Народная сказка средство нравственного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:
1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.
2. Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.

Файлы: 1 файл

Хлевова.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Нравственность  – это приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого важного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

     Знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, к радости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей [1, c.69].

     Из  современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены  понятия патриотизм, любовь к Родине, тотальное отношение к людям  разных национальностей. Справедливости ради следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А. Казаева), краеведения как средство патриотического воспитания (Л.А. Кондрыкинская) и некоторые другие.

     Великий мыслитель казахского народа Абай Кунанбаев  говорил: «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным, и не будет жить позорно».

     В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030» в разделе «Миссия  Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением  к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центрально-азиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущим ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой… Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».

     Поэтому уже сегодня перед дошкольными  учреждениями стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место  в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому Казахстанцу.

     Время быстротечно. Наши сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И поэтому необходимо уже сегодня  заботиться о воспитании маленьких  граждан Республики Казахстан. Одним  из важнейших факторов воспитания гражданственности  и патриотизма в любом обществе являются уважение к своему народу и своей земле.

     Поэтому вышеуказанное и позволяет считать  выбранную тему актуальной.

     Объект  исследования: дети старшего дошкольного  возраста детского сада №5 г.Экибастуза в количестве 20 человек.

     Предмет исследования: усвоение детьми нравственных норм и представление посредством использования казахской сказки.

     Цель  исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

     Соответственно  цели были определены следующие задачи исследования:

     1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.

     2.  Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.

     3.  Выявление уровня нравственных чувств и представлений у дошкольников.

     4.  Выявление наиболее эффективных методических приемов работы над сказкой со старшими дошкольниками.

     Методы  исследования:

     -  Анализ литературы поданной теме.

     -  Констатирующий эксперимент.

     -  Формирующий эксперимент.

     Рабочая гипотеза: Мы предполагаем, что использование казахской сказки в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать формированию нравственных черт и качеств личности у дошкольников, таких как доброжелательность и отзывчивость, гостеприимство и уважение к старшим, сочувствие и забота о младших. 
 
 
 

     I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 

     1.1 Нравственность как основа формирования гармонически развитой личности дошкольников

     В формировании нового человека исключительно  велико значение нравственного воспитания. Особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

     Формирование  основ моральных качеств человека начинается уже в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или недоброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношение к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности [2, c.31].

     Исследования  показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в разных видах деятельности успешно формируется некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

     Основные  задачи нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.

     В воспитании ребенка с первых лет  жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. Чувства – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувства, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто – ни слово, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наше чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», – говорил К.Д. Ушинский.

     Те  высокие нравственные чувства, которые  характеризуют развитого взрослого  человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

     Воспитанию  нравственных чувств в истории русской, казахской и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

     Задача  воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем  гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся  к детям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к  труду, своей идейной убежденностью, преданностью Родине. Дети начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожим на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Кроме этого педагог заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков.

     Сформированные  нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к  тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет  педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия. Одним из таких способов воздействия является народность в воспитании. Под народностью понимается своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

     Система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и  укрепляет в детях ценнейшие  психологические черты и моральные  качества – патриотизм и национальную гордость. Народное воспитание призвано развивать у детей чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам. Оно воспитывает у детей чувство долга перед Родиной, приучает их всегда ставить общие интересы выше личных [3, c.63].

     Однако  не следует преувеличивать прочность чувств, сформированных в дошкольном возрасте, но вместе с тем нужно помнить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности человека.

     1.2 Проблема нравственного воспитания в Казахстане

     В условиях глобализации современной  цивилизации и развития электронных технологий важнейшим фактором мирового влияния становится культура, которая рассматривается сверхдержавами в качестве важнейшего механизма включения тех или иных регионов в сферу своего влияния.

     Мировое сообщество вступает в новую фазу, в которой доминирующим фактором глобальной политики и фундаментальным источником конфликтов будут не политические и экономические разногласия, а, прежде всего, культурно-этнические различия и противоречия. Объективное или субъективное неравенство партнеров по культурному диалогу является предпосылкой геополитических влияний.

     В этой связи в настоящее время  усиливается борьба за духовное влияние  и раздел мирового пространства. Сегодня  стратегическая цель геополитической  экспансии мировых лидеров в  отношении развивающихся стран – сделать их себе подобными по политической и экономической системе, социальному строю, идеологии, психологии, культуре. Все это породило понятие духовной безопасности как системы условий, позволяющей культуре и обществу сохранить свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы, ибо выход за рамки нормы под воздействием различного рода факторов (и, прежде всего, культурного, ценностно-нормативного характера) ведет к дезорганизации и, в конечном счете, – к национальной катастрофе, то есть распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовных оснований.

     В связи с вышеизложенным можно  сделать вывод, что одним из действенных  механизмов реализации геополитических  задач, и, прежде всего, в плоскости духовной безопасности, является нравственно-духовное воспитание.

     Нравственно-духовное воспитание – важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов  жизни, форма и содержание, которого детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией [4., c.87].

     Реализация  задач нравственно-духовного воспитания рассматривается в качестве важнейшего условия сохранения отечественной культуры как целостного явления и главной предпосылки духовной безопасности общества, ибо лишь «культурное самостояние» есть залог величия народа и независимости.

     Казахский народ – один из тех народов, который  ценит и дорожит родственными отношениями. У этого народа каждое отношение имеет свое негласное обоснование, заложенное в определенных нормах взаимоотношений (обычаях, традициях), предполагает определенную последовательность тех или иных действий, их внешнее проявление через обряд, ритуал.

Информация о работе Народная сказка средство нравственного воспитания