Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:51, курсовая работа
Предмет исследования – методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения
2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализировать методическую литературу по проблеме;
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие устной речи учащихся………………………………7
1.1.Развитие устной речи как социальная и методическая проблема……………………………………………….……………………….7
1.2.Пересказы художественного текста……………………….……..13
Глава II. Выразительное чтение как органическая часть анализа художественных произведений………………………………………………20
2.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению……………………………….………….20
2.2. Средства речевой выразительности……………………………28
Глава III. Методика обучения выразительному чтению и рассказыванию на уроках литературы в средней школе…………………..37
3.1. Основы методики выразительного чтения в школе……………..37
3.2. Приемы и упражнения для обучения выразительному чтению……………………………………………………………………..…..46
3.3. Формирование навыков выразительного чтения лирического произведения………………………………..………………………………….55
Глава IV. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся………………………………………...75
4.1. Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков)………………………………………………………82
Заключение……………………………………………………………..95
Список использованной литературы…………………………..……98
(№ 9 музыка «Не жалею, не зову, не плачу…» прослушать, пока звучит песня - кадры из фильма о Есенине) Я очень люблю эти стихи:
«Я по первому снегу бреду, в сердце ландышей вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду над дорогой моей засветил:
Я не знаю то свет иль мрак? В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг?»
А вот совсем другой Есенин:
Мне осталась одна забава: пальцы в рот – и весёлый свист.
Покатилась дурная слава, что похабник я и скандалист.
Ах! Какая смешная потеря! Много в мире смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали! Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я, и скандалил для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта - ласкать и карябать, роковая на нём печать.
Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись эти помыслы розовых дней.(Слайд 24)
Но коль черти в душе гнездились – значит, ангелы жили в ней
Вот за это веселие мути, отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте попросить тех, кто будет со мной,
Чтоб за все грехи мои тяжкие, за неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке под иконами умирать. (Зажигает свечу, ложит гвоздику , музыка № 10 Есенин «Хулиган»)
Ученица – Ахматова. Памяти С.Есенина:
Так просто можно жизнь покинуть эту, бездумно и безбольно догореть.
Но не дано Российскому поэту такою светлой смертью умереть.
Всего верней свинец душе крылатой небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой из сердца, как из губки, выжмет жизнь.
Это одно из последних стихотворений 1925 года, посвященное Сергею Есенину, увидевшее свет перед долгим молчанием.
(Слайд 25). Слово поэтов испепеляло не только зло. Погибали и сами поэты. Убиты на дуэли Пушкин и Лермонтов; Блок отдал жизнь за Россию, повесился Есенин, застрелился Маяковский, повесилась М.Цветаева, погиб в тюрьмах Мандельштам, 24 августа 1921 года Гумилёв в возрасте 35 лет и еще 60 человек были расстреляны. Гражданская война закончилась. Начинался НЭП, а мятеж был подавлен.
Учитель. Мы снова и снова задаем себе одни и те же вопросы: почему, неужели не могло быть иначе, кто виноват? И читаем: «Кто ж виноват в дьявольском обмане, в создании правового хаоса? Не будем искать виновных в стороне от самих себя, скажем горькую правду: все виноваты в этом преступлении, все и каждый…» (Слайд 26). Это написано М. Горьким в 1918 году как отклик на русскую революцию. Писатель предвидел, что «несчастную Русь тащат и толкают на Голгофу…». И еще одно предупреждение Горького: «Нужны культурно ценные люди, мозг нации, а их морят голодом, не дают пайков, не доверяют интеллигенции». Многие поэты и писатели поведали в своих произведениях о тех страшных страданиях и муках.
(Слайд 26)«…брали на мушку» ,«ставили к стенке», «списывали в расход» -
Так изменялись из года в год речи и быта оттенки…
Сколько понадобилось лжи в эти проклятые годы,
Чтоб разъярить и поднять на ножи армии, классы, народы…», - читаем мы у М. Волошина.
(Слайд 27). В 1920 году В.Короленко писал: «В борьбе с собственным народом мы потеряли миллионы людей, среди которых тысячи и тысячи литераторов.» Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 15 тысяч поэтов и писателей. Не лучшим было положение и в Украине, где было уничтожено свыше 500 украинских мастеров слова и около 300 кобзарей. Цифры эти потрясают, кажутся дикими, чудовищными, невозможными, не поддающимися осмыслению.
(Слайд 28). Истреблены лучшие из лучших.
Их не просто репрессировали. Их физическому
уничтожению предшествовало уничтожение
моральное: бешеные кампании по истреблению
талантов включали в себя процессы исключений,
проработок, запретов на печатание произведений,
прямую травлю. Так задыхалась в лапах
«века-волкодава»(О.
Это была акция устрашения интеллигенции, политическое убийство инакомыслящих. Многие видели спасение в эмиграции. Ахматова осталась, потому…
Ученица-Ахматова (Слайд 29). Потому что «не с теми я, кто бросил землю». Потому, что «я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был». Подвергаясь постоянным гонениям, Анна Ахматова чувствовала свою обреченность. После 1925 года ее стихи не печатают.
(Слайд 30). «Надо чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить.»
И она несла свой крест до конца.
Дал ты мне молодость трудную, столько печалей в пути.
Как же мне душу скудную богатой тебе принести?
(«№ 11 «Я улыбаться перестала»- прослушать)
Учитель. Одни глядятся в ласковые взоры, другие пьют до солнечных лучей, а я всю ночь веду переговоры с неукротимой совестью моей.
Неукротимая совесть… Именно она – главное содержание, герой и муза многих произведений Анны Андреевны Ахматовой, женщины с незаурядной силой воли, непоколебимой, пережившей две мировые войны, революции, страшные эксцессы советской власти от ее восстановления до хрущевской «оттепели». Русская Сапфо.
(№ 12 Голос Ахматовой «Из памяти твоей я выну этот день»)
Ученица – Ахматова. В одном из стихотворений Ахматова признавалась: «в детстве была крылатой». И О.Мандельштам, прочитав ее I том, сказал: «У меня от Ваших стихов иногда впечатление полета…». На меня стихи ее действуют как гипноз, именно эти строки, прочитанные хотя бы раз, остаются в памяти надолго.
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить, Чтоб утолить ненужную тревогу.
А.Ахматова сама писала о себе, что «она стала героиней двух постановлений ЦК», которые обрекли ее на нищенское существование. 6 ноября 1965 года – последний инфаркт. В начале марта ее не стало. (Зажигает свечу, гвоздика)
Чтец. Она связала эти времена в туманно-теневое средоточье.
И если Пушкин – солнце, то Она в поэзии пребудет белой ночью, - писал Е.Евтушенко. (№ 13 Ахматова «Есть в близости людей»)
1-й чтец. (Слайд 31). Кто мешал им всем жить нормальной человеческой жизнью? Душа и глагол. Поэты «режут в кровь свои босые души» - писал Высоцкий.
Ученик – Мандельштам. (Слайд 32). Передо мной лежат книги стихотворений О.Мандельштама. Они не публиковались в СССР более 40 лет. Книги страстей его души, поэтический дневник его философских раздумий и поисков. Книга тревог и надежд, сомнений и прозрений, радости и боли. Словно о ней сказал Уитмен: «Друг мой, это не книга, прикасаясь к ней, ты прикасаешься к человеку»
«Я только в жизнь впиваюсь и люблю…»
«За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить».
(Слайд 33). «Заблудился я в небе – что делать?» Тот, кому оно близко, - ответь!
Легче было вам, Дантовых девять Атлетических дисков, звенеть.
Не кладите же мне, не кладите остроласковый лавр на виски,
Лучше сердце мое разорвите Вы на синего звона куски…
И когда я усну, отслуживши, Всех живущих прижизненный друг,
Он раздастся и глубже и выше – Отклик неба – в остывшую грудь.
( №14 Мандельштам «Я вздрагиваю от холода»)
Он умер 27 декабря 1938 года в лагере под Владивостоком, доведённый до безумия. (№ 15 А Пугачева «Я больше не ревную», ученик зажигает свечу)
Чтец. (Слайд 34). Наверное, поэт не может быть счастливым. Чтобы глагол и душа составляли равенство, поэт должен страдать за других. Трагичны судьбы всех поэтов серебряного века, но они оставили нам свет своей души.
Учитель. (Слайд 35) Поэты русские! Я с болью одинокой, В тоске затравленной перебираю вас. Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий час истребленья, уничтоженья час.
Не знали мы тех лет, отстоянных и зрелых, когда со слов спадет горячности туман.
Два наших первенца застрелены в дуэлях, растерзан третий в реве мусульман.
Нас всех, нас всех пред пушкинскою гранью многоголово гибель стерегла:
Безумием, гонением, зеленым умираньем, мгновенным ли пыланием чела.
Повешен тот, а этот сослан в рудник, иных подбил догадливый черкес…
Санкт-Петербургские нахмуренные будни, да желть бензинная…небес.
Чума на нас, российские поэты! Текучим воском вылиты каким?-
Один в петлю, другой – из пистолета. К расстрелу третьего. Четвертого в Нарым.
Да счесть ли всех? Да кто сберет алмазы в рассеянных, разбитых черепах?
Безумный я! – пополз подземным лазом сберечь их гордость в невидимых стихах – И вынес их! – но пальцы слабые разжаты:
Мне смерть! Мне смерть! – кто эту грань нарушит?
Она взросла в груди тарантулом мохнатым и щупальцами душит…
(№ 16 Звучит песня «Пока горит свеча» «Машина времени» Макаревич).(Слайд 35)
Бывают дни, когда опустишь руки и нет ни слов, ни музыки, ни сил…
В такие дни я был с тобой в разлуке и никого помочь мне не просил.
И я хотел идти куда попало, забыть свой дом и не найти ключа,
Но верил я: не всё ещё пропало, Пока не меркнет свет,
Пока горит свеча…
Чтец. Что бы не случилось, как бы не выла метель, - свеча горит на столе. Мне кажется, она символизирует силу человека, который может преодолеть все преграды.
Учитель. (Слайд 36) (И. Аллегрова «Я тебя отвоюю» на сл. Цветаевой, когда звучит проигрыш, учитель говорит слова) Мне хочется, чтобы вы всегда помнили своих духовных учителей – писателей и поэтов, и всегда с любовью читали их, учили наизусть полюбившиеся строки, постигали и совершенствовали азбуку прозы и поэзии. (Слайд 37). Помните слова Блока: «В душе каждого человека есть клапан, открывающийся только поэзией ». Пусть поэзия всегда побуждает вас к серьёзной и глубокой душевной работе, к стремлению стать выше и чище, добрее. Ибо по словам Гоголя, «благоухающими устами поэзии навеивается в души то, чего не дашь ей никакими нравоучениями».
(Слайд 38) Сады моей души узорны… Николай Гумилёв
Вместо деревьев в нашем саду будут жить замечательные поэты, которые помогают нам познать свою душу. Мы сможем вырастить звёздный сад.
(Слайд 39)
(Видео «Заповедь Р.Киплинга»
Домашнее задание. Сочинение «Свеча горела…» или «Послушайте!».
Глава IV. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся
Художественная литература - самый доступный и в то же время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры школьника. Познание красоты слова является первым и важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово - могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств. Важнейшая педагогическая задача состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной облагораживающей красотой стало неисчерпаемым источником и средством познания прекрасного, внутренним духовным богатством и в то же время средством выражения этого богатства.
Язык - главное средство общения людей, он охватывает разные стороны бытия, поэтому возможности художественного отображения явлений жизни в литературе особенно широки. Слово как средство выразительности в литературном произведении обретает удвоенную художественную силу. Словесный образ имеет еще и понятийную основу и воспринимается в первую очередь умом. Поэтому литература - важнейшее средство развития интеллекта учащихся.
Прежде чем школьник сможет самостоятельно постигать эмоциональные оттенки слова, учитель подготавливает его к этому при помощи так называемого художественного рассказа. Художественный рассказ требует высокой эмоциональной и эстетической культуры педагога. Выразительное чтение учителя развивает у учащихся способность постигать эмоциональную окраску слова, а это умение - преддверие не только искусства, но и богатой, полноценной интеллектуальной жизни учащихся. По словам В.А. Сухомлинского, "Когда человек ощущает, переживает тончайшие оттенки, запахи, эмоциональный подтекст слова, он как бы пробуждает дремлющие силы разума" [33; 507]. Познание слова несет в себе энергию мысли. Постижение слова - это подготовка к чтению художественной литературы. Чтение может стать духовной потребностью лишь тогда, когда слово отложилось и в логической, и в эмоциональной памяти.
Развитие культуры чтения является одним из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости. На уроках родного языка школьники учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, то есть передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.
Информация о работе Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся