Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:51, курсовая работа
Предмет исследования – методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения
2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализировать методическую литературу по проблеме;
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие устной речи учащихся………………………………7
1.1.Развитие устной речи как социальная и методическая проблема……………………………………………….……………………….7
1.2.Пересказы художественного текста……………………….……..13
Глава II. Выразительное чтение как органическая часть анализа художественных произведений………………………………………………20
2.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению……………………………….………….20
2.2. Средства речевой выразительности……………………………28
Глава III. Методика обучения выразительному чтению и рассказыванию на уроках литературы в средней школе…………………..37
3.1. Основы методики выразительного чтения в школе……………..37
3.2. Приемы и упражнения для обучения выразительному чтению……………………………………………………………………..…..46
3.3. Формирование навыков выразительного чтения лирического произведения………………………………..………………………………….55
Глава IV. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся………………………………………...75
4.1. Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков)………………………………………………………82
Заключение……………………………………………………………..95
Список использованной литературы…………………………..……98
Где границы этих частей, то есть места больших пауз? В чем содержание каждой части, какова окраска каждого из этих абзацев? Спокойное начало (сон Бульбы); взволнованное чтение, начиная со слов «одна бедная мать не спала». Эти повторения: «Она приникла к изголовью, она расчесывала гребнем их кудри, она глядела на них». И высшая точка в выражении ее чувств: «Сыны мои, сыны мои милые!» Затем Гоголь переходит к спокойному рассуждению о положении женщины в Запорожье. Эта часть читается чуть быстрее, более низким голосом, тоном исторического комментария. И потом снова, после этого перехода, возвращение к живописи чувств. «Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее» – это читается снова медленнее, но с большим количеством логических акцентировок, с выделением деталей, с лирическим подъемом.
Этот краткий анализ показывает, что искусство чтения обусловлено вниманием к теме и к подтеме, вниманием к тем абзацам, из которых слагается целое. Соседство этих подтем-абзацев должно быть использовано чтецом для противопоставлений (спокойный сон отца и бессонная ночь матери), должно быть подчеркнуто паузами, переходами.
Все перечисленные приемы для осуществления метода творческого чтения следует начинать использовать с 5 класса. Должна проводиться работа над выразительным чтением и в связи с разбором произведения, и в связи с упражнениями технического порядка. И уже от восьмиклассника преподаватель вправе требовать самостоятельно прочитать произведение. В пределах произведения он должен передать замысел писателя, донести до слушателя отношение читателя к предмету описания. Чтение должно соответствовать плану, дать переходы от части к части; дать правильную интонацию [35, с. 69]. Необходимо грамотно прочитать произведение с выделением голосом темы, передавая его эмоциональную окраску. Учащийся должен прийти к выводу, что выразительно прочитать – это значит подать голосом идею и тему произведения. И от него требуется не просто толковое, но выразительное чтение.
Упражнения для развития дыхания
1. Распределите правильно дыхание. Глубокий вдох через нос - спокойный выдох до конца, без перерыва чтения. Жжжжж; сссссс; рррррррр; шшшшшш; ммммммм |
2. Поставьте на стол 10 заженных свечей. Потушите свечи: а) отдельно каждую; б) все сразу. |
3. Прочитайте текст: вдох – выдох – пауза – вдох – выдох – пауза. Паузы обозначьте так: /. Лисица позвала журавля на обед / и подала похлебку на тарелке. / Журавль ничего не мог взять своим носом, / и лисица всё съела сама. (Л. Толстой). |
4. Прочитайте стихотворение. Сделайте паузы после первой и второй строки. Третью и четвертую прочитайте без пауз. Я вошел в тенистый бор / И увидел мухомор, / Сыроежку, зеленушку, Розоватую волнушку! (Ю. Могутик) |
5. Прочитайте на одном дыхании: Жил-был не царь, не король, не геройский герой, а жил-был мальчик. (Э. Мошковская) |
6. Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз. Заваривши кашу, / масла не жалеют; / Начав дело, / не останавливаются. На дворе трава, на траве дрова; Не руби дрова на траве двора. |
7. (через 30 - 40 минут после еды) И. П. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счет 1 – 5 (про себя) - глубокий вдох. На счет 1 – 3 (про себя) - задержка дыхания. На счет 1 – 5 (про себя) - выдох. |
8. И. П. то же На счет 1 - 2 (про себя) - глубокий вдох. На счет «раз» - задержка дыхания. Плавный счет от 1 до 10, от 1 до 15, 20, 25, 30 - выдох. |
9. И. П. то же На выдохе - пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Как у горки на пригорке (добор воздуха) стоят тридцать три Егорки (На выдохе идет счет от 1 до 33). Раз Егорка, два Егорка… |
10. И. П. то же На счет 1 – 3 (про себя) - глубокий вдох. На счет «раз» - задержка дыхания. Медленный плавный выдох на звуках -ф-, -с-, -ш- (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки беру разные. |
Памятка
«Как разучить скороговорку»
1. Прочитай скороговорку медленно |
2. Подумай, о чем говорится в скороговорке |
3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется |
4. Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её |
5. Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее |
6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе |
7. Посоревнуйся с товарищами,
кто без ошибок быстрее |
8. Выдели самое главное голосом, интонацией |
Чистоговорки, скороговорки |
1. Читайте медленно, с паузами. Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет. Осип охрип, / а Архип осип. Как у горки на пригорке / Жили тридцать три Егорки. |
2. Читайте быстро, без пауз. Поезд мчится скрежеща: Же – че – ща; Же – че – ща; Сыворотка из-под простокваши. Улов у Поликарпа - три карася, три карпа. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. На дуб не дуй губ, /Не дуй губ на дуб. |
3. Ра-Ра-Ра - начинается игра ры-ры-ры - у мальчиков шары ро-ро-ро - у нас новое ведро ру-ру-ру - продолжаем мы игру ре-ре-ре - стоит домик на горе ри-ри-ри - на ветках снегири ар-ар-ар - кипит наш самовар ор-ор-ор - созрел красный помидор Ир-ир-ир - мой папа командир Арь-арь-арь - на стене висит фонарь Са-са-са - в лесу бегает лиса Со-со-со - у Вовы колесо. |
Памятка
«Как подготовиться к выразительному чтению»
1. Перечитай текст внимательно.
Определи основную мысль, чувства,
настроение и переживание |
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы) |
3. Мысленно представь их себе |
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения) |
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон |
6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, совсем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними |
7. Прочитай текст выразительно |
3.3. Формирование навыков выразительного чтения лирического произведения, на примере одного из уроков
Выразительному чтению стихотворения предшествует большая предварительная работа. Часто она начинается до урока. Учитель дает учащимся задания, смысл которых состоит в том, чтобы заставить их задуматься над рядом вопросов, связанных с идейным содержанием и художественными особенностями этого стихотворения.
В средних и старших классах расширяются знания и представления учеников о природе и характере лирических произведений; более высоким становится уровень анализа и чтения. Цель представленного урока состоит в том, чтобы совершенствовать и углублять приобретенные учащимися навыки и умения текстуального анализа и выразительного чтения лирических произведений, учить их воспринимать и передавать в чтении специфику художественного текста, раскрывать взаимосвязь содержания и формы.
Урок – реквием памяти поэтов «серебряного века» русской поэзии
Тема: Театр поэзии «Ростком серебряным рванулся ввысь…»
Цель: ввести учеников в атмосферу начала ХХ века в России, осмыслить трагическую судьбу писателей «серебряного века», совершенствовать умение выразительно читать стихотворения, создать условия для максимального раскрытия творческих способностей, приобщать к сокровищнице мировой поэзии.
Тип урока: урок выразительного чтения.
Ведь выразительное чтение – это
во- первых, один из лучших методов анализа литературного произведения,
во – вторых, ученики редко слышат настоящую поэзию,
в – третьих, весь класс декламирует чудесные стихи,
в – четвёртых, «благоухающими устами поэзии навеивается в души то, чего не дашь ей никакими нравоучениями». Н.В.Гоголь
Задание: нужно искренне разделить с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу, нужно душой и сердцем почувствовать великое Слово – тогда читать вслух.
Оборудование: соответствующая аудитория,
1) на столе перед доской выставка книг поэтов «серебряного века» – и изречение:
Попутчики в далекие края.
Мне лишний груз в дороге – ни к чему,
Но книги – обязательно возьму»
И.Тихонов.
2) над доской портреты поэтов серебряного века и слова: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией» А.Блок (слайды 3-6);
3) папки по теме «Серебряный век русской поэзии» (10 папок по творчеству поэтов лежат на столе перед доской (слайды 3-6), выставка ученических рефератов о литературной деятельности поэтов,
4) схема «Серебряный век русской поэзии»;
5) музыка;
7) свечи в подсвечниках, ваза с цветами; листья клёна, рябина;
8) плакаты: «Лучше запалить одну маленькую свечку, чем проклинать тьму» (Конфуций);
- В этом равновесье меж добром и злом были они повинны: и земля летела неосторожно, как она хотела, пока свеча горела над столом. (Б.Ахмадулина)
- Но верил я: не все еще пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча… (А.Макаревич)
- «Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы одолеет дух добра» (Пастернак)
- Ахматовой и Пастернака,
Цветаевой и Мандельштама
Четыре путеводных знака –
Их связь таинственно ясна. (М.Петровых).
Опережающие задания: 1. Выучить наизусть 1-2 стихотворения одного из поэтов, найти цитаты со словом «душа».
2.Мотивировать свой выбор (словесный портрет, монологическая защита поэта и поэзии – 5 минут).
3. Сообщить когда и почему умер поэт?
4. Монтаж (одна тема, последовательность…).
5. Соответствующая одежда, настроение.
(Зал оформлен в виде литературного кафе)
Музыка: 1) «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Хочу у зеркала…», «Я больше не ревную» (А.Пугачёва)
2) Градский или А.Пугачева «Зимняя ночь».
3) Скрябин (четвёртая соната – финал).
4) Шопен – один из этюдов.
5) Есенин «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову», «Хулиган»
6) Бетховен «Лунная соната»
7) Машина времени. Макаревич «Пока горит свеча».
8) Ахматова «Я улыбаться перестала», «Есть в близости людей»
9) Мандельштам «Я вздрагиваю от холода»
10) Аллегрова «Я тебя отвоюю» на сл. Цветаевой
Ход урока
(Звучит музыка №1 Алла Пугачева «Зимняя ночь», ученик зажигает свечу и все участники по одному куплету читают стихотворение Пастернака во время проигрыша. Сразу после последнего куплета на фоне музыки читает слова и учитель.).
(Слайд 1)- проигрыш, 1 куплет песни - (слайд 2), 2 куплет - (слайд 3), 3 куплет - (слайд 4), сразу на фоне проигрыша:
1 ученик– Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
2 ученик Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
3 ученик – Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
4 ученик– На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Звучит 4 куплет песни - (слайд 5), 5 куплет - (слайд 6), 6 и 7 куплет - (слайд 7), на фоне проигрыша читают 5-8 ученики:
5 ученик– И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
6 ученик– И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
7 ученик– На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
8 ученик – Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Учитель (тоже зажигает свечу)
Снова зажгу свечу, гляну в притихший класс.
Я всё понять хочу, что собирает нас?
Может быть, сила слов, мудрость и красота, магия новых стихов…
А может быть, просто мечта? (слайд 8) – звучит последний 8 куплет песни, затем учитель продолжает:
Класс затаился в тиши, слушая рифмы поэта.
Муза, нет, не спеши, дай рассказать об этом.
Пусть за окном дожди, слякоть, ветра, ненастье.
Наш огонёк свечи – маяк желанного счастья…
Информация о работе Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся