Выразительные средства в живописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:59, реферат

Краткое описание

В процессе работы я поставил перед собой цель: исследовать краткие сведенья из истории живописи, овладеть теоретическим материалом в рассмотрении выразительных средств в живописи.
Задачи:
Расширить знания через информационные источники;
Изучить выразительные средства в живописи;
Составить приложение;

Оглавление

Введение
Глава 1. Краткие сведения из истории развития живописи
1.1. Развитие и понятие живописи. Техника и направления.
1.2. «Функция» живописи
1.3. Жанры живописи
Глава 2. Использование выразительных средств в живописи
2.2. Цвет
2.3. Рисунок
2.4. Композиция
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕферат живопись.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     Министерство  общего и профессионального образования  Свердловской области.

     ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж» 
 
 

     Реферат на тему:

     «Выразительные  средства в живописи» 

                                                      Выполнил:

     Студент 31 группы

     Алексеев  В.С.

     Руководитель:

     Манохин Ю.М. 
 

     г. Красноуфимск.

     2011г.

     Содержание:

     Введение 

     Глава 1. Краткие сведения из истории развития живописи

              1.1.  Развитие и понятие живописи. Техника и направления.

              1.2. «Функция» живописи

              1.3. Жанры живописи

     Глава 2. Использование выразительных средств в живописи

              2.2.    Цвет

        2.3.    Рисунок

              2.4.    Композиция 

               Заключение 

               Список литературы  
 
 
 
 
 

     Введение 

     Живопись - одна из форм общественного сознания. В основе ее лежит художественно-образное отражение действительности.

     Живопись  познает и оценивает мир, формирует  духовный вид людей, их чувства и  мысли, их мировоззрение, воспитывает  человека, расширяет его кругозор, будит творческие фантазии.

     Познавательная роль живописи, как одного из древнейших видов искусства сближает ее с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять содержание жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем явлении наиболее характерной и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном итоге связано со стремлением превратить и усовершенствовать ее.

     Но  в отличие от науки живописное искусство выражает истину не в абстрактных  понятиях, а в полных жизнь конкретных образах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых личностно-характерных формах.

     Актуальность  данной темы

     В процессе работы я поставил перед  собой цель: исследовать краткие сведенья из истории живописи, овладеть теоретическим материалом в рассмотрении выразительных средств в живописи.

     Задачи:

  1. Расширить знания через информационные источники;
  2. Изучить выразительные средства в живописи;
  3. Составить приложение;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Краткие сведения из истории развития живописи

     Живопись  возникла в эпоху позднего палеолита (40-8 тысяч лет назад). Сохранились наскальные росписи (в Южной Франции, Северной Испании и др.), исполненные земляными красками (охрами), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и пальцев (изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен). В живописи палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка объёмов, но композиционное начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, абстрактно обобщённые представления о мире отразились в живописи неолита, в которой изображения связываются в повествовательные циклы, появляется образ человека.

     В античную эпоху живопись, выступавшая  в художественном единстве с архитектурой и скульптурой и украшавшая храмы, жилища, гробницы и др. сооружения (см. Помпеи, Геркуланум, Пестум, Казанлыкская гробница), служила не только культовым, но и светским целям. Раскрылись новые, специфические возможности живописи, дающей широкое по тематике отображение действительности. В античности зародились принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с мифологическими создавались бытовые и исторические сцены, пейзажи, портреты, натюрморты.

     В средние века в Западной Европе, Византии, на Руси, Кавказе и Балканах развивалась живопись, религиозная  по содержанию: фреска (как по сухой, так и по влажной штукатурке, наносившейся на камень или кирпичную кладку), иконопись (на грунтованных досках преимущественно яичной темперой), а также книжная миниатюра (на грунтованном пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и другими красками), включавшая порой и исторические сюжеты. Иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль.

     В Западной Европе в эпоху Возрождения  утверждались принципы нового искусства, основанного на гуманистическом мировоззрении, открывающего и познающего реальный мир. Возросла роль живописи, выработавшей систему средств реалистического изображения действительности.

     Живопись  провозглашала новые социально-гражданские  идеалы, обращалась к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж, интерьер, предметы обихода); углублялась психологическая проблематика, воплощалось ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира.

     В XIX в. складывались новые национальные школы реалистической. живописи в  Европе и Америке. Расширялись связи  живописи Европы и других частей света, где опыт европейской реалистической живописи получил самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии, других странах); европейская живопись испытывала влияние искусства дальневосточных стран (главным образом Японии и Китая), что сказалось в обновлении приёмов декоративно-ритмической организации живописной плоскости. В XIX в. живопись решала сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играла активную роль в общественной жизни; важное значение в живописи приобрела острая критика социальной действительности.

     Реалистическая  живопись конца XIX - XX вв. отличается стремлением познать и показать мир во всей его противоречивости, раскрыть сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, не имеющих порой достаточно наглядного облика; отражение и истолкование многих явлений реальности приобретало часто субъективный, символический характер.

     В XX в. возрастает роль монументально-декоративной живописи как изобразительной (например, революционно- демократическая монументальная живопись в Мексике), так и неизобразительной, обычно плоскостной, гармонирующей с геометризованными формами современной архитектуры.         

     В XX в. растёт интерес к поискам  в области техники живописи (в  том числе восковой и темперной; для монументальной живописи изобретаются новые краски - силиконовые, на кремнийорганических смолах и др.), однако по-прежнему преобладает масляная живопись.

     В пейзажной живописи, как и в  других жанрах, национальные художественные традиции сочетаются с поисками нового, с современным чувством природы. Лирическая линия русский пейзажной  живописи дополняется развитием индустриального пейзажа с его стремительными ритмами, с мотивами преображённой природы . Высокого уровня достигла натюрмортная живопись. 
 
 

     
    1. Развитие  и понятие живописи

     Живопись  вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей. В силу своих обширных идейно-художественных возможностей живопись является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.         

     Широта  и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров (исторический жанр, бытовой  жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт). Различают живопись: монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения архитектуры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки; станковую (картины), обычно не связанную с каким-либо определенным местом в художественном ансамбле; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру. К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись. Живопись красками на воде по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмали, живопись керамическими и силикатными красками и т. п. Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись художественные задачи. Для исполнения живописных произведений используют также акварель, гуашь, пастель, тушь.

     Техника и направление  живописи

  1. масло;
  2. темпера;
  3. эмаль;
  4. гуашь (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства — классифицируется и как графика; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);
  5. пастель (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей);
  6. тушь (и в данном случае, как и в двух предыдущих — нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь — ахроматическая гамма);
  7. живопись по штукатурке: фреска и а секко;
  8. граттаж
  9. гризайль
  10. карнация
  11. лессировка
  12. пуантилизм
  13. сграффито
  14. сфумато
  15. клеевая живопись;
  16. восковая живопись: энкаустика, восковая темпера и холодный способ (восковые краски на скипидаре);
  17. живопись керамическими красками;
  18. живопись силикатными красками;
  19. акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые — к графике; поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»)
  20. сухая кисть;
  21. акрил;
  22. смешанная техника;

     Техники живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил Леонардо да Винчи.

Информация о работе Выразительные средства в живописи