Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:
1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.
2. Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.
Рисунок
3 – Сравнительный анализ эмоциональной
оценки моральных норм в экспериментальной
и контрольной группах (заключительный
этап)
Таблица 4 – Результаты методики 2. Уровень развития нравственных представлений (заключительный этап)
Группа | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
№1 | 27% | 48% | 25% |
№2 | 28% | 52% | 20% |
Рисунок
4 - Уровень развития нравственных представлений
(заключительный этап)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Конспект
занятия по теме: "Составление
сказки"
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
1. Учить детей сочинять сказки на заданную тему.
2. Развивать монологическую речь.
3. Закрепить умение образовывать
существительные с помощью
4. Практическое закрепление в речи притяжательных прилагательных.
5. Формировать чувство ритма.
6. Воспитывать интерес к
Материал: картинки.
Ход:
1. Организационный момент.
Детям предлагаются картинки из казахских народных сказок о животных: Хитрая лиса, Кошка и тигр, Козлята, Медведь и комар, Лев и лиса. Ребята, кто помнит названия этих сказок? О ком они? (о животных).
2. Введение в тему.
- Сегодня мы будем придумывать сказки, о ком вы догадайтесь сами. Посмотрите на картинки и назовите дикое животное.
- Заяц.
- Вспомните казахские народные сказки, в которых персонаж заяц. Дети называют сказки, находят соответствующую картинку и собирают пазлы.( Кошка и заяц, Осторожный заяц)
3. Изучение нового.
Чтение казахской народной сказки «Зайчонок».
Был у одной зайчихи единственный сынок. И был он очень трусливым. Поэтому мать, выходя из дома, всегда крепко запирала дверь на замок. Зайчонок, оставшись один, тут же забивался в угол и начинал трястись от страха.
Однажды зайчиха, прикрыв дверь, отлучилась куда-то и долго не возвращалась. Проголодавшийся зайчонок открыл дверь, выбрался наружу и направился в сторону леса. Тут навстречу ему попалась мышка.
— Куда путь держишь?—
Не зная, что ответить, зайчонок задрожал и заплакал.
— Мамы нет...— еле проговорил он сквозь слезы.
— Может быть, она ходит где-нибудь по этому лесу,— сказала мышь и проводила зайчонка немного дальше Боязливо ступая, зайчонок продолжил свои путь, но тут перед ним появилась лиса.
— Куда путь держишь?—спросила
она, занимая зайчонка
Тот подумал, что лиса так же, как и мышь, не тронет его, а только подскажет как быть, честно ответил:
— К маме иду.
Лиса усмехнулась и решила схитрить.
— Так ведь твоя мать уже домой пошла! —сказала она, обманывая доверчивого зайчонка.
Зайчонок растерянно оглянулся
по сторонам, но не смог определить,
в какой же стороне остался
его дом. Он заплакал и
— Покажи, пожалуйста, где мой дом.
— Хорошо, следуй за мной!—сказала лиса и, вильнув хвостом, устремилась вперед.
Зайчонок робко двинулся
Вскоре лиса привела зайчонка к себе домой, завела его внутрь, заперла дверь и сказала, щелкнув зубами:
— Теперь ты от меня никуда не убежишь! Сейчас я тебя съем! От страха у зайчонка душа ушла в пятки.
— Отпусти меня, сестрица,— взмолился он и зарыдал.
Услышав жалобный голос
— Почему ты, зная, что я голоден, не отдала зайчонка мне?!
Тут лиса и волк заспорили,
обвиняя друг друга,
Д/у "Заяц какой?" (хвастливый, трусливый, завистливый, шустрый, весёлый)
Воспитатель предлагает сочинить сказку про хвастливого зайца.
Д/у "Братец Ищ". Образование
существительных с помощью
- А сейчас будем сочинять
! О ?
Воспитатель напоминает, что у сказки есть начало, середина, где происходит появление нового героя, диалог, случается что-то необычное и конец.
Д\у "Чья, чьё, …" Образование притяжательных прилагательных. Составление сказки про завистливого зайца.
Физпауза.
Мы по сказке походили.
Всё в ней круто изменили.
Мы ногами топали,
Мы в ладоши хлопали.
Будут в сказке помнить нас,
Наклонялись мы на "раз",
На "два" поднимались,
Всем поулыбались.
И опять потопали, и ручками похлопали.
Вот какие молодцы,
Вот какие удальцы.
Составление сказки про трусливого зайца по алгоритму:
жил-был | где | кто | опиши | куда пошел | кого встретил | опиши |
|
|
|
||||
беседа | что делали вместе | опасность | отриц герой | опиши | действие | конец сказк |
4. Закрепление.
Д\у "Добавлялки".
Ки-ки-ки - сочиняли …(сказки).
Яц-яц-яц - а герой наш …(заяц).
Та-та-та - был наш зайка …(хваста).
Ус-ус-ус - был наш зайка также … (трус).
Ун-ун-ун - зайка был …(болтун, лгун, врун).
Ец-ец-ец - стал наш заинька …(храбрец, удалец, молодец).
Ец-ец-ец - вот и сказочке …(конец).
5. Итог.
Дети называют сказку, которая
понравилась. Воспитатель предлагает
дома нарисовать иллюстрации к сочинённым
сказкам [18, c.47].
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Наглядный
материал к играм,
направленным на формирование
представление о
нравственных поступках
Рис. к игре «Мамины помощники»
К игре «Надо — не надо»
К
игре «Помоги накрыть стол»
[19, c. 12; 20, c.22]
Информация о работе Народная сказка средство нравственного воспитания