Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:59, реферат
В процессе работы я поставил перед собой цель: исследовать краткие сведенья из истории живописи, овладеть теоретическим материалом в рассмотрении выразительных средств в живописи.
Задачи:
Расширить знания через информационные источники;
Изучить выразительные средства в живописи;
Составить приложение;
Введение
Глава 1. Краткие сведения из истории развития живописи
1.1. Развитие и понятие живописи. Техника и направления.
1.2. «Функция» живописи
1.3. Жанры живописи
Глава 2. Использование выразительных средств в живописи
2.2. Цвет
2.3. Рисунок
2.4. Композиция
Заключение
Список литературы
Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная (с яйцом), настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV века становится популярной живопись масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Краски могут приготовляться из натуральных и искусственных пигментов.
Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику — пастель — также относят к живописи.
Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, шёлке, на бумаге, на коже (в том числе на теле животного или человека — татуировки), на металле, на асфальте, бетоне, стекле, керамике и т. д., и т. п.
Живопись встречается и соседствует с пластическими искусствами, в том числе с архитектурой, скульптурой; она может участвовать в формировании искусственной и природной среды.
Живопись, как и другие изобразительные искусства, иллюзорна: она — это имитация трёхмерного пространства в плоскости, достигаемая посредством линейной и цветовой перспективы. Но её визуальный и к тому же цветовой аспект (глаз воспринимает в одно мгновение практически бесконечную информацию) обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств.
В то же время, развитие искусства, изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач — «воспроизведение реальности». Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у нее»; и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков. Поэтому задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). Плоскость, как и цвет, имеет самостоятельную целостность и ценность, вместе они диктуют свои условия в синтезе форм и на плоскости как таковой, — и во взаимодействии с трёхмерно-временны́м пространством. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя, ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого, и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей. Такое понимание методов и технических, выразительных задач искусства культивировали в числе других теоретиков и мастеров В. А. Фаворский и о. Павел Флоренский, а впоследствии — самостоятельно развивал сам В. А. Фаворский. Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого ви́дения весьма убедительны и продуктивны.
Относительно
ошибочности строгого исключения живописи
из пластических искусств даже теория
«ортодоксального»
Как и другие виды искусства, живопись может выполнять познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, философскую, социально-воспитательную или документальную функции.
Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия). Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И. Иттена. Неслучайно существует такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и выразительными качествами, привлекает в свой арсенал чисто повествовательную, «литературную» составляющую.
Тем не менее, эволюционируя вместе с человеком и со всем миром, живопись приобрела и новое истолкование, и новое понимание задач. Так, изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей — в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду — масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). Представление о путях и задачах живописи, как и все средства, и способы самовыражения, искусствознание и творческая среда — испытали на себе явное влияние развития общего познавательного процесса, но закономерно и сами они повлияли на него, коснувшись многих сторон мировоззрения и деятельности человека.
Переосмысление
функций живописи, как, впрочем, и
всего творчества, прошло через отрицание
целесообразности её как таковой («Только
осознав, что это совершенно бессмысленно,
можно начать творить» — говорит Р.-М. Рильке); — через осознание
того, что «это глубинный иррациональный
процесс» — в таком мнении сходятся не
только тот же Р.-М. Рильке и правильно
воспринятый, хорошо понятый им П. Клее,
но и многие художники и философы; причём
подготовило новое понимание искусства
и его задач само их развитие: невозможно
было уместить всю полноту быстротечной
жизни, технических и технологических,
наконец — общественных и нравственных
преобразований — в прокрустово ложе идеологических
и академических догм и штампов, жречески
изолирующих искусство от самого развития
жизни, сводящих именно к «хорошо понятным
и давно известным» функциям сам этот
глубинный творческий процесс.
Произведения изобразительного искусства, главным образом живопись, делятся по жанрам. Став формой отображения жизни, жанры живописи не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например мифологический жанр, ведута), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер), а некоторые объединяются (сейчас ню, бытовой, исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанр чаще заменяется термином фигуратив)
Архитектурная живопись.
Живопись,
имеющая своей задачей
Анималистическая живопись.
Анимали́стика (Анималистический жанр), иногда также Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства[1], основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни). Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.
Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля (en), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.[2]
Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами.
Декоративные:
Декоративная живопись – является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.
Декоративность –
совокупность художественных свойств,
усиливающих эмоциональную выразительность
и художественно организационную роль
произведений пластических искусств в
окружающей человека предметной среде.
Художественные приемы, обусловливающие
декоративность произведения искусства,
богаты, многообразны и специфичны для
каждого вида искусства. Важную роль в
создании эффекта декоративности произведения
играют декор, (в т.ч. орнамент или его детали),
выразительность природной фактуры материалов
и присущих им особенностей пластической
формы, композиции, организация линейных
ритмов, пластических объемов и цветовых
пятен, интенсивность звучания цвета,
выразительность и фактура красочного
мазка и др. Декоративность является одним
из главных художественных средств произведений
декоративно-прикладного искусства. Она
присуща и произведениям изобразительного
искусства, как станковым, так и монументально
декоративным (скульптура, настенная живопись,
мозаика и т.д.), вступающим во взаимосвязь
с архитектурой и образующим художественный
ансамбль. В этом случае декоративность
часто играет подчиненную роль и выступает
в органичном единстве с идейно художественным
содержанием и образным строем произведения
или художественного комплекса.
живопись, имеющая свои особенные правила, при соблюдении которых картины издали кажутся как бы самыми предметами, которые на них нарисованы. Если посмотреть на декорации вблизи, то они представл. грубую мазню.
древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.
Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных (Древний Рим) сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества.
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Как троп, аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определёнными атрибутами. Аллегория возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре, и получила свое развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение
Исторические:
жанр живописи, берущий свое начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого. Сюжетом зачастую является не реалистическое представление прошедших событий, а преднамеренное их прославление с целью создания исторического мифа.