Народная сказка средство нравственного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:
1. Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.
2. Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством казахской сказки.

Файлы: 1 файл

Хлевова.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

     В сказках, которые являются образцами  народного творчества, связанного еще  с мифическими представлениями  первобытного человека, действуют животные. В этих сказках можно найти  отголоски очень древних представлений («Самый счастливый год», «Почему верблюд оглядывается», «Почему у перепела хвост короткий») [11, c.86].

     При тесном дружеском общении казахского народа с русским в творчество обоих народов взаимно проникали  родственные сказочные сюжеты. Так, среди казахских народных сказок встречаются очень напоминающие своим содержанием известные русские сказки («Бараны волков пугают», «Лиса, медведь и пастух» и другие). Но и эти сказки передают все особенности казахского быта. Они так же выражают задушевные переживания казахского народа, как и сказки, имеющие оригинальный сюжет. Интересна в этом отношении сказка «Бедный старик». Сюжет ее сходен с пушкинской сказкой о золотой рыбке, однако сказка насыщена подробностями казахского быта: здесь рыбка оказывается морским владыкой Хан-Шабаном; на дне морском, куда попадает старик, пасется овечье стадо; богатство, получаемое стариком,- это многочисленные стада различного скота, и т. п. Но сказка продолжает возникать в народе и теперь. Она служит для выражения поэтического отношения народа к окружающей его действительности, к новой жизни. Так в поэтическую форму сказки воплощается бесхитростная история любви юноши Ильяса и девушки Танап («Три задачи»). Уважение и забота, которыми окружена в Советском государстве мать, нашли свое выражение в сказке-песне «Ответ кюйши». Обезвреженный классовый враг вызывает у народа презрительную насмешку («Бай и красноармеец»).

       Большой популярностью в народе  пользуются так называемые «волшебные»  сказки, со сложным сюжетом, многими  приключениями героев. Образцами подобного рода сказок могут служить помещаемые в сборнике «Мудрый Аяз» и «Ер-Тостик». Очень распространены и сказки-легенды о происхождении названий местностей, рек, озер («Или и Каратал»).

     Казахские сказки издавна привлекали внимание русских и казахских ученых. Первые публикации казахских сказок на русском языке относятся к началу ХIХ века. Выдающийся казахский ученый, просветитель казахского народа и проводник русской культуры Ч. Валиханов был одним из первых собирателей народного творчества. Казахские поэты Абай Кунанбаев и Ибрай Алтынсарин также занимались собиранием и популяризацией народного творчества [12, c.28].

     Таким образом, казахские народные сказки бывают следующих видов:

     1. Волшебные сказки: Ер-тостик, Три сестры, Три брата, Незнайка, Три сына бедняка, Аламан и Жоламан, Хан и мудрый визирь, Ермек и другие.

     2. Сказки о животных: А почему верблюд оглядывается, когда пьет, Бараны волков пугают, Почему у перепела хвост короткий, Кто сильнее?, Почему у зайца три губы,  Савраска, Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка, Спор животных, Лиса, медведь и пастух, Лиса, черепаха и клещ и другие.

     3. Бытовые сказки: Золотая ослица и волшебный заяц, Жиренше и хан, Мудрый аяз, Бедный старик, Старик и его дочка, Суд бия бальтекея, Хан и бедняк, Вор и царь, Ученик муллы и хан, Жаманкул и Карабай и другие.

     4. Сатирические сказки: Два плута, Кому корову кормить, Дурак, Святой осел, Бай и пастух, Тулпар, Вор-невидимка, Пискун и другие.

     5. Сказки о батырах: Батыр Боран, Каим-батыр, Батыр Абат и другие.

     6. Сказки об Алдаре-Косе: Ловкий обманщик, как Алдар женился, Чудесная шуба Алдара-Косе, Жадный бай и Алдар-Косе и другие.

     7. Сказки о Жиренше:  Жиренше, Хан и Жиренше, Жиренше и Байеке, Мудрость Жиренше, Находчивый Жиренше и другие. 

     8. Сказки о Ходже Насыре: Вам-то я верю, Ходжа и лентяй, Ходжа и жених, Я не скупой, Как Ходжа был судьей, Если от четырех отнять четыре... и другие.

     Даже  по названиям казахских народных сказок можно сказать, что они  направлены на формирование у детей  таких нравственных качеств как: щедрость, доброту, уважение к старшим, храбрость, уважение к людям, честность и других.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ КАЗАХСКУЮ НАРОДНУЮ СКАЗКУ 

     2.1 Методики и результаты констатирующего эксперимента

     Опытно-экспериментальная  работа проводилась в специализированном детском саду №5 г. Экибастуза. В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.

     Целью констатирующего эксперимента было изучение и выявление уровня сформированности нравственных представлений у дошкольников, а также умение применять знания моральных норм в реальной жизни.

     Основными задачами констатирующего эксперимента были:

     -  Изучение особенностей выполнения  нравственных норм в различных  видах деятельности.

     -  Установление уровня сформированности  нравственных чувств и представлений  у старших дошкольников.

     В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы:

     -  Изучение психолого-педагогических  характеристик детей данной группы.

     -  Наблюдения в различных видах  деятельности.

     -  Беседы с детьми и педагогами.

     В эмоциях и чувствах отражаются непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Но постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

     Поэтому целью методики №1 «Что такое хорошо и что такое плохо» было изучение эмоционального отношения ребенка  к моральным нормам.

     Методика  проводилась с каждым ребенком индивидуально.

     Экспериментатор показывает ребенку последовательно 10 сюжетных картинок с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке:

     1.  Мальчик несет сумки, мама идет  рядом, улыбается.

     2.  Мама несет сумки, а мальчик  ест мороженое.

     3.  Мальчик сломал куклу, девочка плачет.

     4.  Мальчик дарит девочке цветы.

     5.  Девочка рвет книгу.

     6.  Девочки подклеивают книги.

     7.  Мальчик сидит в автобусе, бабушка  стоит рядом.

     8.  Мальчик уступает бабушке место  в автобусе [13, c.66].

     9.  Девочки, ссорясь, тянут куклу.

     10.  Девочки играют.

     И дает следующую инструкцию: «Я сейчас тебе буду показывать картинки, а ты внимательно посмотри и скажи  хорошо это или плохо». В протоколе  фиксируются имена детей и  правильность ответа (правильно –  плюс, неправильно – минус).

     Анализ результатов:

     - Ребенок не допустил ошибок  – 3балла (высокий уровень);

     - 1-2 ошибки – 2 балла (средний  уровень);

     - допустил 3 и более ошибок –  1 балл (низкий уровень).

     Целью методики №2 было изучение социальных эмоций и чувств, т.е. представлений  детей о дружбе, доброжелательности, заботливости, уважении к старшим, сочувствии, отзывчивости.

     Экспериментатор предлагает ребенку закончить ситуацию:

     1.  Маша и Света убирали игрушки.  Маша быстро сложила кубики  в коробку. Воспитательница ей  сказала: «Маша, ты сделала свою работу. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша?

     2.  Петя принес в детский сад  новую игрушку – самосвал. Всем  детям хотелось поиграть с  этой игрушкой. Вдруг к Пете  подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя сказал … Что сказал Петя?

     3.  Катя и Гуля играли в игру  «Ястребы и ласточки». Катя  убегала, а Гуля догоняла. Вдруг  Катя упала. Тогда Гуля сказала  … Что сказала Гуля?

     4.  Оля и Айнур играли в игру  «Юрта». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть!». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – сказала Оля. А Айнур сказала …Что сказала Айнур?

     5.  Алмаз играл дома в «байгу».  Он бегал и кричал: «Но! Но!»  В другой комнате мама укладывала  его младшую сестренку Алию. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Алмазу и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Алия никак не может заснуть». Алмаз ей ответил…Что ответил Алмаз?

     6.  Саша гулял около дома. Вдруг  он увидел маленького котенка,  который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сказал Саша?

     Для анализа были выделены следующие  моменты: а) правильность ответа ребенка; б) мотивация ответа [14, c.74].

     Оценивалась эта серия методики по тем же уровням:

     Высокий уровень – полное и четкое представление.

     Средний уровень – правильное, но не достаточно четкое.

     Низкий  уровень – неправильное представление  о моральных нормах.

     Целью методики №3 «Моделирование жизненных  ситуаций» было определение умения применять знание о моральных  нормах в реальных жизненных ситуациях.

     Было  разыграно несколько ситуаций, которые  бы позволили нам судить о нравственных представлениях детей, умении применять  знания моральных норм в реальной жизни.

     Ситуация  №1. «На прогулке».

     Участки для малышей и старших детей  расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним.

     Ситуация  №2. «Помощники».

     Мальчик, выполняя поручения воспитателя, подклеивал книгу. Вдруг клей нечаянно падает и  разливается.

     Ситуация  №3. «Скорая помощь».

     Воспитатель ведет занятие. Помощник воспитателя жалуется на плохое самочувствие и ложится на кровать. Посуда немыта, столы не убраны. Что делать [15, c.61]?

     Нас интересовало, как дети поведут себя в этих ситуациях.

     Как указывалось выше, в обследовании участвовали дети старшего дошкольного  возраста: группа №1 – контрольная и группа №2 – экспериментальная. Анализ данных по каждой группе проводился в сравнении.

     Методика  №1. Материалом для анализа послужили  ответы детей при оценке ситуаций, изображенных на картинках.

     Было  установлено, что у детей как группы №1, так и группы №2 недостаточно сформирована оценка моральных норм. Представления о моральных нормах находятся примерно на одном уровне. Это видно из таблицы 1 (Приложение А, таблица 1).

     Мы  выявили процентное соотношение  правильных ответов и представили это в виде графика (Приложение А, рисунок 2).

     Например, рассматривая картинку №2, на которой  мама несет сумки, а мальчик ест  мороженное, 13 детей из группы №1 оценили  ситуацию как «хорошо», что составило 65% от общего количества, а в группе №2 – 70%. Рассматривая картинку №5, на которой девочка рвет книгу, 14 детей из группы №1 оценили ее как «плохо», что составило 70%, а в группе №2 – 75%.

Информация о работе Народная сказка средство нравственного воспитания