Народная сказка средство нравственного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:
1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.
2. Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.

Файлы: 1 файл

Хлевова.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

     Сравнивая это графики, мы пришли к выводу о  том, что дети старшего дошкольного  возраста без предварительного обучения не всегда могут дать правильную оценку поступкам героев.

     Анализируя  вторую серию методики – «Закончи ситуацию», целью которой было определение  наличия у детей таких нравственных представлений как уважение к  старшим, забота о младших, взаимопомощь, сочувствие, мы пришли к выводу о том, что большинство детей имеют средний и низкий уровень развития этих представлений (Приложение А, таблица 2).

     При анализе ответов детей мы обращали внимание на правильность ответа. Так, заканчивая ситуацию №1, 15 детей из группы №2 ответили: «Я пойду играть», и лишь 5 детей – «Я помогу Свете». В ситуации №2 13 детей ответили: «Отдай мою машину», 2 ответили: «Заберу сам», 5 ответили: «Пусть поиграет!». Ситуация №3 вызвала сострадание лишь у 9 детей. Они ответили: «Не плачь!». Другие ответили: «Не надо было быстро бегать» или «Не будем больше играть в эту игру». В ситуации №4, оценивая заботу о младших, 16 детей ответили: «Не уходи, пойдем играть». А 4 ребенка сказали: «Иди, поиграй в другую игру». Ситуация №5 вызвала у детей некоторое раздумье. 8 детей ответили: «Хорошо, я буду играть тихо», а 12 детей сказали: «Идите спать в спальню» или «Идите на улицу». Ситуация №6 вызвала у детей сильные переживания. Всем детям было очень жалко котенка. Все захотели взять его домой, погреть и накормить. Однако 5 детей добавили: «А потом отнесу тебя домой к маме».

     Результаты  второй серии методики в группе №1 схожи с результатами анализа  группы №2. Дети также заканчивают  ситуации, ориентируясь на личные побуждения. В ситуации №1 такие ответы: «Пойду, поиграю в другую игру» (14 детей), «Помогу Свете» – 6 детей. В ситуации №2 12 детей ответили: «Это моя машина, отдай!», 3 ответили: «Ну ладно, поиграй», а 5 сказали: «Все хотят играть». Ситуация №3 вызвала в этой группе массу эмоций. Ответы были следующие: «Не надо бегать быстро», «Тебе больно?», «Это плохая игра!». В ситуации №4 были такие ответы: «Ну ладно, пойдем!» или «Иди, поиграй с другими». В ситуации №5 2 ребенка ответили: «Я буду хороший!», 10 детей: «Пусть быстрее засыпает!», а 8 сказали: «Хорошо!». По 6 ситуации были следующие ответы: «Пойдем, я тебя согрею», «Не плачь, где твоя мама?».

     Таким образом, анализ результатов позволил нам составить график (Приложение А, рисунок 2).

     Проанализируем  методику №3 «Моделирование жизненных  ситуаций».

     Ситуация  №1«На прогулке».

     Дети  группы №2, не обращая внимания на малыша, берут мячик и начинают играть в футбол. Малыш требует мяч, дети убегают дальше. Малыш плачет.

     Дети  группы №1 – увидели закатившийся мячик на участок, взяли его и  принесли воспитателю. Когда подошел малыш, они не обратили на него внимания, продолжали играть в игры.

     Ситуация  №2 «Помощники».

     Реакция детей группы №1 и №2 была одинакова: одни дети побежали жаловаться воспитателю, другие стали смеяться.

     Ситуация  №3 «Скорая помощь».

     В группе №2: несколько детей побежали в спальню за няней, остальные зашумели. У них возник вопрос: «Кто помоет посуду?». Ответ не заставил себя ждать: «Вы».

     В группе №1: Дети услышали состояние  помощника воспитателя и стали  рассказывать о своих болезнях и  ранках. Некоторые дети даже показали свои раны.

     Таким образом, мы определили, что у старших  дошкольников имеются определенные нравственные представления, однако они  недостаточно четкие. В реальных жизненных  ситуациях дети не используют имеющиеся  у них знания и умения. Они не способны эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать. Имеющиеся представления не достаточно дифференцированы и не всегда содержат вербальные обозначения тех или иных понятий. Вследствие чего дети не способны самостоятельно выделить сферу человеческих отношений, регулируемую нравственными принципами.

     Ориентация  на самого себя, на собственные силы, недостаточность жизненного опыта  не позволяют дошкольникам адекватно  реагировать на ситуацию, требующую  проявления сочувствия, доброжелательности, отзывчивости, внимательности. Это проявляется в том, что старшие дошкольники, осознавая потребность какого-либо действия (помочь, пожалеть), оказываются не в состоянии выполнить.

     Таким образом, по результатам констатирующего  эксперимента мы видим необходимость в наиболее целенаправленной и последовательной организации усвоения детьми старшего дошкольного возраста нравственных представлений, базирующихся на знаниях, содержащих в себе гуманистические идеи и требования. В связи с этим мы обращаемся к народной педагогики – народным сказкам. Использование казахских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать формированию нравственных качеств личности: доброжелательности и отзывчивости, заботливости и сочувствия, гостеприимстве, заботе о младших и уважении к старшим и др.  

     2.2 Формирующий этап эксперимента

     В формирующем эксперименте ставилась  цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста нравственные чувства и представления посредством использования казахской народной сказки.

     Задачи  формирующего эксперимента:

     1.  Апробировать приемы работы со сказками на примере казахских народных сказок.

     2. Способствовать успешному процессу формирования нравственных представлений, качеств.

     2.  Учить детей понимать и применять знания моральных норм в реальной жизни.

     Необходимо  отметить, что во время эксперимента параллельно с педагогическим воздействием, осуществляемым со стороны экспериментатора, продолжалась воспитательная и коррекционная  работе, а так же обучение педагогами данной группы.

     При разработке методики формирующего эксперимента мы установили, что найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно  в народных истоках. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому в формирующем эксперименте основное педагогическое воздействие было направлено на знакомство дошкольников с казахскими народными сказками.

     На  этапе формирующего эксперимента мы апробировали различные приемы работы с казахской народной сказкой. Перечислим некоторые из них.

     Моделирование сказок

     Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить  последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

     Предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

     Пиктографические изображения

       Ребенок (сначала вместе со  взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы  изображает их.

     Выразительные движения

     Главной задачей при использовании в  работе со сказкой выразительных  движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или  иного выразительного движения, жеста  происходит в специально подобранных  упражнениях, также в свободных  играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" [16, c.33].

     Проблемные  ситуации

     От греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

     Почему  маленькая Алдар-Косе оказался сильнее бая?

     Почему  поссорились лиса и заяц?

     Творческие  задания

     Могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки). Приведем примеры творческих заданий:

     - Рассказать знакомую сказку по кругу.

     - Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

     - Придумывание своей сказки (по аналогии, по алгоритму).

     - Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

     - Сказки, но по-новому: Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами;

     - Продолжи сказку;

     - От точек - к сказке: точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее;

     - нарисуй сказку.

     Конспект  занятия, на котором дети учатся придумывать  сказку по алгоритму на основе казахской  народной сказки, представлен в Приложении Б.

     Игровые задания:

     - "Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие);

     - "Треугольник и квадрат" (на какую фигуру похож герой);

     - "Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов);

     - "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков).

     Заканчивая свою работу, мы провели цикл бесед «Кого мы называем добрыми (честными, вежливыми)». С детьми обсуждали некоторые человеческие качества, вырабатывали правила того, как развивать в себе эти качества. Например:

     А) Доброта. Правила доброты:

     -  помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

     -  прощать ошибки других;

     -  не жадничать;

     -  не завидовать;

     -  жалеть других [17, c.39].

     Б) Честность. С детьми обсуждали такие  темы, как «Трудно ли быть честным?», «Как сдержать свое слово?» и т.п. Правила честности:

     -  сказал – сделай;

     -  не уверен – не обещай;

     -  ошибся – признайся;

     -  не можешь сказать правду –  объясни почему;

     -  не выдавай чужую тайну.

     В) Вежливость. Правила вежливости:

     -  вежливость – умение вести  себя так, чтобы другим было  приятно с тобой;

     -  будь всегда приветлив: здоровайся  при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся;

     -  не капризничай, не ворчи. Твой  каприз может испортить настроение  другим.

     Беседуя с детьми как правильно дружить, мы составили правила дружбы:

     1.  Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

     2.  Делись с товарищем. Играй так,  чтобы не стараться взять себе  самое лучшее.

     3.  Останови товарища, если он делает  что-то плохое. Если товарищ неправ, скажи ему об этом.

Информация о работе Народная сказка средство нравственного воспитания