Народная сказка средство нравственного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:
1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.
2. Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.

Файлы: 1 файл

Хлевова.doc

— 563.00 Кб (Скачать)
 

     

 

     Рисунок 3 – Сравнительный анализ эмоциональной оценки моральных норм в экспериментальной и контрольной группах (заключительный этап) 

     Таблица 4 – Результаты методики 2. Уровень развития нравственных представлений (заключительный этап)

Группа Уровни
высокий средний низкий
№1 27%  48%      25%
№2 28% 52%      20%
 

     

 

     Рисунок 4 - Уровень развития нравственных представлений (заключительный этап) 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

     Конспект  занятия по теме: "Составление сказки" 

     Цель:  Развитие связной речи.

     Задачи:

      1. Учить детей сочинять сказки  на заданную тему.

      2. Развивать монологическую речь.

      3. Закрепить умение образовывать  существительные с помощью суффикса -ищ-.

      4. Практическое закрепление в речи притяжательных прилагательных.

      5. Формировать чувство ритма.

      6. Воспитывать интерес к народному  творчеству, формирование нравственного отношения к понятиям «добро» и «зло», «трусость», «храбрость».

     Материал: картинки.

     Ход:

      1. Организационный момент.

       Детям предлагаются картинки из казахских народных сказок о животных: Хитрая лиса, Кошка и тигр, Козлята, Медведь и комар, Лев и лиса. Ребята, кто помнит названия этих сказок? О ком они? (о животных).

      2. Введение в тему.

      - Сегодня мы будем придумывать  сказки, о ком вы догадайтесь  сами. Посмотрите на картинки и назовите дикое животное.

      - Заяц.

      - Вспомните казахские народные сказки, в которых персонаж заяц. Дети называют сказки, находят соответствующую картинку и собирают пазлы.( Кошка и заяц, Осторожный заяц)

     3. Изучение нового.

     Чтение казахской народной сказки «Зайчонок».

     Был у одной зайчихи единственный сынок. И был он очень трусливым. Поэтому мать, выходя из дома, всегда крепко запирала дверь на замок. Зайчонок, оставшись один, тут же забивался  в угол и начинал трястись от страха.

       Однажды зайчиха, прикрыв дверь, отлучилась куда-то и долго не возвращалась. Проголодавшийся зайчонок открыл дверь, выбрался наружу и направился в сторону леса. Тут навстречу ему попалась мышка.

       — Куда путь держишь?— спросила  она его.

       Не зная, что ответить, зайчонок задрожал и заплакал.

       — Мамы нет...— еле проговорил  он сквозь слезы.

       — Может быть, она ходит где-нибудь  по этому лесу,— сказала мышь  и проводила зайчонка немного  дальше Боязливо ступая, зайчонок  продолжил свои путь, но тут  перед ним появилась лиса.

       — Куда путь держишь?—спросила  она, занимая зайчонка разговором.

       Тот подумал, что лиса так  же, как и мышь, не тронет его,  а только подскажет как быть, честно ответил:

       — К маме иду.

       Лиса усмехнулась и решила  схитрить.

       — Так ведь твоя мать уже  домой пошла! —сказала она, обманывая доверчивого зайчонка.

       Зайчонок растерянно оглянулся  по сторонам, но не смог определить, в какой же стороне остался  его дом. Он заплакал и попросил  лису:

       — Покажи, пожалуйста, где мой  дом.

       — Хорошо, следуй за мной!—сказала лиса и, вильнув хвостом, устремилась вперед.

       Зайчонок робко двинулся следом.

       Вскоре лиса привела зайчонка  к себе домой, завела его  внутрь, заперла дверь и сказала,  щелкнув зубами:

       — Теперь ты от меня никуда  не убежишь! Сейчас я тебя  съем! От страха у зайчонка душа ушла в пятки.

       — Отпусти меня, сестрица,— взмолился  он и зарыдал.

       Услышав жалобный голос зайчонка  и злобный голос лисы, в лисий  дом зашел волк. Увидев свернувшегося  в комочек и трясущегося от  страха зайчонка, волк зарычал  на лису:

       — Почему ты, зная, что я голоден, не отдала зайчонка мне?!

       Тут лиса и волк заспорили,  обвиняя друг друга, поссорились  и в конце концов, сцепившись, затеяли драку. Воспользовавшись  суматохой, зайчонок выскользнул  наружу и бросился наутек. А  подравшиеся из-за добычи волк и лиса остались ни с чем и принялись зализывать раны.

     Д/у "Заяц какой?" (хвастливый, трусливый, завистливый, шустрый, весёлый)

     Воспитатель предлагает сочинить сказку про хвастливого зайца.

       Д/у "Братец Ищ". Образование  существительных с помощью суффикса -ищ- (зайчище, усищи, лапищи, зубищи, носище, глазищи).

      - А сейчас будем сочинять сказку. Я начну, а вы продолжите. Жил  был заяц. Он был очень хвастливым. Однажды заяц встретил …

     ! О ?

     Воспитатель напоминает, что у сказки есть начало, середина, где происходит появление нового героя, диалог, случается что-то необычное и конец.

     Д\у "Чья, чьё, …" Образование притяжательных прилагательных. Составление сказки про завистливого зайца.

     Физпауза.

     Мы  по сказке походили.

       Всё в ней круто изменили.

       Мы ногами топали,

       Мы в ладоши хлопали.

       Будут в сказке помнить нас,

       Наклонялись мы на "раз",

       На "два" поднимались,

       Всем поулыбались.

       И опять потопали, и ручками  похлопали.

       Вот какие молодцы,

       Вот какие удальцы. 

     Составление сказки про трусливого зайца по алгоритму:

жил-был где кто опиши куда пошел кого встретил опиши
      

  

 
 
беседа что делали вместе опасность отриц герой опиши действие конец сказк

                         

     4. Закрепление.

       Д\у "Добавлялки".

       Ки-ки-ки - сочиняли …(сказки).

       Яц-яц-яц - а герой наш …(заяц).

       Та-та-та - был наш зайка …(хваста).

       Ус-ус-ус - был наш зайка также  … (трус).

       Ун-ун-ун - зайка был …(болтун, лгун, врун).

       Ец-ец-ец - стал наш заинька …(храбрец,  удалец, молодец).

       Ец-ец-ец - вот и сказочке …(конец).

      

     5. Итог.

       Дети называют сказку, которая  понравилась. Воспитатель предлагает дома нарисовать иллюстрации к сочинённым сказкам [18, c.47]. 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  В

     Наглядный материал к играм, направленным на формирование представление о  нравственных поступках 

     Рис. к игре «Мамины помощники»

 
 
 

     К игре «Надо — не надо»

 

     К игре «Помоги накрыть стол» 

       
 
 
 

[19, c. 12; 20, c.22]

Информация о работе Народная сказка средство нравственного воспитания