Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:
1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.
2. Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.
Таким образом, в аспекте этнического воспитания развитие личности как субъекта этноса есть ее формирование в процессе жизнедеятельности и динамического освоения системы этносоциальных ролей в течение жизни. Показателем гармоничности развития личности как субъекта этноса является степень освоения ею системы этносоциальных ролей в соответствии с возрастом и полом, в диалектическом единстве с системой социальных ролей в обществе, в трудовом коллективе, как гражданина, семьянина, труженика [5, c.105].
В послании Президента страны народу «Казахстан – 2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремление к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой… Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении… Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».
Поэтому в целях приоритетного развития системы образования были приняты Государственные программы «Дети Казахстана», «Ауыл мектебі мен балабакшасы», направленные на социальную защиту детей.
Эти задачи находят свое отражение в Законе «Об образовании». В разделе II «Система образования» статьи 8 «Задачи системы образования» отмечено: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан, понимание сущности и значения государственных символов, уважение к народным традициям, … воспитание в духе дружбы между народами, осознание прав и обязанностей личности перед семьей, народом…; создание условий для изучения истории, культуры, обычаев и традиций казахского и других народов Республики».
Поэтому
сегодня уже перед дошкольными учреждениями
стоит сложнейшая задача – воспитать
культурную, творческую личность, умеющую
найти свое место в сложной, постоянно
изменяющейся действительности. Найти
нравственную основу для воспитания и
развития подрастающего поколения можно
в первую очередь в народных истоках. Это
та точка опоры, которая складывалась
веками, на протяжении столетий она была
близка и понятна каждому казаху.
1.3 Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития общества. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка[6, c. 10].
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности [7, c.23].
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки).
Итак,
в народной сказке определились герой,
столь привлекательный и
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность
дополняется забавностью
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей [8, c. 45].
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Происходит
это не потому, что дошкольник так
хорошо разбирается в человеческих
взаимоотношениях, а потому, как
утверждает И.В. Дубровина, что положение
этого героя более
Педагогические
исследования и практика дошкольного
воспитания показывают, что одним
из важнейших условий развития положительных
нравственных качеств личности ребенка
является создание взрослыми жизнерадостной
обстановки вокруг него. На это многократно
указывал Е. А. Аркин. Малыш должен отдаваться
радости со всей детской непосредственностью.
А сказка, как известно, это источник проявления
всех чувств ребенка, в том числе и радости.
"Никогда не надо гасить детскую радость",
- подчеркивала А. М. Виноградова. По ее
мнению в атмосфере радости легко зарождаются
такие ценные душевные качества, как доброжелательность,
отзывчивость, уверенность и т.д [10, c.26].
1.4 Особенности казахской народной сказки
Сказкой называются рассказы, имеющие установку на вымысел и повествующие о победе добра над злом; сохранившие следы мировоззрения, образа жизни и обычаев древних эпох и заключающих в себе какое-либо назидание.
В казахской фольклористике
1.
Сказки-легенды, в которых в
большей мере сохранились
2.
Сказки об образе жизни
3. Сатирические сказки, повествующие о борьбе правды и кривды, добра и зла;
4. Сказки-побывальщины, повествующие об эпических героях;
5. Небылицы, рассказываемые для забавы и веселья.
В
связи с тесным дружеским общением
казахов с русским в творчество
обоих народов проникали
Огромной популярностью у казахов пользуются «волшебные» сказки со множеством приключений героев. Так же распространены сказки-легенды, которые рассказывают о происхождении местностей, озер, рек.
Казахские сказки давно привлекали пристальное внимание русских и казахских ученых. Впервые казахские сказки на русском языке публикуются в начале ХIХ в. Великий казахский ученый Ч. Валиханов являлся одним из тех, кто собирал народное творчество.
Народные сказки хранят в себе многовековую мудрость народа, его мечты о лучшей жизни, его понятия о справедливости и долге. В сказках прославляются умные, простые труженики, преданные своей родине, своему народу. Один из любимейших героев казахских сказок - ловкий, бесстрашный, хитрый, насмешливый парень - безбородый обманщик Алдар-Косе. Своими похождениями он напоминает русского Иванушку-дурачка. Алдар-Косе обманывает жадных, жестоких богачей-баев (сказки «Чудесная шуба Алдара-Косе», «Жадный бай и Алдар-Косе», «Алдар-Косе и черти»). В некоторых сказках победителями жадных баев оказываются не взрослые люди, а дети («Сорок небылиц», «Старик и его дочка»). Сказки беспощадны не только к эксплуататорам-баям, они зло высмеивают лентяев («Лентяй», «Кому корову кормить», «Дурак»), сказки разоблачают представителей мусульманской религии - мулл и дервишей («Святой осел», «Тулпар»).
Информация о работе Народная сказка средство нравственного воспитания