Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:
1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.
2. Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.
4.
Не ссорься, не спорь по
5. Не завидуй, радуйся успехам товарища вместе с ним.
6. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом. Попроси прощенье и признай свою ошибку.
7. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Закрепление
нравственных представлений проходило
в дидактических играх (Приложение
В).
2.3 Анализ результатов формирующего этапа эксперимента
Правильность гипотезы необходимо было подтвердить на практике. С этой целью была проведена повторная диагностика детей по методикам 1, 2.
Было установлено, что у детей контрольной группы №1, так и экспериментальной группы №2 заметна положительная динамика уровня сформированности эмоциональной оценки моральных норм (Методика 1). Это видно из таблицы 3 (Приложение А, таблица 3).
Мы выявили процентное соотношение правильных ответов и представили это в виде графика (Приложение А, рисунок 3).
Похожие результаты наблюдаются и в процессе анализа второй методики (Приложение А, таблица 4)
Таким образом, анализ результатов позволил нам составить график (Приложение А, рисунок 4).
Анализируя результаты формирующего эксперимента мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе динамика более продуктивна, что говорит о подтверждении выдвинутой нами гипотезы: казахская народная сказка может быть средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования выявлены определенные недостатки представлений детей о нравственных нормах поведения:
1.
Дети имеют недостаточно
2.
Имеющиеся представления
3.
Отсутствуют вербальные
4.
В некоторых случаях
Для организации последовательной и целенаправленной работы по усвоению старшими дошкольниками нравственных представлений и формированию нравственных чувств мы обратились к народной педагогики. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Поэтому мы моделировали реальные жизненные ситуации, проводили тренинги, знакомили детей с казахскими народными сказками, проводили беседы. В самостоятельной игровой деятельности дети уточняли свои знания, так как именно в игре содержатся все необходимые условия для развития личности дошкольника, реализуются его возможности.
Проведенный
формирующий эксперимент
-
Значительно чаще дети
-
Возникает положительная
-
Споры из-за игрушек
В ходе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие более успешному формированию нравственных чувств и представлений и возникновению на их основе нравственных отношений между детьми и взрослыми. Были сделаны следующие выводы:
1.
Для формирования нравственных
представлений и чувств у
2.
Организация воспитательно-
3.
Знания и представления о
4. Желательно непосредственное включение педагога в игру. Взяв на себя второстепенную роль, педагог остается непосредственным участником игры и в тоже время осуществляет руководство игрой. Одобрение, высказанное взрослым в игровой форме, придает уверенность в правильности своих действий, а предъявляемые требования воспринимаются детьми доброжелательно.
5.
Значительное влияние на
6.
Беседа строится так, чтобы
этическое представление
7.
Педагог создает такие
Нравственное воспитание дошкольников в комплексе с другими видами воспитания представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
На основании заключительных результатов мы разработали методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.
Методические рекомендации:
1.
Работу по формированию у
2.
Для формирования у
3.
Работа должна проводиться
4. Полученные знания и умения закреплять в самостоятельной игровой деятельности, режимных моментах.
5.
Ежедневно проводить беседы
6.
Осуществлять индивидуальный и
дифференцированный подход к
детям при подготовке к
7.
Поддерживать интерес детей к событиям
и явлениям общественной жизни, организуя
тематические выставки.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – Москва: Просвещение, 1983.
2. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников.// Дошкольное воспитание №5 – 1988, стр. 9-12.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Москва: Академия, 1999.
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. – Москва: Просвещение, 1989.
5. Гришина Г. Не забывайте народные игры. // Дошкольное воспитание №2 – 1993, стр. 26-29.
6. Дуденков Т. Казахские народные сказки. – Алма-Ата: Жалын, 1979.
7. Ефименкова Л.Н Формирование речи у дошкольников. – Москва: Просвещение, 1985.
8. Жумабаева З. Этнопедагогика: традиции и обычаи народа в воспитании детей. // Қазахстан мектебі №8 – 2004, стр. 69-72.
9. Захаров В.Б. Казахские народные пословицы и поговорки. – Алматы, 2002.
10. Карпова С.И., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное воспитание дошкольников.: Издательство Московского Университета – 1986.
11. Кенжеахматулы С. Казахские народные традиции и обряды. – Алматы: 2002.
12. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.
13. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы: Ғылым, 1998.
14. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2004.
15. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Білім, 1997 стр.256.
16. Ушинский К.Д. О народности в общественном образовании. – Пед. Соч. в 6 т. / сост. Егоров С.Ф. Москва: Педагогика, 1988 т.1 стр. 194-256.
17. Фролова Е. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову. // Народное образование №1, 2000 стр. 137.
18. Яшко В.И.. Сохин Ф.А., Ильина Т.А. Дошкольная педагогика. – Москва: Просвещение, 1985.
19. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.
20.
Сказки народов мира. Под ред. Сулейменова
М.М.- Алма-Ата: Жалын, 1986.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анализ
результатов исследования
Таблица
1 - Эмоциональная оценка моральных норм.
Констатирующий этап эксперимента
Группы | Номера картинок | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
№1 | 75% | 65% | 70% | 90% | 70% | 75% | 65% | 90% | 80% | 90% |
№2 | 75% | 70% | 75% | 90% | 75% | 80% | 70% | 90% | 85% | 90% |
Рисунок
1 – Сравнительный анализ эмоциональной
оценки моральных норм в экспериментальной
и контрольной группах (констатирующий
этап)
Таблица 2 – Результаты методики 2. Уровень развития нравственных представлений (констатирующий этап)
Группа | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
№1 | 25% | 45% | 30% |
№2 | 20% | 45% | 35% |
Рисунок
2 - Уровень развития нравственных представлений
(констатирующий этап)
Таблица
3 - Эмоциональная оценка моральных норм.
Заключительный этап эксперимента
Группы | Номера картинок | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
№1 | 75% | 68% | 72% | 90% | 75% | 77% | 68% | 91% | 82% | 90% |
№2 | 80% | 80% | 83% | 95% | 82% | 84% | 79% | 94% | 87% | 96% |
Информация о работе Народная сказка средство нравственного воспитания