Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:07, курсовая работа
Творческое воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.
Творческое воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли фантазии в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов творческого воображения. Особенно значимым становится выявление специфики фантазии и закономерностей ее становления при изучении дошкольного детства, так, как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что фантазия ребенка богаче фантазии взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов и признавали большую роль игры в становлении фантазии. До сих пор многие важные для понимания психологической природы фантазии вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития.
в зарубежной психологии существуют на этот счет различные точки зрения. Торренс, например, считает, что фантазия пробуждается в детях только после 5 лет, а по данным Андрюса, «пик фантазерства» у детей приходится на 3,5–4,5 года. Расхождение тут более глубокое, чем может показаться на первый взгляд: год, даже полгода, в жизни ребенка – это очень большой срок, поскольку он развивается быстро, и все время включаются в действие новые и новые психологические механизмы.
Другая же позиция заключается в том, что ряд психологов вовсе отказывают ребенку в каком - бы то ни было творчестве. Они считают, что у ребенка есть только пассивная фантазия, что он может лишь слепо копировать увиденное у взрослых. В противоречие им выступают педагоги и психологи, говорящие о том, что фантазия развивается именно в дошкольном возрасте и развитие ее идет в ведущем типе деятельности – игре. Также возникают противоречия в вопросе влияния игры на воображение. Грос считал, что воображение формирует игровую деятельность, Эльконин полагал, что фантазия является результатом игры.
фантазия выступает
не только предпосылкой эффективного
усвоения детьми новых знаний, но и
является условием творческого преобразования
имеющихся у детей знаний, способствует
саморазвитию личности, т. е. в значительной
степени определяет эффективность
учебно-воспитательной деятельности в
дошкольных учреждениях. Фантазия детей
представляет огромный потенциал для
реализации резервов комплексного подхода
в обучении и воспитании.
Актуальность темы: Театрализованная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребёнка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.
Занятия театральной
деятельностью помогают развить
творческое воображение ребёнка:
театрализованные игры и спектакли
позволяют ребятам с большим
интересом и лёгкостью
Объект исследования: процесс театральных занятий с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие фантазии у детей дошкольного возраста
Задачи
1.изучить
научную и методическую
Определить понятие фантазия
Специфика развития фантазии у детей дошкольного возраста
Методы
развития фантазии на театральных занятиях
Понятие о фантазии.
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением — хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным — и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать — это преображать.
Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. Различают также воображение воспроизводящее и творческое, или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием. [Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии]
И если воспроизводящее воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то творческое воображение, т.е. фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. [Тамберг Ю. Г. Тренинг развития фантазии и воображения]
Фантазия - психический процесс, продуктивная деятельность воображения, отличающаяся наибольшею отрешенностью от условий действительности. Фантазия – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. В процессе преобразования данных сознания с помощью фантазии создаются новые Я, новые образы, идеи и чувства, которых никогда не было в прошлом опыте. Иначе говоря, с помощью фантазии создаются новые мысленные ситуации. Фантазия является для искусства, а также для религии и мифов тем же, чем выразительные движения для языка. [Вунд В. Фантазия как основа искусства]
Однако
фантазия, как и любая форма
психического отражения, должна иметь
позитивное направление развития. Она
должна способствовать лучшему познанию
окружающего мира, самораскрытию и
самосовершенствованию личности, а не
перерастать в пассивную мечтательность,
замену реальной жизни грезами. [Кайл Р.
Детская психология. Тайны психики ребенка]
Дошкольный
возраст имеет временные рамки
от 3 до 7 лет. В этот период развитие
идет как никогда бурно и
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Ребёнок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержа
В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. ние эмоций.
Сюжетно – ролевая игра – ведущий тип деятельности дошкольника, так как именно в игре разрешается противоречие социальной ситуации развития
Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры.
Драматургия – это вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – как сочинение, импровизирование коротких сценок, инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Безусловно, детское творчество в игре еще не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство (Л.С.Выготский). Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения (Л.С.Выготский)
За основу оценки
воображения детей в
В качестве
дополнительных показателей в
оценке уровня развития
Е.А.Медведева
выделила пять моделей
1. Наличие творческого
воображения. Наблюдается
2. Наличие особенностей,
которые позволяют условно
3. Преобладание
репродуктивно-воссоздающего