Народная сказка средство нравственного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:
1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.
2. Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.

Файлы: 1 файл

Хлевова.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

     4.  Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно, не зазнавайся, если  у тебя получилось что-то лучше,  чем у других.

     5.  Не завидуй, радуйся успехам  товарища вместе с ним.

     6.  Если поступил плохо, не бойся  признаться в этом. Попроси прощенье и признай свою ошибку.

     7.  Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других  ребят.

     Закрепление нравственных представлений проходило  в дидактических играх (Приложение В).  

     2.3 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента

     Правильность  гипотезы необходимо было подтвердить на практике. С этой целью была проведена повторная диагностика детей по методикам 1, 2.

     Было  установлено, что у детей контрольной группы №1, так и экспериментальной группы №2 заметна положительная динамика уровня сформированности эмоциональной оценки моральных норм (Методика 1). Это видно из таблицы 3 (Приложение А, таблица 3).

     Мы  выявили процентное соотношение  правильных ответов и представили  это в виде графика (Приложение А, рисунок 3).

     Похожие результаты наблюдаются и в процессе анализа второй методики (Приложение А, таблица 4)

     Таким образом, анализ результатов позволил нам составить график (Приложение А, рисунок 4).

     Анализируя  результаты формирующего эксперимента мы пришли к выводу, что в экспериментальной  группе динамика более продуктивна, что говорит о подтверждении выдвинутой нами гипотезы: казахская народная сказка может быть средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате проведенного исследования выявлены определенные недостатки представлений  детей о нравственных нормах поведения:

     1.  Дети имеют недостаточно четкие  представления о моральных нормах.

     2.  Имеющиеся представления недостаточно  дифференцированы.

     3.  Отсутствуют вербальные обозначения  тех или иных понятий.

     4.  В некоторых случаях отмечается  формальное усвоение понятий и представлений.

     Для организации последовательной и  целенаправленной работы по усвоению старшими дошкольниками нравственных представлений и формированию нравственных чувств мы обратились к народной педагогики. Чувства детей наиболее активно  формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Поэтому мы моделировали реальные жизненные ситуации, проводили тренинги, знакомили детей с казахскими народными сказками, проводили беседы. В самостоятельной игровой деятельности дети уточняли свои знания, так как именно в игре содержатся все необходимые условия для развития личности дошкольника, реализуются его возможности.

     Проведенный формирующий эксперимент говорит  о наличии потенциальных возможностей в усвоении нравственных норм. Однако следует отметить, что формирование личностных качеств – это достаточно сложный процесс, требующий длительного, целенаправленного, комплексного педагогического воздействия. В ходе формирующего этапа эксперимента нами было зафиксировано:

     -  Значительно чаще дети обращаются  за помощью к сверстникам.

     -  Возникает положительная эмоциональная  реакция на просьбу товарища.

     -  Споры из-за игрушек разрешаются  мирным путем.

     В ходе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие более успешному формированию нравственных чувств и представлений и возникновению на их основе нравственных отношений между детьми и взрослыми. Были сделаны следующие выводы:

     1.  Для формирования нравственных  представлений и чувств у дошкольников  необходим образец для подражания, поэтому, прежде всего, в дошкольном учреждении следует создать правильный стиль взаимоотношений между педагогами и детьми, а также между взрослыми членами коллектива.

     2.  Организация воспитательно-образовательного  процесса с использованием казахской народной сказки осуществляется с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

     3.  Знания и представления о моральных  нормах закрепляются и уточняются  в самостоятельной игровой деятельности.

     4.  Желательно непосредственное включение педагога в игру. Взяв на себя второстепенную роль, педагог остается непосредственным участником игры и в тоже время осуществляет руководство игрой. Одобрение, высказанное взрослым в игровой форме, придает уверенность в правильности своих действий, а предъявляемые требования воспринимаются детьми доброжелательно.

     5.  Значительное влияние на формирование  нравственных представлений и  чувств у детей оказывают беседы, проводимые после знакомства  детей с казахскими народными сказками.

     6.  Беседа строится так, чтобы  этическое представление приобрело  для ребенка определенное, яркое,  живое содержание.

     7.  Педагог создает такие жизненные  ситуации, которые заставляют ребенка  использовать свой жизненный  опыт, а также обращаться к  знаниям, полученным на занятиях.

     Нравственное  воспитание дошкольников в комплексе  с другими видами воспитания представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

     На  основании заключительных результатов  мы разработали методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.

     Методические  рекомендации:

     1.  Работу по формированию у детей  нравственных чувств и представлений начинать в дошкольном возрасте.

     2.  Для формирования у дошкольников  нравственных представлений использовать  элементы этнопедагогики (в частности народные сказки).

     3.  Работа должна проводиться комплексно  и целенаправленно.

     4.  Полученные знания и умения  закреплять в самостоятельной игровой деятельности, режимных моментах.

     5.  Ежедневно проводить беседы нравственного  содержания, тренинги.

     6.  Осуществлять индивидуальный и  дифференцированный подход к  детям при подготовке к театрализованным  играм.

     7.  Поддерживать интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, организуя тематические выставки. 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1.  Амонашвили Ш.А. Здравствуйте  дети! – Москва: Просвещение, 1983.

     2.  Борисова Н. О нравственном  воспитании дошкольников.// Дошкольное воспитание №5 – 1988, стр. 9-12.

     3.  Волков Г.Н. Этнопедагогика. –  Москва: Академия, 1999.

     4.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. – Москва: Просвещение, 1989.

     5.  Гришина Г. Не забывайте народные игры. // Дошкольное воспитание №2 – 1993, стр. 26-29.

     6.  Дуденков Т. Казахские народные сказки. – Алма-Ата: Жалын, 1979.

     7.  Ефименкова Л.Н Формирование речи у дошкольников. – Москва: Просвещение, 1985.

     8.  Жумабаева З. Этнопедагогика: традиции и обычаи народа в воспитании детей. // Қазахстан мектебі №8 – 2004, стр. 69-72.

     9.  Захаров В.Б. Казахские народные пословицы и поговорки. – Алматы, 2002.

     10.  Карпова С.И., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное воспитание дошкольников.: Издательство Московского Университета – 1986.

     11.  Кенжеахматулы С. Казахские народные традиции и обряды. – Алматы: 2002.

     12.  Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.

     13.  Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы: Ғылым, 1998.

     14.  Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2004.

     15.  Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Білім, 1997 стр.256.

     16.  Ушинский К.Д. О народности в общественном образовании. – Пед. Соч. в 6 т. / сост. Егоров С.Ф. Москва: Педагогика, 1988 т.1 стр. 194-256.

     17.  Фролова Е. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову. // Народное образование №1, 2000 стр. 137.

     18.  Яшко В.И.. Сохин Ф.А., Ильина Т.А. Дошкольная педагогика. – Москва: Просвещение, 1985.

     19. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

     20. Сказки народов мира. Под ред. Сулейменова М.М.- Алма-Ата: Жалын, 1986. 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  А

     Анализ  результатов исследования 

     Таблица 1 - Эмоциональная оценка моральных норм. Констатирующий этап эксперимента 

Группы Номера  картинок
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№1 75% 65% 70% 90% 70% 75% 65% 90% 80% 90%
№2 75% 70% 75% 90% 75% 80% 70% 90% 85% 90%
 

     

 

     Рисунок 1 – Сравнительный анализ эмоциональной оценки моральных норм в экспериментальной и контрольной группах (констатирующий этап) 

     Таблица 2 – Результаты методики 2. Уровень развития нравственных представлений (констатирующий этап)

Группа Уровни
высокий средний низкий
№1 25%  45%      30%
№2 20% 45%      35%
 

     

     Рисунок 2 - Уровень развития нравственных представлений (констатирующий этап) 
 

     Таблица 3 - Эмоциональная оценка моральных норм. Заключительный этап эксперимента 

Группы Номера  картинок
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№1 75% 68% 72% 90% 75% 77% 68% 91% 82% 90%
№2 80% 80% 83% 95% 82% 84% 79% 94% 87% 96%

Информация о работе Народная сказка средство нравственного воспитания