Анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия и разработка предложений по увеличению объемов продажи товаров.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, содержание и классификацию товарооборота;
- изучить основные направления увеличения и планирования розничного товарооборота;
- рассмотреть факторы, которые влияют на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров;
- изучить основные экономические показатели торгового предприятия;
- проанализировать объем и структуру розничного товарооборота торгового предприятия;

Файлы: 1 файл

оптовая торговля (2).doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Оптовые предприятия помимо оптовой реализации товаров

осуществляют следующие виды деятельности:

-                     розничная реализация товаров;

-                     организация общественного питания;

-                     торговое посредничество;

-                     прочие виды деятельности (производство, строительство, услуги и др.).

В соответствии с этим общий оборот оптового предприятия включает:

-                     оптовый товарооборот, в том числе продажа товаров на экспорт;

-                     розничный товарооборот;

-                     товарооборот общественного питания;

-                     оборот торгового посредничества (сумма комиссионного вознаграждения за посредничество в приобретении или сбыте товаров от чужого имени и за чужой счет);

-                     оборот от прочих видов деятельности.

Оптовая торговля связывает производство и розничную торговлю,

обеспечивая рациональную организацию товароснабжения и регулярное снабжение товарами розничных торговых предприятий.

Торгово-посреднический товарооборот. Он характеризует объем посреднических операций купли-продажи потребительских товаров, осуществляемых торговым предприятием без какой-либо их технологической обработки. В составе этого оборота выделяют обычно оборот на биржевом рынке и оборот на внебиржевом рынке. Эти формы торгово-посреднического товарооборота могут осуществляться с резидентами своей страны и с зарубежными участниками.

Посредническая деятельность не всегда осуществляется на коммерческой основе, так как посредник часто и не бывает коммерсантом. Но основной класс посредников – крупно – оптовые предприниматели, агенты, брокеры, коммивояжеры, розничные торговцы, дилеры, дистрибьюторы и другие, которые на коммерческой основе занимаются стыковкой интересов на всех этапах оборота товаров – от их изготовления до конечного индивидуального потребления.

Вместе с тем не всякий коммерсант является посредником. Многочисленные предприятия изготавливают продукцию и реализуют ее напрямую от своего имени конечному покупателю и не занимают среднего положения в акте товарообмена.

Вся деятельность предпринимателя должна быть направлена на получение коммерческого успеха, обеспечивающего достижение ожидаемого результата торгово-предпринимательской деятельности за счет целенаправленного действия на получение намеченного дохода и стабилизацию финансового состояния.

 

1.2 Задачи анализа розничного товарооборота предприятий торговли

 

Анализ розничного товарооборота торгового предприятия начинается с

изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана.

Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:

 

Тс.ц. = Тф.ц. / Iц., (1)

 

где,

Тс.ц. – объем товарооборота в сопоставимых ценах;

Тф.ц. – объем товарооборота в фактических ценах;

Iц. - индекс изменения цен.

В процессе анализа розничного товарооборота целесообразно определить его изменение как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:

 

Iт = Iц х Iq, (2)

 

где, Iт – индекс изменения объема товарооборота;

Iц – индекс изменения цен;

Iq – индекс изменения физического объема товарооборота.

Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой – от изменения количества реализуемых товаров.

Анализ розничного товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре.

Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов:

 

Кс.с = , (3)

 

где,

Кс.с – коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота;

fi 1 – удельный вес I-й товарной группы в общем объеме товарооборота

(%) в отчетном периоде;

fi0 – удельный вес I-й товарной группы в общем объеме товарооборота

в предшествующем периоде (%);

n – количество товарных групп.

На выполнение плана и динамику розничного товарооборота

оказывают влияние большое число факторов, зависящие от деятельности предприятия. Их принято объединять в три группы:

-                     факторы, связанные с товарными ресурсами;

-                     факторы, связанные с численностью работников и эффективностью их труда;

-                     факторы, связанные с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.

Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность

торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов.

Эта зависимость может быть выражена формулой:

 

Т = Зн + П – В – Зк , (4)

 

где, Т – объем розничного товарооборота;

Зн – запасы товаров на начало периода;

П – поступление товаров;

В – выбытие товаров;

Зк – запасы товаров на конец периода.

Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.

Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования.

Эта зависимость выражается формулой:

 

Т = П х Ч, (5)

 

где, Т – объем розничного товарооборота, руб.;

Ч – среднесписочная численность работников, чел.;

П – производительность труда одного работника, руб./ чел.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:


Т = S х Ксм х Д х ВS, (6)

 

где, Т – объем розничного товарооборота, руб.;

S – площадь торгового зала предприятия, м2;

Ксм – коэффициент сменности работы предприятия;

Д – количество дней работы предприятия;

Вs – товарооборот на 1м2 площади торгового зала в смену, руб.

Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.

К задачам анализа розничного товарооборота относятся:

                  контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам;

                  оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;

                  изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;

                  изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет;

                  выявление изменений, произошедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров;

                  определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;

                  вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота;

                  изучение качества обслуживания населения;

                  выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.

Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия.

В настоящее время розничные торговые предприятия самостоятельно планируют свое хозяйственно-финансовое и социальное развитие. План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торгового предприятия, поскольку показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, издержки обращения, прибыль. На основе многовариантных подходов торговые предприятия определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год.

План розничного товарооборота по объему и структуре должен обеспечивать, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения, а с другой – необходимый размер прибыли.

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточного предприятия.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет определенные расходы, которые в практике экономического анализа принято подразделять на:

-                     постоянные затраты, сумма которых остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий, помещений, сооружений, коммунальные расходы и т.д.);

-                     переменные расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией.

Однако темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них

не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию только безубыточную работу.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки.

Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятиям прибыли.

Таким образом, имеем:

 

Тр.ц = Тп.ц + ТН, (7)

 

где, Тр.ц – объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Тп.ц - объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

ТН – сумма торговых надбавок, руб.

В свою очередь:

 

ТН = ИО + П, (8)


где, П – сумма прибыли, руб.;

ИО – сумма издержек обращения, руб.

 

ИО = ИОпер + ИОпост, (9)

 

где, ИОпер – сумма переменных издержек обращения, руб.;

ИОпост – сумма постоянных издержек обращения, руб.

Тогда:

 

Тр.ц = Тн.ц + ИОпер + ИОпост + П. (10)

 

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:

 

Тр.цкр = Тп.ц + ИОпер + ИОпост , (11)

 

где, Тр.цкр – критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

Информация о работе Анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия