действующих Ценах |
6526 |
7048 |
8328 |
118,16 |
+1280 |
+1802 |
127,61 |
Б) в сопоставимых Ценах |
6526 |
- |
6610 |
- |
- |
+84 |
101,29 |
План товарооборота ООО «Ибрис» перевыполнен на 18,16% или на 1280 млн.руб. По сравнению с 2009 годом его объем возрос на 1802 млн.руб., что составляет 27,61%. Рост оптового товарооборота в динамике произошел в основном за счет повышения продажных цен на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту в 2010 году к 2009 составил 1,26 раза. Пересчитаем фактический его объем за 2010 год в сопоставимые продажные цены: 8328: 1,26 = 6610 млн.руб. Таким образом , повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на 1718 млн.руб. (8328-6610), что составляет 26,33% к фактическому его объему за прошлый год.
Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику.
Для определения равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику по кварталам, составив аналитическую таблицу.
Изучим ритмичность и равномерность развития товарооборота ООО «Ибрис», составим табл. 2.
Таблица 2 - Ритмичность развития оптового товарооборота ООО «Ибрис» в действующих ценах, млн. руб.
Кварталы |
Факти-чески за 2009 год |
2010 год |
Отклонение |
В % к 2009 году | |||
План |
Факти-чески |
% выпол-нения плана |
От плана |
От 2009 года | |||
1 квартал |
1631 |
1761 |
2082 |
118,23 |
+321 |
+451 |
127,65 |
2 квартал |
1505 |
1625 |
1984 |
122,09 |
+359 |
+479 |
131,83 |
3 квартал |
1832 |
1979 |
2201 |
111,22 |
+222 |
+369 |
120,14 |
4 квартал |
1558 |
1683 |
2061 |
122,46 |
+378 |
+503 |
132,28 |
Всего за год |
6526 |
7048 |
8328 |
118,16 |
+1280 |
+1802 |
127,61 |
Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговое предприятие план товарооборота выполнило во всех кварталах. Отсюда коэффициент ритмичности равен 1,0 или ритмичным его выполнение было только на 100,0 %.
Рисунок 2 - Равномерность выполнения плана товарооборота по кварталам.
Для определения коэффициента равномерности необходимо рассчитать среднее квадратическое отклонение (b) и коэффициент вариации, или неравномерности (v).
Подставив данные, получим:
Среднее квадратическое отклонение равно 0,42, оно показывает колебания в развитии анализируемого показателя. Коэффициент вариации (неравномерности) равен 0,42 , можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя.
Коэффициент равномерности Кравн рассчитывают по формуле:
Крав = 100-v (2)
Крав =100-0,42 =99,58%.
Таким образом, выполнение плана товарооборота было равномерным на 99,58%.
Под сезонными колебаниями понимают такие изменения уровня динамического ряда, которые вызывают влияниями времени года.
Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.
В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществлются анализ квартальных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета используем данные о квартальном обороте за 2 года.
Таблица 3 - Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам млн.руб.
Годы Кварталы |
2009г. |
2010г. |
I |
1631 |
2082 |
II |
1505 |
1984 |
III |
1832 |
2201 |
IV |
1558 |
2061 |
Объем товаро-оборота за год, млн.руб. |
6526 |
8328 |
Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:
Ткв j = Тj / 4, (3)
Тквj –среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.
Тj – объем товарооборота j-го года, руб.
Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год, и определяется сумма.
Сij –сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года,%;
Тij –товарооборот i-го квартала j-го года, руб.
На основе этих формул рассчитываем сезонные колебания товарооборота по кварталам табл.3.
Таблица 4 - Расчет сезонных колебаний товарооборота по кварталам (%).
Годы Кварталы |
2009г. |
2010г. |
Сумма сезонных колебаний |
I |
99,97 |
100,0 |
199,97 |
II |
92,25 |
95,29 |
187,54 |
III |
112,29 |
105,72 |
218,01 |
IV |
95,49 |
98,99 |
194,48 |
В целях устранения случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:
Iсез.перi =сумма сезонных колебаний /количество лет (5)
Iсез.перi –первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.
Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0% . Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:
Кп=400 / сумма сезонных колебаний, (6)
Кп –коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.
Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:
Iсез.ут.i=I сезперi х Kn, (7)
Iсез.ут.i –уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.
Таблица 5 - Расчет индексов сезонности товарооборота (%).
Кварталы |
Сумма сезонных колебаний |
Индексы сезонности | |
Первоначальный индекс сезонности |
Уточненный индекс сезонности | ||
I |
199,97 |
99,985 |
99,985 |
II |
187,54 |
93,77 |
93,77 |
III |
218,01 |
109,005 |
109,005 |
IV |
194,48 |
97,24 |
97,24 |
Сумма |
------ |
400,0 |
400,0 |