Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:51, курсовая работа
Предмет исследования – методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения
2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализировать методическую литературу по проблеме;
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие устной речи учащихся………………………………7
1.1.Развитие устной речи как социальная и методическая проблема……………………………………………….……………………….7
1.2.Пересказы художественного текста……………………….……..13
Глава II. Выразительное чтение как органическая часть анализа художественных произведений………………………………………………20
2.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению……………………………….………….20
2.2. Средства речевой выразительности……………………………28
Глава III. Методика обучения выразительному чтению и рассказыванию на уроках литературы в средней школе…………………..37
3.1. Основы методики выразительного чтения в школе……………..37
3.2. Приемы и упражнения для обучения выразительному чтению……………………………………………………………………..…..46
3.3. Формирование навыков выразительного чтения лирического произведения………………………………..………………………………….55
Глава IV. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся………………………………………...75
4.1. Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков)………………………………………………………82
Заключение……………………………………………………………..95
Список использованной литературы…………………………..……98
Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Как мы уже отметили, этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением [33, с.57]. Для развития техники речи необходимо проводить специальные упражнения (Приложение).
Хорошо воспринимаются учащимися чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений. Чистоговорки сначала предлагает детям учитель, а затем можно дать задание самим придумать чистоговорки. Скороговорки следует брать короткие, а потом постепенно их усложнять. Работа на первом этапе идёт медленно, но при постоянном и многократном повторении одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. Работа с поговорками и скороговорками проводится разными способами (Приложение).
Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую.
В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность).
Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую. Но, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этом процессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма. (Ребенок, читающий по слогам, хуже понимает прочитанное, чем быстро читающий сверстник).
Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Чтобы научить читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному.
Перенос логического ударения с одного слова на другое может полностью изменить смысл (известная фраза «Казнить нельзя помиловать» из мультфильма). С этого и необходимо начинать разговор о выразительности. Существуют специальные требования, предъявляемые к выразительности в каждом классе.
2.2. Средства речевой выразительности
В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Интонация и ее компоненты.
Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», - утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи.
Поэтому в данном разделе рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по формированию у учащихся интонационной выразительности.
Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.
Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:
1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах);
4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).
Ударение.
Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение.
Практически это достигается небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.
От фразового надо отличать логическое ударение (правда, иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение).
Главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении и называется логическим ударением [45, с.207]. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение.
Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительной речи, К.С.Станиславский говорил: «Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» [45, с.204]. Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным, правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.
Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логическое ударение. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова» [45, с.204]. За немногими исключениями, эти правила помогают при прочтении подготавливаемого текста. Некоторые из них
1. Логическое ударение
нельзя ставить на
2. Логическое ударение, как
правило, ставится на именах
3. При сопоставлении постановка
логического ударения этому
4. При сочетании двух
существительных ударение
5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.
6. Перечисление во всех
случаях (так же, как и счет) требует
на каждом слове
7. При обучении авторских
(или повествовательных) слов с
прямой речью (когда в тексте
встречаются собственные слова
кого-либо из действующих лиц)
логическое ударение
Механически применять эти правила постановки логического ударения нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.
Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.
Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка это является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к распространению ударения на о, что ударения не требует: это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше не важного, потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем – понять нельзя, ибо когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее» [6, с.65].
Надо научиться не только ставить ударения, но и снимать или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы. Суетливость тяжелит речь. Оберегает ее спокойствие и выдержка. Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово.
Пауза, темп, ритм речи.
Осмысленное произношение предложения требует правильного деления его на фразы, речевые такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения[6, с.59].
При выразительном чтении группировка слов по синтагмам облегчает чтецу анализ текста, а слушателям – правильное восприятие его на слух. объединение слов по группам придает предложению звуковую цельность, законченность. Восприятие читаемого текста, расчлененного на синтагмы, с обозначением синтагматического (фразового) ударения, гораздо легче уже потому, что при таком чтении устанавливается смысл всех логических связей в предложении и далее в тексте, а тем самым дается истолкование текста, обеспечивающее убедительную и правильную его передачу.
Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах текста произносятся слитно.
При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.
Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определяемое, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую» [6, с.58].
Психологическая пауза – остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, жизни воображения. Значение ее характеризуется В.Аксеновым так: «Психологическая пауза может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы - между словами, в конце фразы – после прочитанных слов. В первом случае она предупреждает значение слов предстоящих; во втором проявляет психологическую зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли последующей, подчеркивая значение этих мыслей и отношений к ним в третьем случае она задерживает внимание на отзвучавших словах и образах, как бы продлевая в молчании глубину их значения, воздействие психологической паузы в последнем случае огромно» [6, с.58].
Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения. По выражению Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным оружием общения. Все паузы умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный. «Пауза – важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей», - утверждал В. Аксенов [6, с.59].
Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысления читаемого и произносимого текста. Именно между двумя паузами, следующими одна за другой выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.
С паузировкой неразрывно связаны темп и ритм. Звуки речи слагаются в слоги и слова, то есть в ритмические части или группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывного произношения, другие – плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и так далее. Между потоками этих звуков имеются паузы – тоже раной длительности. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере».
Так определяет К.С.Станиславский понятие темпа и ритма, необходимые для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а сами явления почти неразделимы в речи. К.С.Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие «темпо-ритм».
Речь учителя должна быть в одних случаях плавной, слитной, в других – быстрой, легкой, четкой, чеканной. Такая гибкость речи приобретается сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма. Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого текста и намерениями читающего или рассказывающего.
На протяжении предложения или всего высказывания темпо-ритм меняется в зависимости от смысла. Если вы хотите привлечь внимание слушателя, вы произнесете фразу или ее част замедленно, подчеркнуто вводные же слова или предложения мысли, второстепенные, высказываемые между прочим, произнесете в среднем или даже быстром темпе [6, с.67].
Мелодика речи.
Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит мелодика тона. Напомним, что движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи [6, с.67].
Информация о работе Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся