Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения
2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализировать методическую литературу по проблеме;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие устной речи учащихся………………………………7
1.1.Развитие устной речи как социальная и методическая проблема……………………………………………….……………………….7
1.2.Пересказы художественного текста……………………….……..13
Глава II. Выразительное чтение как органическая часть анализа художественных произведений………………………………………………20
2.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению……………………………….………….20
2.2. Средства речевой выразительности……………………………28
Глава III. Методика обучения выразительному чтению и рассказыванию на уроках литературы в средней школе…………………..37
3.1. Основы методики выразительного чтения в школе……………..37
3.2. Приемы и упражнения для обучения выразительному чтению……………………………………………………………………..…..46
3.3. Формирование навыков выразительного чтения лирического произведения………………………………..………………………………….55
Глава IV. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся………………………………………...75
4.1. Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков)………………………………………………………82
Заключение……………………………………………………………..95
Список использованной литературы…………………………..……98

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.docx

— 160.60 Кб (Скачать)

В V классе при чтении былин учащиеся передают особый характер их звучания. Знакомятся с особенностями чтения басен.

В VI классе встает задача воплощать в чтении более сложные по содержанию и форме произведения. Например, выразить нарастание напряженности чувств в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» («Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер, да я»); передать многокрасочность и сложность композиции описания степи в повести «Тарас Бульба», что требует яркого зрительного представления всей картины в целом и как бы постепенного рассматривания отдельных ее элементов [26, с. 41].

Мы назвали только часть задач, решаемых при обучении выразительному чтению. Но в каждом отдельном случае преподаватель должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста.

К VII классу курс обучения выразительному чтению должен быть в основном закончен, т. е. предполагается, что учащиеся практически усвоили основы искусства выразительного чтения и ознакомились с принятой в нем терминологией. Однако надо иметь в виду, что семиклассников необходимо познакомить с приемами выразительного чтения драматических произведений и стихов Маяковского. Кроме этого, в VII классе обогащается представление учащихся об исполнительской задаче и укрепляется умение решать ее в своем чтении.

В VII классе школьники впервые изучают драматические произведения. Чтение по ролям ученикам уже знакомо. Они читали по ролям басни, сцены из «Дубровского», «Тараса Бульбы» и др. [26, с. 95]. Однако особая целенаправленность и действенность речи персонажей в драматическом произведении ставят перед учащимися новые задачи. Чтение по ролям поможет понять самое существо драматического произведения и театрального искусства. Как и на сцене, в чтении по ролям исполнитель перевоплощается в героя, действует и говорит как то лицо, слова которого он произносит. Вторая особенность чтения по ролям - общение с партнером. В комедии Гоголя «Ревизор», изучение которой проходит обычно живо и довольно легко, нет, однако, ни одной роли, которую школьники могли бы хотя в какой-то степени «сыграть», кроме ролей Бобчинского и Добчинского в момент их сообщения о появлении в трактире таинственного «молодого человека недурной наружности в партикулярном платье» [43, с. 49]. Но и одна эта сцена и вообще установка на продумывание характеров, действий и намерений персонажей дают возможность познакомить учащихся с выразительным чтением драматического произведения.

Для понимания стихов Маяковского и для развития умения их читать важно научить школьников передавать в чтении особенности ритма стихов этого поэта.

Получив подготовку в IV-VI классах и расширив ее в VII, учащиеся VIII класса должны уметь прочитать выразительно любое стихотворение, прозу, с которыми они познакомились в курсе литературы, так же как предполагается их грамотное письмо после прохождения курса морфологии. Однако умение выразительно читать необходимо укреплять и совершенствовать. Продолжать работу над выразительным чтением надо и потому что задачи уже знакомые старшеклассники должны решать на значительно более сложном материале. Невнимание учителей к выразительному чтению в старших классах обедняет преподавание литературы, снижает ее влияние на нравственное и эстетическое воспитание. А культура эмоций еще более нужна подросткам, чем детям.

Если учитель ставит целью подготовку учащихся к выразительному чтению, необходим специальный анализ произведения - анализ исполнительский. Он в первую очередь характеризуется именно своей четкой целенаправленностью: помочь учащимся вжиться в произведение, чтобы изображенное автором стало близким им и волновало бы, как непосредственно наблюдаемое и пережитое. Необходимым и специфическим компонентом исполнительского анализа является определение творческих исполнительских задач, требующее уяснения, что и для чего хочет передать исполнитель слушающим, читая данное произведение [34, с. 103]. Исполнительский анализ, имея много общего с принятым школьным анализом и частично совпадая с ним, представляет собой особый способ раскрытия художественного произведения, так как соотносится с искусством чтения.

Исполнительский анализ может включаться в урок после общего литературного анализа. Тогда используются уже сделанные выводы и приобретенные знания, но и в этом случае исполнительский анализ не должен терять своей специфики.

В школьной практике довольно часты случаи, когда обучение выразительному чтению проводится только попутно с другой работой, с решением других задач. Тогда невозможно и не нужно проводить исполнительский анализ как таковой. Используются лишь некоторые элементы его. Включение элементов исполнительского анализа возможно при изучении любого произведения.

Выразительное чтение - показатель уровня знания и понимания учащимися текста. Еще В. Острогорский, Д. Коровяков и многие другие методисты XIX в. отмечали, что степень выразительности чтения того или иного произведения обусловлена глубиной проникновения в текст. В свою очередь, умение выразительно читать углубляет, по мнению педагогов, понимание и знание текстов [32, с. 11].

Словесник, знающий индивидуальные особенности учащихся и уровень владения навыками выразительного чтения, может по качеству чтения ученика определить степень его понимания текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Приемы и  упражнения для обучения выразительному  чтению

Основная линия развития методики преподавания литературы всегда была направлена на поиски таких путей, которые позволяли бы соединить в едином процессе наслаждение произведением художественной литературы, опирающееся на определенные теоретико-литературные знания и учебную деятельность учащихся в ее различных формах.

Последние достижения современной методики позволили определить методы преподавания литературы, и среди них наиболее специфичный для данного предмета – метод творческого чтения.

Стремление сохранить в сознании ученика литературное произведение как художественное явление во всем его единстве и конкретности привело к признанию важности метода творческого чтения, действующего не только в момент первичного восприятия, но и на протяжении всего учебного процесса [46, с. 21].

Выразительное чтение – искусство художественного чтения в условиях школы. Это значит, что обучение школьников выразительному чтению строится с учетом законов художественного чтения – искусства творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове [23, с. 21]. Содержание и приемы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастными особенностями учащихся и программой по литературе, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения.

Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до конца школы. Процесс обучения можно разделить на три этапа: с 1-го по 3-й класс, с 4-го по 7-й и с 8-го по 11-й класс. Второй этап является наиболее важным в обучении выразительному чтению. Ученики, развивая приобретенные ранее навыки, осваивают умение ставить и решать исполнительскую задачу, узнают об особенностях чтения произведений разных жанров и работают над практической реализацией их в чтении, знакомятся с теорией искусства чтения и его терминологией.

В процессе внимательного обдумывания, «вживания» в произведение у исполнителя складывается определенная интерпретация этого произведения, то есть творческая трактовка, в соответствии с которой произведение воплощается чтецом в звучащем слове.

Творческое освоение художественного текста учащимися предполагает не только его понимание, но и эмоциональную взволнованность тем, что изображает автор и как, какими средствами он это делает.

Работа над выразительным чтением оформляется в ряде специальных уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фразировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. При осуществлении метода творческого чтения можно использовать разнообразные приемы.

1. Выразительное чтение  учителя и мастеров художественного  слова

2. Внимание к произношению  и ясности слова учеников

3. Упражнения на восприятие  и произнесение звука

4. Деление текста на  части [23, с. 23]

1. Выразительное  чтение учителя и мастеров  художественного слова 

Выразительное чтение наставника, глубоко продуманное и прочувствованное, способствует раскрытию для учеников идейно-художественного смысла произведения. Чтение преподавателя не отменяет последующего продумывания произведения самими учениками, это лишь первый этап для его глубокого изучения.

2. Внимание к  произношению и ясности слова  учеников 

Также учитель должен повседневно уделять внимание произношению, четкости и ясности слова, ее живости и простоте [16, с. 64]. Все, что можно сказать на память, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приводя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть.

3. Упражнения  на восприятие и произнесение  звука 

Учитель должен развивать у учеников фонетическую четкость. Для этого нужны упражнения на восприятие и произнесение звука. При этом целью работы ставится четкое воспроизведение слова как звукосочетания и четкое воспроизведение речевого звена в его художественной звуковой функции. Нужно приучить ученика не только видеть картины, которые рисует поэт, но и слышать звучание стиха, его инструментовку, звукоподрожание и звукопись [26, с. 70]. Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии: загадки, пословицы, скороговорки. Они зачастую звукоподрожательны, эту ее звукоподрожательность мы вскрываем в произношении:

Бились попы, колотились попы,

Пришли в клеть, перевешались (Цепы).

 

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски.

 

От топота и копыт пыль по полю летит.

 

На дворе трава, на траве дрова.

 

Турка курит трубку, курка клюет крупку.

4. Деление текста  на части 

Следующая сторона чтения, над которой необходимо работать, - это понятие части, абзаца и в связи с этим внимание к переходам: от громкого чтения - к более тихому, от медленного – к более быстрому, от поднятого голоса – к голосу спущенному. Здесь же мы неизбежно используем более сознательно и смену окрасок: от гнева – к печали, от тоски – к радости и т.д. [26, с. 72].

Эта задача выполняется начиная с пятого класса в форме многоголосного чтения. Так, пушкинское «У лукоморья» начинается (первые шесть строк) и кончается (последние четыре строки) одним голосом, - хор произносит акцентируемые строки:

- Там чудеса.

- ... Там Русью  пахнет!

А все остальные доли подаются отдельными голосами.

Там леший бродит (один голос)

Русалка на ветвях сидит (второй голос)

Там на неведомых дорожках

Следы неведомых зверей (третий голос)...

Эта система чтения создает большее музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть новыми голосовыми средствами.

Можно попросить одного из учеников прочитать все стихотворение одному. И тогда второе многоголосное исполнение окажет сильнейшее влияние на каждого из учеников. И чтение каждого из них станет более выразительным.

Тот же эффект даст чтение по ролям. Оно выделяет речь героя (скажем в басне) и заставляет подчеркнуть специфику этой речи: грубость Волка, робость и заискивающий тон Ягненка, льстивые нотки в монологе Лисы и т.д.

Ученики должны мысленно делить текст на части и давать каждой части определенную окраску в зависимости от ее содержания [38, с. 235]. Возьмем, к примеру, отрывок из «Тараса Бульбы». Читаем и составляем план.

«Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом... Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор...

Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их - и только на один миг видит их перед собою. "Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?" - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, - и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой... Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю...» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Информация о работе Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся