Средства речевой выразительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Выразительность - это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление. Выразительность оживляет правильность, точность, последовательность и чистоту высказывания, придает этим качествам особую силу воздействия. Речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 81.54 Кб (Скачать)


Введение

Выразительность - важнейший признак хорошей речи. Под выразительностью понимаются такие ее особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного, вызывать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.1

Выразительность - это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление. Выразительность оживляет правильность, точность, последовательность и чистоту высказывания, придает этим качествам особую силу воздействия. Речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия.

В устной форме употребления языка очень важна интонация. Именно она всегда считалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством оформления любого слова или соединения слов в предложение (высказывание), средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Письменный текст тоже всегда «звучит» для авторов и озвучивается реально или мысленно читателем. Для передачи интонации на письме, пусть и несколько условно и ограниченно, служат знаки препинания, графика, разбиение на абзацы, строфы и строки. Так или иначе, автор письменного текста стремится передать его интонационную окраску, подчеркивая и уточняя содержание высказывания, стремясь донести до читателя его смысл.

Часто интонации, с которой  произнесена фраза, доверяются больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет  важную информацию о человеке: о  его настроении, об отношении к  предмету речи и собеседнику, о его  характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. О том же пишет Абу-ль-Фараджа, ученый XIII в.: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говори слабым голосом - робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, -  глуп как коза».

Речь является одной из сторон общей культуры человека. Ее выразительность (экспрессивность) является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Актуальность исследования обусловлена обращением к интонационным  средствам выразительности речи, оказывающим непосредственное влияние  на организацию эффективной речевой  коммуникации. Практическая необходимость  повышения речевой культуры подрастающего  поколения в контексте зависимости  выбора интонационных средств от потребностей речевой коммуникации находит подтверждение в многочисленных работах, посвященных этому вопросу.

Объект – выразительные  средства языка / речи.

Предмет – средства интонации, используемые в целях повышения  выразительности речи.

Цель – дать характеристику интонационным средствам речевой  выразительности.

Задачи:

    1. Охарактеризовать интонацию как способ организации звукового потока речи                   и совокупность совместно действующих элементов речи, ввести основные понятия.
    2. Показать связь интонационных рисунков с общей семантикой высказывания.
    3. Определить понятие речевой выразительности.
    4. Раскрыть роль интонации в функционировании фигур речи.

Методологическая основа исследования:

- интонация в сфере  речевой выразительности (Е.А.  Брызгунова,                     В.В. Виноградов и др.).

- интонация и фигуры  речи (Е.И. Диброва, В.И. Максимов, Н.Б. Мечковская, Н.Ю. Штрекер и др.).

- выразительность речи (Т.В.  Жеребило, М.Н. Кожина, Н.Ю. Штрекер  и др.).

Исследовательская база –  методический кабинет кафедры русского языка, областная библиотека г. Самара.

Методы исследования: сравнительно – сопоставительный (анализ источников по теме), метод словарной дефиниции.

Значимость исследования заключается в том, что оно  подтвердило зависимость успешности коммуникаций, достижения целей общения  от учета интонационных стилей языка, а так же тот факт, что владение интонацией как средством выразительности  действительно является обязательным для человека, вступающего в коммуникацию.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Интонация как  основной способ организации потока речи и совокупность совместно действующих  элементов речи

    1. Понятие интонации как атрибута речи. Мелодика, ритм, интенсивность, ударение и другие основные компоненты интонации

Интонация (от лат. intonare - громко произношу) - звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

Интонирование высказывания в целом и каждого его элемента (слова, слога, звука) ограничено возможностями  голоса говорящего. Например, голосом  узкого высотного диапазона можно  реализовать лишь маловыразительную, монотонную интонацию; недостаточно гибкий голос не позволит говорить быстро и четко.

Важно отметить, что модуляции  голоса в процессе интонирования  речи осуществляются относительно характерного (конституционального) звучания данного  человека. Так, увеличения и уменьшения громкости реализуются по отношению  к среднему уровню громкости; изменения  окраски голоса сравниваются с обычным, чаще всего используемым тембром; мелодическое движение воспринимается как отклонение вверх и вниз от средней (обусловленной  типом голоса) высоты звучания речи. Эта средняя высота - «зона облегченной фонации», разговорная доминирующая тональность, т. е. небольшой ряд тонов (обычно в середине диапазона), на которые изначально настроен голосовой аппарат данного человека и которые поэтому извлекаются с большей легкостью и естественностью. При восприятии мелодики учитывается также, в какой тесситуре (или на какой «диапазонной высоте») интонируется речь. Зона облегченной фонации обычно соответствует средней (наиболее удобной) тесситуре. Следовательно, низкая и особенно высокая тесситуры обусловливают повышенную экспрессивность интонации.

В высказывании интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания - побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию); различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро - медленно, ускорение - замедление), температурные ощущения (холодно - жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой - маленький, толстый -тонкий, высокий - низкий) и т. п.2

Мелодика - это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются: мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом, она свидетельствует об окончании высказывания или его значимой части; вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственная вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос); мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания, создавая ощущение будущего продолжения.

В специально-вопросительном предложении, т.е. в таком, которое содержит вопросительное слово - член предложения и предполагает ответ, дающий конкретную информацию соответственно значению этого слова (например, Кто пойдет?), мелодический рисунок оказывается сходным с мелодическим рисунком повествовательных предложений: поскольку вопросительность выражена специальным словом, необходимость в ее интонационном выражении отпадает. Даже и там, где вопросительность передается инвертированным порядком слов (Пришел он?), вопросительная интонация не является обязательной. Зато она совершенно обязательна в таких вопросительных предложениях, которые ничем, кроме интонации, не отличаются от невопросительных (Это ты? Он пришел? и т.п.).3

Интенсивность является таким же необходимым условием артикуляции и восприятия звука, как длительность и частота, а достаточно большой диапазон варьирования этого параметра в речи позволяет ожидать использования его для передачи разнообразной информации. Причина малой популярности интенсивности по сравнению с другими просодическими признаками состоит не только в малой исследовательности ее, но и в том, что частично динамический компонент интонации рассматривается при анализе ударения или акцента. Тесная связь между интенсивностью и ударением объясняется тем, что основная функция интенсивности - выделение отдельных элементов речевой цепи. Обычно это выделение осуществляется усилением интенсивности, но, поскольку просодические характеристики всегда относительны, не исключено и уменьшение силы звучания (так, шепот на фоне обычной речи может быть столь, же ярким и выразительным средством, как и крик). Выделение, или подчеркивание, одного из слогов слова принято называть ударением. Этим термином обозначают и выделение элементов в составе фразы.

Среди компонентов интонации  особое место занимает ударение. Оно, как и сама интонация, относится  к суперсегментным элементам  языка. Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное  ударение (т. е. выделение с помощью  фонетических средств одного из слогов, слова). Однако словесное ударение - это не единственный вид ударения в русском языке. Существуют еще  синтагматическое ударение, или ударение синтагмы - наименьшего интонационно-смыслового отрезка речи (например: сегодня  вечером/ меня не будет дома). Также  синтагматическое ударение называют тактовым ударением, под которым обычно подразумевают  выделение в произношении более  важного по смыслу слова в пределах речевого такта (синтагмы). Например: Умом Россию не понять, Аршином общим  не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Наряду с синтагматическим выделяется и  логическое ударение, при помощи которого выделяется наиболее важное в смысловом  отношении слово в данной фразе (например: дайте мне последние  номера журналов). Также часто встречается  еще один тип ударения - ударение эмфатическое. Это ударение подчеркивает эмоционально-экспрессивные и аффективные  элементы высказывания. Эти типы ударения в противоположность словесному могут быть названы типами несловесного ударения. Именно несловесное ударение и выступает как один из компонентов  интонации.

Логическим ударением  называется выделение наиболее существенного  с точки зрения данной ситуации слова  при помощи интонационных средств. Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе.

Фраза Студент внимательно  читает, эту книгу может быть произнесена  с логическим ударением на каждом слове, и каждое произнесение будет  передавать определенный оттенок значения:

1) Студент внимательно читает эту книгу (именно студент, а не кто-то другой);

2) Студент внимательно читает эту книгу (внимательно, а не урывками);

3) Студент внимательно читает эту книгу (читает, а не перелистывает);

4) Студент внимательно  читает эту книгу (именно эту, а не какую-нибудь другую);

5) Студент внимательно  читает эту книгу (книгу, а не газету).

Логическим ударением  могут выделяться и служебные  слова: Книга лежит под столом (а не на столе).

Вполне естественно, что  наиболее новое, существенное, важное для данной речевой ситуации должно получать особо яркое внешнее  выражение. Логическое ударение, или, как  его еще называют, ударение нового, как раз выполняет эту выделительную  функцию. Оно появляется в определенных случаях - при противопоставлении и  при наличии специальных выделительных  слов. Логическое ударение может содержаться  в вопросе и в ответе на него.

При противопоставлении могут  называться либо оба противопоставляемых  явления (Мы пойдем туда завтра, / а не сегодня), либо только одно. В последнем  случае противопоставление является как  бы скрытым, так как неназванное  лишь подразумевается: Мы пойдем туда завтра (подразумевается: именно завтра, а не в какой-нибудь другой день).

Появление логического ударения может вызываться словами особой семантики - выделительными. Они представлены двумя группами.

Выделительные слова первой группы сами несут логическое ударение. Таково местоимение сам. Фраза «Он сам придет» допускает постановку логического ударения только на этом слове. Этими же свойствами обладают наречия совсем, совершенно, тоже, еще. Например:

Он совсем (совершенно) ничего не знает;

Он тоже участвовал в спектакле;

Дай мне еще.

Выделительные слова второй группы сами логического ударения не несут. Однако те слова, с которыми они  связаны по смыслу, получают логическое ударение. К выделительным словам второй группы принадлежат усилительные частицы (даже, и, уже, ведь, ни), ограничительные  частицы (именно, только, лишь), некоторые  сочетания с частицами (и да, еще  не, как раз). Например:

Информация о работе Средства речевой выразительности