Общение как средство воспитания в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Когда младенец, улыбаясь матери в ответ на ее ласковые слова и нежный взгляд, произносит свое «гу-гу»; когда ученик спрашивает у учителя, правильно ли он решил задачу; когда старшеклассники выступают с докладами на ученической конференции, - во всех этих и многих других случаях мы видим примеры общения воспитанников с воспитателями или другими участниками воспитательного процесса.

Оглавление

Введение 3
1. Особенности общения детей в дошкольном возрасте 4
2. Ситуации общения как средство воспитания дошкольников 6
Заключение 9
Список литературы. 10
Приложение 1 11

Файлы: 1 файл

Контрольная_Общение.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Педагогический  факультет

Кафедра педагогики 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Теория воспитания»

Тема  «Общение как средство воспитания в дошкольном возрасте» 
 

Работу  выполнила студентка

3 курса факультета педагогики

группы  ПП-33

заочной формы обучения

Рычкова Мария Игоревна

Проверила Вахрушева Л. Н. 

Киров, 2009

Содержание

 

Введение

     Когда младенец, улыбаясь матери в ответ  на ее ласковые слова и нежный взгляд, произносит свое «гу-гу»; когда ученик спрашивает у учителя, правильно  ли он решил задачу; когда старшеклассники  выступают с докладами на ученической конференции, - во всех этих и многих других случаях мы видим примеры общения воспитанников с воспитателями или другими участниками воспитательного процесса.

       В процессе общения его участники  действуют. Многократно повторяя  действия в качестве своего способа реагирования на определенные ситуации общения, человек закрепляет их, превращает в форму привычного поведения.

     Общение выступает важнейшим фактором формирования личности человека. Ведь воспитывать  человека – значит не только воздействовать не его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми [4].

     Совершая  действия, изменяя их, усложняя и  совершенствуя, человек изменяет себя: научившись произносить звуки, а затем слова, ребенок овладевает речью; развивая речь, он развивает и способность мышления; переходя от участия в общении только  с теми, кто его слушает и слушается, к общению с людьми иного к нему отношения, убеждая их в важности своих ценностей и необходимости учитывать его достоинства, он воспитывает у себя смелость, настойчивость, умение убеждать и другие качества личности и реализует себя в системе межличностных отношений.

     Воспитатель, общаясь с воспитанником или  организуя его общение с другими, может целенаправленно влиять на его предметную, умственную, эмоционально-душевную деятельность. Тем самым, общение превращается в средство воспитания, становится общением педагогическим.

 

1.Особенности общения детей в дошкольном возрасте

     Общение детей различного возраста, подростков и взрослых характеризуется целым рядом особенностей, различиями форм и содержания.

     С. Л. Селиванов отмечает, что общению в дошкольном возрасте невозможно дать какую-либо общую характеристику: время от рождения ребенка, до поступления его в школу – это целая эпоха. Ее периоды характеризуются кардинальными изменениями во всех системах взаимодействия с миром: от неумения распознавать предметы до знания функций фактически всех окружающих объектов, от неумения передвигаться до быстрого освоения пространства различными способами, от неспособности выразить свои чувства до уверенного владения языком, мимикой и жестами как средствами общения [5].

     Автор подчеркивает, что коренным образом изменяется за пять – шесть первых лет жизни ребенка и содержание его общения со взрослыми и сверстниками: если младенец со своими сверстниками совсем не общается, то полуторагодовалый – двухлетний ребенок проявляет интерес к таким же малышам, правда, более в плане определения «что это такое», трехлетние же дети хотят играть со своими сверстниками, а пятилетние – уже знать о них («какие они») [5].

     Л. И. Маленкова обращает внимание на то, что в первые месяцы жизни содержание общения ребенка заключается в физических и эмоциональных контактах с матерью и в меньшей мере со взрослыми ближайшего окружения. Удовлетворение потребности в этих контактах составляет, очевидно, эмоционально – смысловую доминанту общения в возрасте до полутора – двух лет [2].

     Автор констатирует, что наблюдения и специальные исследования позволили установить, что вынужденное длительное расставание с матерью детей в возрасте до двух лет (а для детей этого возраста целые сутки – это уже длительное время) ведет к шоку и депрессии. Восстановление контактов с матерью немедленно меняет картину: ребенок выздоравливает, успокаивается. Но важен вот какой факт: если такие перерывы в контактах происходят с непродолжительными перерывами несколько раз, ребенок перестает к ним стремиться. Потребность в эмоциональных контактах с матерью угасает [2].

     Л. И. Маленкова подчеркивает, что после двух лет потребность в эмоциональных контактах с родителями преобразуется, интеллектуализируется. Увеличивающиеся возможности ребенка в освоении пространственного и предметного окружения приводят к тому, что родители перестают быть единственными, кто может удовлетворить потребность в общении. Появляется потребность контакта с другими людьми – детьми и взрослыми, причем интерес к детям и потребность в общении с ними растут в этом возрасте быстрее. Главным содержанием общения как со взрослыми, так и со сверстниками является обмен информацией об окружающем предметном мире. Интерес к нему составляет, вероятно, основу эмоционально смысловой доминанты видимого слоя общения в возрасте от двух – трех до пяти лет [2].

     С. Л. Селиванов подробно останавливается на том, что появляющиеся где-то в возрасте около двух с половиной лет первые представления о себе как образе Я и развивающаяся способность анализа своего положения среди людей постепенно разрушают младенческое впечатление постоянной безопасности и благополучия в присутствии родителей, которые теперь не только защищают, но и требуют. Ребенок уже испытывает настороженность и даже страх перед незнакомым, даже улыбающимся ему человеком. К трем годам начинает развиваться чувство тревоги за собственную нужность другим и обостренно  стремление к утверждению собственного позитивного Я в системе отношений со взрослыми. Осуществляется это самыми неподходящими, с точки зрения взрослых, способами, суть которых воспринимается как «обратить на себя внимание». Однако в большей мере их содержанием является «проверить отношения в себе». Стремление утвердить взрослых в их положительном к нему отношению очень наглядно проявляется в том, например, что обиженный наказанию ребенок немедленно ищет проявления любви к нему со стороны наказавшего, признания и подтверждения того что он хороший [5].

     Это на долгое время становится важнейшим мотивом общения. Автор отмечает, что эмоционально – смысловой доминантой общения в этом возрасте является (наряду с отмеченной) утверждение позитивного отношения со стороны взрослых, которого ребенок добивается исключительно «детскими» способами, совершенствующимися к четыре – пяти годам, имеющими характер приспособления. Очевидно, что нарастание интереса к предметному миру и даже полное погружение в него в определенных случаях связано с тем или иным разрешением проблемы утверждения своего позитивного я, что происходит, как правило, еще до поступления в школу [5]. 

     2. Ситуации общения как средство воспитания дошкольников

     Важной  формой воспитательной работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения.

     Т. Е. Милехина рассматривает ситуации общения как специально проектируемые воспитателем или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей (Приложение 1).

     Ситуации  общения могут возникать естественно  – воспитателю важно увидеть  их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих  или воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения [3].

     В. М. Лещинский подчеркивает особенности ситуации общения как формы работы с детьми:

    • участие в ситуации общения (в основном добровольное);
    • позиция взрослого как партнера по общению;
    • изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
    • планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
    • длительность ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
    • предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения [1].

     Автор также обращает внимание на то, что  ситуация общения как нетрадиционная форма речевой работы представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет свои специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности.

     Ситуация  общения строится на непрерывной  мобилизации детского внимания, активного  участия, открытого общения. Ребенку  необходимо все время следить  за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать своих  собеседников [1].

     Т. Е. Милехина отмечает, что во время участия в ситуации общения у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста [3].

     Автор констатирует, что для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое участие взрослого в ситуации общения в значительной мере решает успех дела. Для этого воспитателю надо хорошо продумать логическую структуру ситуации общения: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения [3].

 

Заключение

     Содержание  общения включает в себя различные аспекты жизни: эмоционально – физиологическую сферу бытия, познания и освоения предметного окружения индивида, событийно – эмоциональные аспекты жизни, идейно – нравственную проблематику.

     Кроме того, что общение выступает в  качестве самостоятельного вида деятельности, оно еще – необходимая и  неотъемлемая часть всех других видов  деятельности (учения, игры, труда), так  как все они в человеческом проявлении имеют общественный характер: осуществляются вместе с другими людьми или для других, или в зависимости от мнений, воли, условий, создаваемых другими, или в расчете на их оценку. Соотношения игровых, трудовых и учебных действий с общением определяет их воспитательную направленность, поскольку воспитывает, вообще-то, не сама по себе деятельность в ее внешнем проявлении, а ее эмоциональная окрашенность, ориентация ее человека в системе духовных ценностей [4].

     С помощью общения человек осуществляет интериоризацию внешних действий и экстериоризацию своей внутренней жизни. Общение является обязательным условием познания, формирования эмоционального отклика на действительность и определения поведения в этой действительности. 
 
 

 

Список  литературы

  1. Лещинский В.И. ,Учимся управлять собой и  детьми [Текст]: Пед. практикум/ В.И. Лещинский, С.В. Кульневич; М.: Просвещение, 1999. – 240 с.
  2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное    пособие/ Л.И. Маленкова; М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
  3. Милехина Т.Е. Основы педагогического общения [Текст]: учебно-методическое пособие/ Т. Е. Милехина; М.: Академия, 2001. – 160 с.
  4. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания [Текст]: конспект лекций/ Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких; М.: Высшее образование, 2006. – 206 с.
  5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебник для вузов/ В. С. Селиванов; М.: Академия, 2008. – 336 с.

Информация о работе Общение как средство воспитания в дошкольном возрасте