Средства речевой выразительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Выразительность - это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление. Выразительность оживляет правильность, точность, последовательность и чистоту высказывания, придает этим качествам особую силу воздействия. Речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 81.54 Кб (Скачать)

2.1. Понятие речевой выразительности

Главное назначение речи –  быть средством общения, передавать нужную информацию. Информативная насыщенность речи может быть различной: одни высказывания значительны, другие интереса для аудитории  не представляют. Содержательнее те высказывания, в которых автор четко, определенно  и, как правило, лаконично излагает свои представления о предмете речи. Краткость и ясность формулировок достигается в результате напряженной  работы со словом. Так же немало важную роль играет выразительность речи.13 Рассмотрим понятие выразительность речи, представленное разными авторами.

Выразительность речи - понятие, интерпретируемое в специальной литературе по-разному. Например: синоним экспрессивности речи;14 «такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя»15; «свойство речи обращать на себя внимание и запоминаться»16; «способность текста привлекать внимание своей речевой организацией» 17; «способность… речи «хорошо», «ярко» выразить что-нибудь, тем самым привлечь внимание собеседника и удерживать его на всем протяжении этой речи»18; «коммуникативное качество речи», которое «характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств» 19; «приемы использования языка для достижения конечной цели – убедить, доказать» 20 и т.д.

В принятой М.Н. Кожиной системе терминов элокуции выразительность речи (высказывания, части текста или текста в целом) определяется как совокупность таких качеств, как – точности, логичности, ясности, экспрессивности, которые обеспечивают ее полноценное (максимально приближенное к пониманию передаваемой информации) восприятие адресатом.21

Качества речи, обусловливающие  ее выразительность обладают неодинаковой степенью релевантности (значимости) и отчасти разными средствами выражения в функциональных разновидностях языка. Так, в официально-деловой речи точность, не допускающая инотолкования, «проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности и безо́бразности нетерминологической лексики».22 А точность в речи художественной означает соответствие языковых средств эстетической задаче создания образа, т.е. их мотивированность художественным контекстом.23

Понятие выразительность речи, представленное Т.В. Жеребило, – это одна из полярных стилевых черт, присущая разным функциональным стилям, в которых она проявляется по-разному. В научной речи выразительность – вторичное качество, направленное на то, чтобы убедить читателя или слушателя в правоте выдвигаемой теории.

С этой целью могут употребляться  следующие языковые средства:

1) усилительные и ограничительные  частицы, местоимения, количественные  наречия;

2) эмоционально-экспрессивные  прилагательные, превосходная степень  прилагательного;

3) вспомогательные («прагматические») вопросы и т.п.

В художественной речи выразительность  связана с эстетической функцией, при этом она направлена на создание художественного образа, в публицистической - на анализ фактов. Здесь выразительность может создаваться за счет экспрессивных конструкций: односоставных предложений, предложений с обратным порядком слов. Выразительность разговорной речи – одно из средств создания выразительности употребления неполных предложений.

Выразительность речи - это одно из коммуникативных качеств речи. Такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительность проявляется на всех языковых уровнях. Выразительной может быть интонация, лексика. Особой выразительностью обладает синтаксис. При неумелом использовании языковых ресурсов выразительность речи снижается.24

По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что  самим подбором и размещением  средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную  область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной».25 Выразительность характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь - сознание. Выразительность, как коммуникативное качество речи - прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие выразительности служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани выразительности взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста).

На первое место по значимости в создании выразительного эффекта  выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что  выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов  ораторам: «пропустить информацию через  себя», т. е. выработать субъективно-оценочное  отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное  отношение может иметь в своей  основе как рациональную, так и  эмоциональную оценку. В зависимости  от этого выделяется два вида выразительности - информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие выразительности распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов выразительности по основным стилям различно. Например, выразительность научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства выразительности (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки).26

Средствами выразительности могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства выразительности используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи.27

2.2. Интонация и фигуры  речи 

Будучи неотъемлемым атрибутом речи, интонация тесно связана с лексическими и синтаксическими средствами выразительности. Прежде всего — с фигурами речи, напрямую связанными с интонационным оформлением: риторическими вопросом, восклицанием, обращением; умолчанием, эллипсисом, парцелляцией, сегментацией, эпифразом.

С помощью риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения эмоциональность высказывания может быть повышена, а внимание читателя или слушателя привлечено к определенным частям текста.

Риторический вопрос — это предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. Риторический вопрос может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать (или получить) на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя. Яркий пример — «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» Пушкина:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ мен.

Парки бабье лепетанье,

Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу…

«Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать ее: разве он знает душу человеческую? Это отвлеченный человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь».                 Ф. М. Достоевский.

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства:

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

(Мятлев)

«Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек, чтобы наполнить свое чрево!»

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Из двух функций, свойственных обращению — призывной и оценочно-характеризующей (экспрессивной, выразительной), — в риторическом обращении преобладает вторая:

Земля-владычица! К тебе чело склонил я.

(В. Соловьев)

Погружай меня в сон, колокольчика звон!

Выноси меня, тройка усталых коней!

(Я. Полонский)

«Восклонись, несчастный поклонник чрева, и если ты не можешь вдруг вознести себя выше себя твоих очей, стань прямо перед зеркалом и посмотри, не написан ли на тебе самом закон против раболепства чреву?»

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский

Риторические вопросы, восклицания и обращения используются не только в стихах, но и в прозе, главным образом в лирических отступлениях (например, в хорошо всем известных лирических отступлениях в «Мертвых душах» Гоголя) и в случаях перехода авторского повествования в несобственно-прямую речь. Например, в «Белой гвардии» Булгакова: Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?28

Умолчание – фигура, предоставляющая читателю или слушателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Прекрасный пример умолчания, пробуждающего глубокие мысли и сильные чувства, представлен в стихотворении Бунина:

В лесу, в горе, родни, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!

Умолчание часто используется в прямой речи. Пример из стихотворения Лермонтова «Завещание»:

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Еще примеры умолчания в прямой речи — из «Дамы с собачкой» Чехова.

Анна Сергеевна: …Мне, когда я вышла за него, было двадцать лет, меня томило любопытство, мне хотелось чего-нибудь получше, ведь есть же, — говорила я себе, — другая жизнь. Хотелось пожить! Пожить и пожить… Любопытство меня жгло…

Гуров: Но поймите, Анна, поймите… — проговорил он вполголоса, торопясь. — Умоляю вас, поймите…

Особой выразительности помогает достичь эллипсис, придавая тексту особую динамичность:

Пусть… Но чу! гулять не время!

К коням, брат, и ногу в стремя,

Саблю вон – и в сечу! Вот

Пир иной нам Бог даёт. (Д. Давыдов)

В прозе эллипсис используется главным образом в прямой речи и в повествовании от лица рассказчика. Примеры из «Бэлы» Лермонтова: Чуть зазевался, того и гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке; Григорий Александрович до того его раздразнил, что хоть в воду; Казбич вздрогнул переменился в лице – и к окну; Ну, да это в сторону; Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружье из чехла и туда – я за ним.

С помощью эллипсиса достигаются различные стилистические эффекты, в значительной степени зависящие от семантики эллиптического предложения, а также от контекста его употребления. Степень экспрессивности эллипсиса зависит не только от семантики устраненного глагола и характера контекста, в который «погружена» эллиптическая конструкция, но и от количества и качества незамещенных синтаксических позиций. Наибольшей экспрессивностью отмечены те предложения, в которых устранен предикативный каркас (подлежащее и сказуемое), а в наличии только распространители главных членов предложения. Например: Моторный рев, надсадный, вынимающий душу вой – водопад из поднебесья… И незыблемо-прочная земля сотрясается, лопается, крошится. Лицом, грудью, животом, коленями в ненадежную землю (В. Тендряков).29

Сегментация, парцелляция и эпифраз относятся к структурно-графическим выделениям. С помощью этих фигур внимание читателя обращается на один из компонентов высказывания, который в общем потоке речи мог бы остаться незамеченным. Как и другие фигуры речи, сегментация, парцелляция и эпифраз тесно связаны с пунктуационным оформлением в письменном варианте текста, в устной форме им помогает интонация. Сегментация — это вынесение важного для автора компонента высказывания в начало фразы и превращение его в самостоятельное назывное предложение, так называемый именительный представления, а затем дублирование его местоимением в оставшейся части фразы: Обмен купюр: неужели все напрасно?

Парцелляция — в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких последних слов высказывания для привлечения к ним внимания читатели и придания им нового звучания:

Процесс пошел. Вспять?

Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.

Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.

На дворе осень. Поздняя.

Эпифраз, или присоединение, — добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению: Кто мог бы подумать, что вопрос об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы?

Из трех последних фигур лишь эпифраз не только помогает расставить логические акценты, но и добавляет информацию.30

Выводы

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может говорить человек в случае соответствия следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

 К выразительным средствам языка относят тропы и фигуры речи, но выразительность могут усиливать и другие единицы языка, начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Актуализация семантики слова обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью данной работы было дать характеристику интонационным средствам  речевой выразительности.

В результате решения поставленных в исследовании задач пришли к  следующим выводам:

Интонация – это ритмико-милодическая сторона речи, способствующая членению потока речи на отдельные отрезки  – фонетические синтагмы и фразы, а также служащая в предложении  средством выражения синтаксических значений, модальности и эмоционально – экспрессивной окраски. В России и во многих других странах широко используется описание русской интонации  Е.А. Брызгуновой. Важнейшим положением этой теории является выделение семи интонационных конструкций, которые  характеризуются в первую очередь  изменениями основного тона в  пределах фонетической синтагмы, но также  и количественно-динамическими и  тембровыми средствами. Существуют также  описания интонации, в которых эти  ее компоненты рассматриваются отдельно.

Информация о работе Средства речевой выразительности