Средства речевой выразительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Выразительность - это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление. Выразительность оживляет правильность, точность, последовательность и чистоту высказывания, придает этим качествам особую силу воздействия. Речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 81.54 Кб (Скачать)

Именно его хотел я видеть;

Даже другу нельзя этого говорить;

И не таких противников он побеждал;

Только тебе могу я все рассказать;

Еще не ваша очередь;

Ты и этого не знаешь;

Мы вернулись домой  уже ночью.

Логическое ударение типично  для вопросительных предложений, не содержащих вопросительного слова, например:

Вы приходили ко мне? или Вы приходили ко мне?

Слово, к которому ставится вопрос, выделяется логическим ударением. Ответом на первый вопрос будет

Да, приходил или Нет, не приходил;

ответом на второй вопрос

Да, к вам или Нет, не к вам.

Логическим ударением  может выделяться какое-нибудь слово  в ответе на вопрос, например: Кто это сделал ? -Это сделал я.

Логическое ударение создается  путем взаимодействия интонационных  средств. Главную роль при этом играют усиление словесного ударения и специфическая  мелодика. Усиление словесного ударения происходит за счет более динамичного  и напряженного произношения ударного слога выделяемого слова; он также  выделяется значительной длительностью. Что касается мелодики, то она может  быть довольно разнообразной, однако в  основном логическое ударение характеризуется  понижением тона.4

Темп речи – это прежде всего скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно. Замедление темпа придает ощущение эпичности, ускорение (но не суетливость) помогает создать ощущение динамики, неожиданности и стремительности происходящего. Кроме того, в русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растягивание) ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова: Он замеча-ательный человек!; в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т.д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй!) или начального согласного ударного слога (негод-дяй!).5

Темп речи имеет большое значение для успеха выступления.

Встречаются люди, которые привсех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемета», Тысячу слов в минуту», «Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать».

Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. Перестать слушать выступающего.

Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подает», «Слово за словом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит».

Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Лектору важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.

Обратим внимание еще на одно явление.

Заходит студент в деканат. Обращается к декану «Здравствуйте, Александр Александрович!»

Сосед подошел к во дворе  к соседу. – «Здрась, Альсан Альсаныч!»

Встретились два приятеля: «Здрась, Сан Саныч!»

Чем различаются приветствия? Стилем произношения.

Когда мы находимся в  официальной обстановке, выступаем  перед большой аудиторией, когда  хотим, чтобы все нас слышали  и понимали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать каждый звук, каждое слово. Такой стиль произношения называется полным.

В неофициальной обстановке, в семейном кругу чаще всего используется неполный, разговорный стиль. Стиль  речи, а точнее ее темп, может свидетельствовать  о пренебрежительном отношении  говорящего к тому, с кем разговаривает. Именно это показывает И.С. Тургенев, рисуя образ генерал-майора Вячеслава  Илларионовича Хвалынского:

Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. Например: он никак не может  обращаться с дворянами небогатыми или не чиновными, как с равными  себе людьми. Разговаривая с ними <...> даже слова иначе произносит и  не говорит, например: «Благодарю, Павел  Васильевич», или «Пожалуйте сюда, Михайло  Иваныч», а «Боллдарю, Палл Асилич», или «Па-ажалте сюда, Михал Ваныч».

И другой пример из романа «Отцы  и дети». Аркадия и Базарова представили  высокопоставленному чиновнику:

Мягкость в обращении  Матвея Ильича могла равняться только с его величавостью. <..> Он потрепал по спине Аркадия и громко назвал его «племянничком», удостоил Базарова, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, но приветливого мычанья, в котором только и можно  было разобрать, что «я...» да «ссьма».6

Тембр, иначе тембральная  окраска речи - специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный  голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений  состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным  состоянием в момент речи). Часто тембр голоса определяют как дополнительную артикуляционно-акустическую окраску голоса, ее колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е. дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др. Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами.

Характер тембра настолько  бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые  различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый  скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный). Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окраска. В мемуарах, различных воспоминаниях, в литературоведческих статьях имеется немало описаний манеры чтения своих произведений тем или иным автором, особенностей его голоса.

Так, в октябре 1966 года, по свидетельству реставратора звукозаписи  Л.А. Шилова, была получена первая магнитная  копия фонограммы одного из валиков  с голосом А. Блока. Через шипение, шелест, потрескивание, - пишет Л. А Шилов, - явственно слышался человеческий голос, голос Блока. Он читал стихотворение «В ресторане». Мы слышали глуховатый голос довольно высокого тембра. Голос звучал устало, как бы равнодушно. Лишь постепенно, после десятка прослушиваний раскрывалась его эмоциональная насыщенность. Сначала захватывала музыкальная ритмичность. Шилов понял, что имел в виду один из современников поэта, говоривший о том, как «мучительно-хорошо» выдерживал Блок в своем чтении паузу. Потом были услышаны и те «вздрагивания» голоса, о которых раньше знали только из мемуарной литературы. На первый взгляд противоречивые свидетельства современников: «упоительное чтение», «бесстрастная ровность голоса в самых, казалось бы, патетических местах» - теперь объединились в сознании реставратора.

Восторженно принимали слушатели  рассказы И.А Бунина в его исполнении. У него был великолепный голос. Он с удивительным мастерством, используя  все разнообразие и богатство  русской интонации, передавал тончайшие  нюансы мысли, создавая звуковые портреты своих героев; то замедляя, то убыстряя речь, повышая и понижая голос, рисовал картины природы. Он завораживал  всех своими непередаваемыми интонациями.

А вот К.Г. Паустовский  имел негромкий, хрипловатый, иногда даже скрипучий голос. И хотя читал  он свои произведения «без выражения», неторопливо, ровным голосом, без усиления и уменьшения его звучания, слушатели  сидели, затаив дыхание, старались не пропустить ни одного слова.

Кому довелось слышать  выступление К.И. Чуковского, тот  никогда не забудет его молодой, высокий, удивительно звонкий голос. Чуковский имел свою манеру говорить - живую, полную юмора и какого-то юношеского задора. Создавалось впечатление, что он не читает произведение, а ведет доверительную беседу. Высокий, стройный, удивительно обаятельный, он умел с первых слов очаровать, покорить всех.7

Пауза - перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Различают паузы межсловесные, логические, психологические, физиологические, инверсионные, ритмические… Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.


Друзей || то и дело менять || не годится.

Необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Например, первую строку известного стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить» часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова хочу. В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не безумно хочет, а хочет безумно жить. Вместо позиционного примыкания слов пауза может создавать примыкание слов интонационное — связывать по смыслу отдаленные друг от друга слова. В качестве примера можно сравнить в предложении «Вечно нахмуренная свекровь | портила ей настроение» (вертикальной чертой обозначена пауза, курсивом выделено позиционно примыкающие друг к другу слова) позиционное примыкание и примыкание интонационное: «Вечно | нахмуренная свекровь портила ей настроение» (смысл: вечно портила).8

Ритм - мерное чередование однотипных элементов литературного текста. В узком значении слово «ритм» используют при описании интонационно-речевой композиции прозаического или чаще стихотворного сочинения. В прозаической речи ритм может проявляться в виде последовательности синтаксических отрезков одной длины (фраз или их интонационно выделяемых частей – колонов). Здесь границы ритмических частей могут быть подчёркнуты стилистическими фигурами, относящимися к различным видам повтора (анафорой, эпифорой, и т. д.) или параллелизма. В стихотворной речи ритм проявляется как конкретная интонационная схема каждой строки. Данная схема материализует и варьирует общую метрическую схему целого произведения или его стихотворный размер: в силлабо-тонике – уточняет, не приходятся ли безударные слоги на сильные места (о подобном явлении говорят как о пропуске метрического ударения) и не приходятся ли ударные слоги на слабые места (такое явление называют сверхсхемным ударением); в тонике – помогает определить реальное число ударений для каждой из строк текста, имеющих общий размер (например, при трёхударном тактовике большинство строк имеет по три ударения, но в отдельных стихах может быть два или четыре ударения). В широком значении слово «ритм» применяется по отношению к единицам других уровней текста: так, иногда говорят о ритме сюжета или ритме повествования, о ритме сцены в драматическом произведении.9

    1. Связь интонационных рисунков с общей семантикой высказывания

Большинство исследователей считают, что основной функцией интонации  является передача эмоционально-модального отношения говорящего к сообщаемому. И когда говорят, что какое-нибудь предложение было произнесено «без всякой интонации», это означает в первом случае, что оно было сказано с монотонной интонацией, а во втором — что интонация была недостаточно выразительной.

Интонация – основной способ фонетической организации потока речи. Важнейшая ее составная часть — мелодика, т. е. повышение и понижение тона, образующее во фразе своеобразный тоновый рисунок. Кроме того, в качестве компонентов интонации выступают ритм (чередование кратких и долгих слогов), интенсивность (сила или слабость произносимых звуков, особенно гласных), темп (скорость протекания речи во времени), тембр (специфическая окраска, сообщающая речи те или иные эмоционально-экспрессив­ные свойства), расстановка пауз и т. п.

Широко распространено мнение (даже в лингвистических кругах) , что интонация — вещь субъективная, что у каждого человека своя интонация. При этом нередко ссылаются на то, что один и тот же текст  разные артисты читают по-разному  и что разница в чтении может  быть очень существенной. Факт несомненный, наблюдаемый очень часто. Однако различное чтение оказывается отнюдь не безразличным для осмысления текста. Различное интонирование одного и того же текста есть следствие  различного понимания его разными  чтецами. Одно и то же предложение  можно произнести с различной  интонацией. Но действительно ли оно  будет оставаться при этом все  тем же предложением, то есть с одним  и тем же интеллектуальным и эмоциональным  содержанием? Разумеется, нет. Оно каждый раз будет несколько иным. Признание  того, что интонация субъективна, было бы равносильно отрицанию ее языковой функции, ибо субъективное, социально не обусловленное не может  иметь лингвистического значения. Совершенно очевидно, что отрицать языковое значение интонации невозможно, так как  это противоречит объективному положению  вещей. Если бы мелодика была субъективной, то она была бы непонятна. А раз  мы ее понимаем, то есть связываем с  ней определенный смысл, значит, она  имеет объективное лингвистическое  значение.

Теснейшая связь, существующая между интонацией и смыслом предложения, делает ее одним из важнейших факторов коммуникации. Известно, что для  понимания предложения не обязательно  узнавание всех составляющих его  слов. Контекст часто помогает восстановить нерасслышанное слово, а если даже такое "восстановление" и не происходит, то понимание смысла предложения  в целом отнюдь не исключено. Не подлежит сомнению, что интонация играет при  этом немаловажную роль. В интонации  следует различать два аспекта: один, который можно назвать коммуникативным, поскольку интонация сообщает, является ли высказывание законченным или  незаконченным, содержит ли оно вопрос, ответ и т.п. Пример, разобранный  ранее, может служить иллюстрацией этого аспекта. Другой, который можно  было бы назвать эмоциональным, состоит  в том, что в интонации заключена  определенная эмоция, которая всегда отражает эмоциональное состояние  говорящего, а иногда и намерение  его (впрочем, не всегда осознаваемое им) определенным образом воздействовать на слушающего. Последнее имеют в  виду, когда говорят об "эмфазе".

Информация о работе Средства речевой выразительности