Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:51, курсовая работа
Предмет исследования – методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения
2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализировать методическую литературу по проблеме;
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие устной речи учащихся………………………………7
1.1.Развитие устной речи как социальная и методическая проблема……………………………………………….……………………….7
1.2.Пересказы художественного текста……………………….……..13
Глава II. Выразительное чтение как органическая часть анализа художественных произведений………………………………………………20
2.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению……………………………….………….20
2.2. Средства речевой выразительности……………………………28
Глава III. Методика обучения выразительному чтению и рассказыванию на уроках литературы в средней школе…………………..37
3.1. Основы методики выразительного чтения в школе……………..37
3.2. Приемы и упражнения для обучения выразительному чтению……………………………………………………………………..…..46
3.3. Формирование навыков выразительного чтения лирического произведения………………………………..………………………………….55
Глава IV. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся………………………………………...75
4.1. Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков)………………………………………………………82
Заключение……………………………………………………………..95
Список использованной литературы…………………………..……98
видеофрагмент: И. А. Бунин читает своё стихотворение «Одиночество».
На урок можно пригласить гостей – учителей или родителей.
Примерный план урока:
Вступительный этап (беседа с учащимися о лирике, её тайнах, которые были ими открыты на предыдущих уроках)
Выразительное исполнение произведений И. А. Бунина учащимися:
- фрагмент лирической прозы (1 – 2 человека);
- стихотворения «Помню долгий зимний вечер…», «Детство».
Обращение к гостям урока. Беседа – воспоминания о детстве.
Выразительное исполнение произведений И. А. Бунина учащимися:
- фрагмент лирической прозы (1 – 2 человека);
- стихотворение «Летняя ночь».
Сообщение ученика о поэтическом мире И. А. Бунина.
Обращение к видеоматериалу. Слушаем голос поэта. И. А. Бунин читает своё стихотворение «Одиночество».
Выразительное исполнение произведений И. А. Бунина учащимися:
- стихотворения «Первый утренник, серебряный мороз!..», «На окне, серебряном от инея…».
«Концерт по заявкам». По желанию гостей и ребят исполняются произведения И. А. Бунина учащимися, гостями, учителем.
В предложенной системе уроков показан примерный план разбора творчества И.Бунина в 6 классе. С первого урока по этой теме разработаны и представлены способы обучения выразительному чтению посредством глубоко анализа текста.
Заключение
Вопрос об обучении выразительному чтению лирических произведений школьников является актуальным, так как выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Художественное чтение — это искусство художественного слова. Нужно научиться правильно говорить, правильно произносить слова. Для этого необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию.
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение — это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в прочесе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность — эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).
Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.
Проанализировав психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования, а также опыт работы учителей-практиков, сделали вывод о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию и совершенствованию речи учащихся средних классов в процессе чтения художественных произведений. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятия техники чтения, подобрали упражнения для развития выразительности устной речи. Также представили методику организации этого процесса, разработали и привели уроки, занятия, упражнения по этой проблеме, проанализировали ведущие методы и приемы обучении выразительному чтению учащихся средних и старших классов, их место и роль в процессе обучения выразительному чтению.
Итак, обучение выразительному чтению на уроках литературы делает литературный анализ более эмоциональным, углубляет восприятие литературного произведения, ведет к пониманию литературы как искусства слова и вызывает ту увлеченность, без которой невозможно полноценное преподавание литературы.
В работе во второй главе мы показали, что для учителя очень важно представлять себе совершенно конкретно, образно все, о чем говорится в произведении, чтобы эти видения передавались слушателям. Желательно, чтобы чтение учителя-словесника приближалось к чтению мастера, но для многих учителей это недостижимо. Особенно когда выразительным чтением начинают заниматься сравнительно поздно и не имеют достаточного упорства и времени. В этом случае следует стремиться к своему «потолку», т.е. к возможной для данного исполнителя выразительности. Если учитель будет придерживаться этого правила, его мастерство будет постепенно повышаться. Главное, что мы выяснили в первой главе, - это то, что в методике выразительного чтения должен быть проведен в полной мере один из важнейших принципов дидактики - принцип постепенного накапливания знаний и навыков. Теоретические сведения из области искусства, соответствующие навыки и умения усваиваются учениками постепенно. Из урока в урок перед ними ставятся новые задачи. В третьей главе представлены упражнения для обучения выразительному чтению, а также разработан примерный конспект урока по развитию выразительного чтения в средних классах.
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках литературы, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.
Выразительно читать, говорить - это значит «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и грамматики, начиная с первых уроков. Эта работа продолжается и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание. Необходимо в этот период помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь же выразительно, как и в жизни.
Применение выразительного чтения в процессе изучения родного языка открывает перед учащимися звуковую сторону речи, демонстрирует мастерство писателя, помогает понять связь интонации с синтаксической структурой и резко повышает культуру устной речи. В этом заключается актуальность приведенной работы.
Литература
Список источников
Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей
Интернет источники
Информация о работе Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся