Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:51, курсовая работа
Предмет исследования – методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения
2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализировать методическую литературу по проблеме;
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие устной речи учащихся………………………………7
1.1.Развитие устной речи как социальная и методическая проблема……………………………………………….……………………….7
1.2.Пересказы художественного текста……………………….……..13
Глава II. Выразительное чтение как органическая часть анализа художественных произведений………………………………………………20
2.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению……………………………….………….20
2.2. Средства речевой выразительности……………………………28
Глава III. Методика обучения выразительному чтению и рассказыванию на уроках литературы в средней школе…………………..37
3.1. Основы методики выразительного чтения в школе……………..37
3.2. Приемы и упражнения для обучения выразительному чтению……………………………………………………………………..…..46
3.3. Формирование навыков выразительного чтения лирического произведения………………………………..………………………………….55
Глава IV. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся………………………………………...75
4.1. Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков)………………………………………………………82
Заключение……………………………………………………………..95
Список использованной литературы…………………………..……98
Ученик (в руках портрет Пастернака) Звучит музыка № 2 Шопен (слайд 9) : Мне очень понравились стихотворения Бориса Пастернака. «Борис Пастернак для меня святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего ещё не было, что будет, доверяю вам свою любовь к Борису Пастернаку, как свою душу», - писала М.Цветаева в 1923 году. Не раз он выдвигался на Нобелевскую премию, но у нас его «просили» отказаться. Неделя травли и угроз - и он, опасаясь продолжений репрессий, отказался. Горечь обиды, боль души вылилась вскоре в стихи.
( Ученик читает «Нобелевская премия»).
(слайд 9) Издание романа «Доктор Живаго» на родине было запрещено более чем на 30 лет, тогда как за границей он был переведен на 24 языка. А на родине – открытая травля, исключение из Союза писателей. «Травля добила его, - вспоминал Вознесенский. И заключал: художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к березам и дубам». «О знал бы я , что так бывает, когда пускался на дебют, что строчки с кровью – убивают, нахлынут горлом и убьют!» Поэт заболел раком легких и 30 мая 1960 г.умер.
Чтец. (слайд 9) Сад зацвел без хозяина, все белеет от вишен.
Не его приказания будут яблони слышать.
Соловьи на прощание бьют коленца и дроби.
Но на даче молчание, хозяин во гробе.
Тело тесом одето в душистые смолы.
На лице у поэта ни тени крамолы.
И орел он, и ангел с белеющим ликом.
Что теперь ему ранги и эпитет – великий!
В день погожий весенний роет землю лопата.
Маяковский, Есенин, принимайте собрата!
(слайд 9) (Диск, Шопен №2 заканчиватся, зажигает свечу и кладет гвоздику к портрету Пастернака)
Учитель (слайд 10). Сегодня мы тоже попытаемся «дойти до самой сути» и притронемся к важной странице в жизни, истории, культуре ХХ века. Этот урок - дань памяти Слову героям прошлого века – А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштаму, С. Есенину, В.Маяковскому, А.Блоку, Б.Пастернаку – они сегодня станут нашими собеседниками, нашими проводниками в мир души, и, преодолевая расстояния времени, обращаются к нам со словами правды и боли за свою страну. А мы зажигаем свечи памяти.
1-й чтец. Свеча – огонь жизни, а тени, отображаемые ими – судьбы сплетенья.
2-й чтец. В зависимости от дуновения ветерка тени ложатся по-разному, а следовательно, по-разному складываются и людские судьбы…
Учитель. Сегодня судьба свела нас всех в этом классе, чтобы мы ещё раз смогли при свете свечи, которая символизирует домашний уют, тепло, вечные ценности, вспомнить о тех, «чья муза до конца добру и красоте не изменяла». (слайд 11.)(Звучит № 3 Бетховен Лунная соната, на фоне музыки учитель и чтецы продолжают рассказывать). Тема нашего урока-реквиема «Театр поэзии», потому что «поэзия – это всегда неповторимость, какое-то бессмертное прикосновение к душе», - писала Л.Костенко. (Слайд 12) . Итак, наш урок – урок для души.
Истинная поэзия – волшебница,
а волшебство необъяснимо. Чудо – это
и есть чудо. Стихи не пересказывают, их
читают вслух… (Слайд 13). Но как? Ваша задача:
прочитать выразительно стихотворения,
прочитать так, чтобы все разделили искренне
с поэтом высокое ощущение, наполнявшее
его душу, чтобы все мы и душой и сердцем
почувствовали каждое слово…
Ученик – Блок (держит в руках портрет Блока) . (Слайд 16). Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, - который раз?
Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твёрдо веруй в начала и концы.
Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты –
и ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума…
Голос из зала: Это Блок, слушайте Блока!
Ученик-Блок (Слайд 17). В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне. - В моей душе любви весна не сменит бурного ненастья. – О, весна, без конца и без краю, без конца и без краю мечта, узнаю Тебя, жизнь, принимаю и приветствую звоном щита. – О, я хочу безумно жить: все сущее – увековечить, безличное – вочеловечить, несбывшееся- воплотить.
Кого из нас не волнуют эти строки? Мне Блок близок как личность: с детства окружён атмосферой высокой духовности, интеллигентности, культом литературы. Блок учит нас бороться с трудностями и преодолевать их, как бы не велики были трудности и беды, а жизнь прекрасна…
(Слайд 17). Через три года после революции он умер. У Блока – цинга, припадки астмы, нервозное состояние. Надо было выхлопотать для него выезд в Финляндию. Но где и как лечить умирающего Блока должно было решать Политбюро ЦКВКП(б).
Е.Замятин писал: «Вчера в 10.30 умер Блок. Или вернее: убит пещерной нашей, скотской жизнью. Потому что его еще можно было спасти, если бы удалось вовремя увезти за границу.7 августа 1921 года такой же невероятный день, как тот – 1837 года, когда узнали: убит Пушкин». Но разрешение на выезд пришло через час после его смерти. Умер от канцелярской волокиты. Утверждают, что умер оттого, что хотел умереть, и от того «что уюта – нет, покоя – нет». (Зажигает свечу, ложит гвоздику, поднимает иллюстрацию «Блок в труне»)
1-й чтец. Думали – человек! И умереть заставили. Умер теперь. Навек.
Плачьте о мертвом ангеле. Он на закате дня пел красоту вечернюю.
Три восковых огня треплются, суеверные.
Шли от него лучи – Жаркие струны по снегу.
Три восковых свечи – Солнцу – то! Светоносному!
О, поглядите – как веки ввалились тёмные!
О, поглядите – как крылья его поломаны!
Черный читает чтец, топчутся люди праздные…
- Мёртвый лежит певец и воскресенье празднует,
Други его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его!
Было так ясно на лике его: царство моё не от мира сего.
2-й чтец. (Музика №4, Блок «Ты отзвук забытого гимна»). Марина Цветаева посвятила целый цикл стихов Александру Блоку. Слова Блока «уюта – нет, покоя – нет», напоминают о том, что поэты несут на себе крест ответственности за страну и народ, они чувствуют, что им доверены души тех, кто их слышит и понимает.
1-й чтец. Блок добровольно взвалил на свои «сутулые плечи, гнущиеся от крыл» (М.Цветаева) эту страшную тяжесть. Такая участь постигла почти всех русских поэтов… Нет, не постигла. Они выбрали ее сами. Иногда они ошибались.
Ошибся Блок.
Ошибался Маяковский.
Ученик – Маяковский. (Слайд 18). А мне нравится Маяковский. Маяковский говорил, что «поставил свое перо в услужение большевикам». Это, согласно предположению Пастернака, и было причиной его гибели. Слово не находилось «в равенстве с душой».
Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят –
Что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.
Смотрите на жизнь без очков и шор, глазами жадными цапайте всё то,
Что у вашей земли хорошо и что хорошо на Западе.
В радости пей, пой, в жилах весна разлита.
Чтоб всей вселенной шла любовь.
Это натура богатая переживаниями, радостями, умевшая любить и мечтать.
(Слайд 19). «Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!»
Маяковский верит, что все люди придут когда-нибудь к любви, придут к Маяковскому:
Жду,
Чтоб землёй обезлюбленной
Вместе,
Чтоб всей
Мировой
Человечьей гущей
Семь лет стою,
Буду и двести.
Стоять пригвождённый,
Этого ждущий,
У лет на мосту
На призренье, на смех,
Земной любви искупителем значась,
Должен стоять, стою за всех,
За всех расплачусь, за всех расплачусь.
14 апреля 1930 года в 10 часов
17 минут у себя на квартире
выстрелом из нагана в область
сердца покончил с собою
Послушайте! Ведь если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит это необходимо, чтобы каждый вечер
Над крышами загоралась хоть одна звезда?!! (Музыка № 4, Маяковский «Лиличка. Вместо письма»)
Он поставил свой талант на службу новой власти и тяжело заплатил за сотрудничество с ней, разочаровавшись в том, что было построено в стране. Может быть, в конце жизни он понял, что верил в утопию, а совесть поэта напоминала о морях крови. По словам Цветаевой, «поэт долго убивал в нем человека, но вот человек встал и убил поэта». Последний выстрел вновь соединил в одно целое душу и глагол. (Зажигает свечу, кладет гвоздику к портрету).
Ученица – Цветаева. (Слайд 20). Маяковский пошёл по ложному пути, Цветаева же всегда была судьей своего Я. В ее творчестве воплотилось золотое равенство души и глагола. (№5 А.Пугачева «Мне нравится», прослушать)
Я очень люблю Марину Цветаеву. Этот удивительный поэт озаряет своим творчеством нашу жизнь и придает ей смысл. Вся жизнь Цветаевой – это ослепительное самосожжение на святом алтаре поэзии. Каждая строка продиктована болью обнаженной души.
(Слайд 21). «А если душа родилась крылатой, что ей хоромы? И что ей хаты?»
«Вся моя жизнь – роман с собственной душой».
Мне нравится, что ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы, песни: «Я тебя отвоюю у всех Земель», «Генералам 12 года», «Хочу у зеркала, где муть», «Уж сколько их упало в эту бездну», «Мой милый, что тебе я сделала?». Я думаю, вы все эти песни знаете ( № 6 А.Пугачева« Хочу у зеркала»- прослушать).
Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться!
Смотрите: вечер, смотрите, уж скоро ночь.
О чем – поэты, любовники, полководцы
Уж ветер стелется, уже земля в росе.
Уж скоро звездная в небе застынет вьюга, (№7 Звучит «Уж сколько их упало…»)на фоне проигрыша в начале песни чтец:
И над землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу! (песня)
(Проигрыш): Провев 17 лет на чужбине в чужой среде эмиграции Марина Цветаева ошиблась всего один раз, вернулась на Родину, где расстреляли ее мужа Сергея Эфрона, на десятки лет заслали в лагеря дочь Ариадну. Но это не ошибка, а срыв души. 31 августа 1941 года приняла решение уйти из жизни: повесилась. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания. (Песня)(Зажигает свечу, кладет гвоздику)(Проигрыш): Настоящие поэты пишут кровью. Наверное, потому они так мало живут. Но она хотела «все понять и за всех пережить». (Песня).
( № 8 Звучит «Отговорила роща золотая», чтецы на фоне музыки после слов «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть…»).(Слайд 22)
Ученица – Цветаева. Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая.
Рябина седыми спусками. Рябина! Судьбина русская.
Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.
Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины
Горькую кисть. (М.Цветаева).
Ученица – Ахматова. Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины
Желто-красной, слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной. (А.Ахматова).
Ученик – Есенин. Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не выгорит трава
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова. (С.Есенин)
2-й чтец. Но не сгорел их костер рябины красной. Судьба наносила им удар за ударом.
(Слайд 23). Есенин родился на два года позже Цветаевой, но умер на 16 лет раньше.
Ученик – Есенин. (Слайд 24). Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем.
В этой жизни умереть не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
В одной из газетных статей было сказано так: «С.Есенин нередко кичился дерзким жестом, грубым словом. Но надо всем этим трепетала совсем особая нежность не огражденной, незащищённой души. Грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился, прикрывался, но не прикрылся.» Он не был революционером, он был интимнейшим лириком. Эпоха же наша не лирическая. В этом главная причина того, почему так рано ушел он от своей эпохи. 28 декабря 1925 года покончил жизнь самоубийством, повесился (а может, был зверски убит и повешен) Сергей Есенин, пытавшийся «розу белую с черной жабой на земле повенчать».
Информация о работе Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся