Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:51, курсовая работа
Предмет исследования – методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения
2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализировать методическую литературу по проблеме;
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие устной речи учащихся………………………………7
1.1.Развитие устной речи как социальная и методическая проблема……………………………………………….……………………….7
1.2.Пересказы художественного текста……………………….……..13
Глава II. Выразительное чтение как органическая часть анализа художественных произведений………………………………………………20
2.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению……………………………….………….20
2.2. Средства речевой выразительности……………………………28
Глава III. Методика обучения выразительному чтению и рассказыванию на уроках литературы в средней школе…………………..37
3.1. Основы методики выразительного чтения в школе……………..37
3.2. Приемы и упражнения для обучения выразительному чтению……………………………………………………………………..…..46
3.3. Формирование навыков выразительного чтения лирического произведения………………………………..………………………………….55
Глава IV. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся………………………………………...75
4.1. Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков)………………………………………………………82
Заключение……………………………………………………………..95
Список использованной литературы…………………………..……98
Литература как школьная учебная дисциплина непременно включает и само искусство слова, и элементы науки о нем.
В 1927 г. А. В. Луначарский писал: «Детей, конечно, прежде всего нужно приучать наслаждаться не только содержанием, но и формой произведения, как только они вступают в возраст, допускающий подобный подход. Останавливать их внимание на музыкальности, красочности, выразительности той или другой фразы, на пластичности, динамичности той или другой фигуры, и показать, чем и как это достигнуто, - это входит в круг того учебного чтения классических произведений, которое должно иметь место в школе» [36, с. 175]. В принципе те же задачи решает и современный учитель-словесник, особенно сейчас, когда новые программы требуют значительного внимания к вопросам теоретико-литературного характера.
В связи с этим заметно возрастает и роль выразительного чтения в ознакомлении учащихся с теорией литературы. Конечно, некоторые сведения (понятие о литературном процессе, о теме и т. п.) могут быть преподнесены школьникам без непосредственной помощи выразительного чтения, но есть такие понятия (звуковая инструментовка текста, поэтический синтаксис, ритм и т. п.), глубокое усвоение которых возможно лишь при содействии выразительного произнесения текста [42, с. 164]. Еще методисты прошлого века, специально занимавшиеся проблемами школьного выразительного чтения (В. П. Острогорский, Д. Д. Коровяков и другие), старались раскрыть учащимся и научить их передавать в чтении специфику произведений различных родов и жанров [42, с. 149]. А в начале XX в. редкое методическое пособие или книга по теории декламации обходились без главы (или глав), где излагались особенности жанров и требования к их звуковому воспроизведению. Многое решалось сугубо формально, принципиально неверно, но само внимание к специфике жанра сыграло положительную роль: особенности воспроизведения текста все же выводились из особенностей самого текста. М. А. Рыбникова, определяя, каким должно быть чтение ученика, оканчивающего предвоенную неполную среднюю школу, писала: «Семиклассник должен уметь прочитать басню, балладу, былину, сатиру, рассказ, т. е. должен путем чтения передать особенности жанра» [38, с. 75]. Специфика жанра, конечно, диктует избрание того или иного исполнительского стиля. Следует знакомить учащихся с основными особенностями чтения былин, сказок, басен, од, эпиграмм и т. п.
Так, басни по новой программе изучаются в V классе, при их разборе словесник привлекает внимание учащихся к тому, как дидактичность басни помогает определить и реализовать основную задачу чтения; как читается мораль и само повествование; как в процессе анализа намечаются конкретные исполнительские задачи и какие виды общения используются; как (всегда ли открыто) читающий передает свое отношение к происходящему, герою; в какой мере допустим показ; каковы у исполнителя видения - непосредственно изображаемые в басне животные, предметы и их поведение или же их прототипы - люди, подразумеваемые под этими животными и предметами; как передаются в чтении особенности стиха и языка басен и т. д. [11, с. 23]. Нужно, чтобы такая работа подкреплялась подлинно выразительным чтением самого учителя и анализом исполнения басен мастерами художественного слова в аудиозаписи.
Художественное чтение помогает учащимся почувствовать, уловить такие жанровые особенности, которые иным образом объяснить трудно. Звучащее слово мастера способствует также выявлению особенностей стиля автора. Внимание к своеобразию чтения текстов того или иного писателя, поэта стало проявляться в начале XX в. и резко усилилось в 30-е гг. в связи с юбилейными конкурсами чтецов, посвященными Пушкину, Лермонтову, Маяковскому, а затем и другим классикам литературы. Лучшие профессиональные чтецы сумели постичь специфику стиля исполняемых авторов и передать ее средствами живого слова.
Но учителя литературы еще редко пользуются звучащим словом как средством ознакомления учеников со своеобразием стиля изучаемого автора.
Недостаточно используется искусство звучащего слова и при выяснении идеи произведения и анализе художественных особенностей текста. Не поняв идеи автора, невозможно выразить свое отношение к ней. И обратное: через свое отношение полнее постигаем главную авторскую мысль [6, с. 94].
Выразительное чтение - лучший способ ознакомления учащихся с богатством и особенностями литературного языка.
Именно в чтении учащиеся легче усваивают многообразие форм взаимодействия языка персонажей и языка писателя. Именно чтение ощутимо передает особенности поэтического синтаксиса и изобразительно-выразительных средств языка, помогает учащимся уяснить некоторые сложные для них понятия [9, с. 176].
Пожалуй, прежде всего это относится к иронии. В самом деле, чтение с некоторыми комментариями лучше всего объяснит учащимся, что такое ирония, ибо выразительное чтение передает отношение исполнителя к тому или иному лицу, поступку, событию. С иронией целесообразно познакомить учащихся при изучении басен и продолжить эту работу при разборе стихотворений Некрасова, а далее - при анализе революционно-романтических песен М. Горького, поэзии А. Пушкина, прозы Н. Гоголя, стихов В. Маяковского.
Столь же целесообразно, применяя выразительное чтение, дать понятие о юморе. Сочетание юмора и патетики школьная программа рекомендует показать при анализе «Необычайного приключения...» В. Маяковского.
Понятие «лиризм» тоже будет глубже усвоено, если текст, например, отрывок из «Молодой гвардии» А. Фадеева о руках матери, звучит в хорошем исполнении.
Из изобразительно-выразительных средств языка особого внимания требует эпитет. Одна из наиболее распространенных ошибок в чтении учащихся (а иногда и учителей) - стремление ударением выделить понравившийся и, с точки зрения исполнителя, важный эпитет [33, с. 184]. Чтобы предупредить эту ошибку, следует постоянно побуждать учащихся не выделять данный оценочный эпитет, а передавать смысл фразы (или ее части), в которую он входит.
Если разъяснения и замечания учителя не помогают, полезно прочесть один из текстов, преднамеренно выделяя эпитеты: так, текст «Послания в Сибирь» зазвучит неестественно, даже пародийно:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье...
Прочитав лишь первую строфу, учитель спрашивает, важны ли те слова-эпитеты, которые выделялись при чтении? Важны. Но они неразрывно связаны с теми словами, к которым относятся, и должны быть выделены вместе с ними и не только ударением, но и интонацией, выражающей смысл словосочетания.
Выразительное чтение и работа по его подготовке углубляют усвоение учащимися особенностей поэтического синтаксиса, делают более доступными такие понятия, как риторические вопросы, восклицания и обращения, повторы (вспомним, например, работу над последними строфами «Деревни» А. С. Пушкина, «Размышлений...» Н. А. Некрасова и др.) [36, с.182].
Выразительное чтение естественно использовать при объяснении таких понятий, как ассонанс, аллитерация, звукоподражание, рифма [36, с.182].
Совершенно незаменимо выразительное чтение как средство ознакомления учащихся с элементами стиховедения - с ритмом, поэтическим переносом и т. п.
К чтению и слушанию стихов следует приучать с младших классов и этим развивать у школьников поэтический слух, чувство стиха. Тогда не будет характерного для многих чтения стихов как прозы или, наоборот, скандирования. Ученики не смогут не соблюдать стиховые паузы, не будут в конце стиха ставить непременные «точки», а ударными делать лишь рифмующиеся слова [48, с. 183]. Сейчас это наиболее характерные ошибки при исполнении стихотворных текстов.
Особого внимания заслуживает ритм: «Ритм создает музыкальную атмосферу произведения, особым образом воздействует на чувства читателя. Ритм - это биение пульса поэта, его живой темперамент, тепло его крови» [6, с.75].
Общее понятие о стихотворном ритме дается в VI классе, но уже четвероклассников нужно учить чувствовать ритм, понимать его роль в создании музыкального стиха, в передаче настроений автора или лирического героя. Тут незаменимо хорошее чтение текста учителем.
Работа над ритмом ведется, разумеется, и при изучении прозы (прекрасный материал, например, - описание степи из «Тараса Бульбы» Н. Гоголя и др.), но только стихотворный текст позволяет учащимся глубоко усвоить роль ритма и не путать ритм с темпом [6,с. 79].
Как видим, освоение многих литературных понятий просто невозможно без содействия искусства художественного слова. В свою очередь, анализ теоретических вопросов углубляет понимание текстов и делает чтение их более выразительным, более художественным, позволяет постичь и передать в чтении «союз волшебных звуков, чувств и дум» [6, с.75].
4.1.Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков)
Русская лирика богата поэтическими образами природы. Поэты обожествляли родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. И.А. Бунин не был исключением. Полюбив один раз природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, передавая необычные краски, звуки, запахи родной стороны. Тема природы станет для лирика Бунина главной, множество стихотворений будет посвящено ей.
И.А. Бунин запечатлел в своей поэзии различные мгновения бытия. Поэту важно передать различные состояния природы. Так, в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…» показан краткий миг угасания тихого весеннего вечера. Бунин передал природные изменения, когда «спят грачи», «по лугам холодный сумрак лег», «ямы светят тихою водой». Читатель не просто ощущает прелесть апрельского вечера, его особое дыханье, но и чувствует, что «пахнет зеленями молодой озябший чернозем», слышит как «журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой», «чутко внемлет шороху деревьев». Все в природе притаилось и вместе с самой Весной «ждет зари, дыханья затая». От бунинских строк веет тишиной, покоем, незабываемым ощущением красоты бытия.
Особую роль в бунинской поэзии имеет запах, читатель чувствует необъяснимую прелесть среднерусской природы. Например, в стихотворении «Полями пахнет, – свежих трав» лирический герой ловит благоуханье «от сенокосов и дубрав». В стихотворении передано «лугов прохладное дыханье». В природе все замерло в предвкушении грозы, которая олицетворяется поэтом и представляется таинственной незнакомкой, имеющей «безумные глаза». «Сумрак и томленье» в природе перед грозой. Поэт изобразил краткий миг, когда «над полями даль темнеет», «туча растет, закрыла солнце и синеет». Молния напоминает «меч, блеснувший на мгновенье». Первоначально Бунин озаглавил стихотворение «Под тучей», но потом заглавие снял, так как такое название не дает той полной картины, которую хотел изобразить поэт. Вообще множество стихотворений И.А. Бунина о природе не имеют названий, так как невозможно в двух-трех словах выразить состояние природы и передать ощущения лирического героя.
Поэтический мир И.А. Бунина разнообразен, но именно картины природы раскрывают в его поэзии внутренний мир лирического героя. Самой светлой безоблачной порой человеческой жизни считается детство. Именно о нем пишет И.А. Бунин свое стихотворение «Детство», где также через природные образы передает чувства, переживания лирического героя. Детство ассоциируется у поэта с солнечным летом, когда «сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом». Ощущения счастья лирического героя, полноты жизни передают следующие поэтические эпитеты, сравнения и метафоры: «бродить по этим солнечным палатам», «песок – как шелк», «повсюду яркий свет», «кора… так тепла, так солнцем вся прогрета».
И.А. Бунин по праву считается певцом русской природы. В лирике поэта пейзажные зарисовки раскрывают чувство, мысли, переживания лирического героя, передают краткий миг очарования картинами бытия. Именно поэтому мы предлагаем систему уроков в 6 классе, посвященных поэзии И.Бунина.
Урок 1. Знакомьтесь: Иван Алексеевич Бунин.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Вид урока: смешанный.
Цели:
1. Создание условий для
развития и углубления
2. Создание условий для развития умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.
3. Р/р. - создание условий для развития умения создавать собственное лирическое высказывание (создание устного лирического высказывания на вступительном этапе);
- работа над выразительным
исполнением лирического
Средства обучения:
фотография И. А. Бунина, 1914г.;
текст стихотворения И. А. Бунина «Детство».
Ход урока
Вступительный этап:
1. Беседа:
У. Представьте, что прошло много лет. Вы все выросли, стали взрослыми людьми, и вы вспоминаете себя такими, какие вы сейчас. Как вы думаете, что вы вспомните? Какие чувства вы будете испытывать?
у. – радость, потому что мы будем вспоминать детство, друзей, игры и т. п.;
немного печаль, грусть, потому что детство уже прошло, и др.
2. Творческое задание (р/р):
У. Попытайтесь устно в нескольких предложениях передать эти чувства.
(отвечают несколько учеников)
II. Работа со стихотворением И. А. Бунина «Детство»:
1. Слово учителя о поэте:
У. О детстве вспоминают многие взрослые, все вспоминают по-разному. Сегодня мы с вами будем читать стихотворение «Детство». Его написал замечательный русский поэт Иван Алексеевич Бунин. Он жил примерно на пятьдесят лет позже, чем те поэты, о которых мы с вами говорили на прошлых уроках (А. А. Фет, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев). Иван Алексеевич Бунин принадлежал к старинному русскому дворянскому роду. Детство своё он провёл в усадьбе с поэтичным названием Озерки.
У. Знаете ли вы, что такое усадьба?
У. дом с прилегающими к нему землями. На земле усадьбы мог быть лес, речушки, озёра и т.п.
У. Как вы думаете, каким могло быть детство поэта в таком месте? Как он о нём мог вспоминать?
Информация о работе Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся