Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:
1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.
2. Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.
В
сказках, которые являются образцами
народного творчества, связанного еще
с мифическими представлениями
первобытного человека, действуют животные.
В этих сказках можно найти
отголоски очень древних
При
тесном дружеском общении казахского
народа с русским в творчество
обоих народов взаимно
Большой популярностью в
Казахские сказки издавна привлекали внимание русских и казахских ученых. Первые публикации казахских сказок на русском языке относятся к началу ХIХ века. Выдающийся казахский ученый, просветитель казахского народа и проводник русской культуры Ч. Валиханов был одним из первых собирателей народного творчества. Казахские поэты Абай Кунанбаев и Ибрай Алтынсарин также занимались собиранием и популяризацией народного творчества [12, c.28].
Таким образом, казахские народные сказки бывают следующих видов:
1. Волшебные сказки: Ер-тостик, Три сестры, Три брата, Незнайка, Три сына бедняка, Аламан и Жоламан, Хан и мудрый визирь, Ермек и другие.
2. Сказки о животных: А почему верблюд оглядывается, когда пьет, Бараны волков пугают, Почему у перепела хвост короткий, Кто сильнее?, Почему у зайца три губы, Савраска, Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка, Спор животных, Лиса, медведь и пастух, Лиса, черепаха и клещ и другие.
3. Бытовые сказки: Золотая ослица и волшебный заяц, Жиренше и хан, Мудрый аяз, Бедный старик, Старик и его дочка, Суд бия бальтекея, Хан и бедняк, Вор и царь, Ученик муллы и хан, Жаманкул и Карабай и другие.
4. Сатирические сказки: Два плута, Кому корову кормить, Дурак, Святой осел, Бай и пастух, Тулпар, Вор-невидимка, Пискун и другие.
5. Сказки о батырах: Батыр Боран, Каим-батыр, Батыр Абат и другие.
6. Сказки об Алдаре-Косе: Ловкий обманщик, как Алдар женился, Чудесная шуба Алдара-Косе, Жадный бай и Алдар-Косе и другие.
7. Сказки о Жиренше: Жиренше, Хан и Жиренше, Жиренше и Байеке, Мудрость Жиренше, Находчивый Жиренше и другие.
8. Сказки о Ходже Насыре: Вам-то я верю, Ходжа и лентяй, Ходжа и жених, Я не скупой, Как Ходжа был судьей, Если от четырех отнять четыре... и другие.
Даже
по названиям казахских народных
сказок можно сказать, что они
направлены на формирование у детей
таких нравственных качеств как:
щедрость, доброту, уважение к старшим,
храбрость, уважение к людям, честность
и других.
II
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ЧЕРЕЗ КАЗАХСКУЮ НАРОДНУЮ
СКАЗКУ
2.1 Методики и результаты констатирующего эксперимента
Опытно-экспериментальная
работа проводилась в
Целью констатирующего эксперимента было изучение и выявление уровня сформированности нравственных представлений у дошкольников, а также умение применять знания моральных норм в реальной жизни.
Основными задачами констатирующего эксперимента были:
-
Изучение особенностей
-
Установление уровня
В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы:
-
Изучение психолого-
- Наблюдения в различных видах деятельности.
- Беседы с детьми и педагогами.
В
эмоциях и чувствах отражаются непосредственное
переживание человеком
Поэтому целью методики №1 «Что такое хорошо и что такое плохо» было изучение эмоционального отношения ребенка к моральным нормам.
Методика проводилась с каждым ребенком индивидуально.
Экспериментатор показывает ребенку последовательно 10 сюжетных картинок с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке:
1.
Мальчик несет сумки, мама
2. Мама несет сумки, а мальчик ест мороженое.
3. Мальчик сломал куклу, девочка плачет.
4. Мальчик дарит девочке цветы.
5. Девочка рвет книгу.
6. Девочки подклеивают книги.
7. Мальчик сидит в автобусе, бабушка стоит рядом.
8.
Мальчик уступает бабушке
9. Девочки, ссорясь, тянут куклу.
10. Девочки играют.
И дает следующую инструкцию: «Я сейчас тебе буду показывать картинки, а ты внимательно посмотри и скажи хорошо это или плохо». В протоколе фиксируются имена детей и правильность ответа (правильно – плюс, неправильно – минус).
Анализ результатов:
- Ребенок не допустил ошибок – 3балла (высокий уровень);
- 1-2 ошибки – 2 балла (средний уровень);
- допустил 3 и более ошибок – 1 балл (низкий уровень).
Целью методики №2 было изучение социальных эмоций и чувств, т.е. представлений детей о дружбе, доброжелательности, заботливости, уважении к старшим, сочувствии, отзывчивости.
Экспериментатор предлагает ребенку закончить ситуацию:
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитательница ей сказала: «Маша, ты сделала свою работу. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша?
2. Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя сказал … Что сказал Петя?
3.
Катя и Гуля играли в игру
«Ястребы и ласточки». Катя
убегала, а Гуля догоняла. Вдруг
Катя упала. Тогда Гуля
4. Оля и Айнур играли в игру «Юрта». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть!». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – сказала Оля. А Айнур сказала …Что сказала Айнур?
5.
Алмаз играл дома в «байгу».
Он бегал и кричал: «Но! Но!»
В другой комнате мама
6. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сказал Саша?
Для анализа были выделены следующие моменты: а) правильность ответа ребенка; б) мотивация ответа [14, c.74].
Оценивалась эта серия методики по тем же уровням:
Высокий уровень – полное и четкое представление.
Средний уровень – правильное, но не достаточно четкое.
Низкий уровень – неправильное представление о моральных нормах.
Целью методики №3 «Моделирование жизненных ситуаций» было определение умения применять знание о моральных нормах в реальных жизненных ситуациях.
Было разыграно несколько ситуаций, которые бы позволили нам судить о нравственных представлениях детей, умении применять знания моральных норм в реальной жизни.
Ситуация №1. «На прогулке».
Участки для малышей и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним.
Ситуация №2. «Помощники».
Мальчик, выполняя поручения воспитателя, подклеивал книгу. Вдруг клей нечаянно падает и разливается.
Ситуация №3. «Скорая помощь».
Воспитатель ведет занятие. Помощник воспитателя жалуется на плохое самочувствие и ложится на кровать. Посуда немыта, столы не убраны. Что делать [15, c.61]?
Нас интересовало, как дети поведут себя в этих ситуациях.
Как указывалось выше, в обследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста: группа №1 – контрольная и группа №2 – экспериментальная. Анализ данных по каждой группе проводился в сравнении.
Методика №1. Материалом для анализа послужили ответы детей при оценке ситуаций, изображенных на картинках.
Было установлено, что у детей как группы №1, так и группы №2 недостаточно сформирована оценка моральных норм. Представления о моральных нормах находятся примерно на одном уровне. Это видно из таблицы 1 (Приложение А, таблица 1).
Мы выявили процентное соотношение правильных ответов и представили это в виде графика (Приложение А, рисунок 2).
Например, рассматривая картинку №2, на которой мама несет сумки, а мальчик ест мороженное, 13 детей из группы №1 оценили ситуацию как «хорошо», что составило 65% от общего количества, а в группе №2 – 70%. Рассматривая картинку №5, на которой девочка рвет книгу, 14 детей из группы №1 оценили ее как «плохо», что составило 70%, а в группе №2 – 75%.
Информация о работе Народная сказка средство нравственного воспитания