Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:42, курсовая работа
Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения.
К настоящему времени человечество накопило солидный опыт в различных направлениях самосовершенствования. Если судить по времени, в течение которого создавались и хранились знания и умения, то физическое воспитание занимает среди прочих заметно превалирующие положение.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Средства физического воспитания
1.1 Физические упражнения – основное средство физического воспитания ……………………………………………………………………...4
1.2. Оздоровительные силы природы ………………………………
Глава II. Гигиенические факторы……………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………….…….……30
хххххххххххххххххххххххххххххх
ххххххххххххххххххххх
Кафедра: хххххххххххххххххххх
ххххххххххххх
Средства физического воспитания
Курсовая работа
хххххххххххххххххх
Научный руководитель:
хххххххххххххх
Уфа
ххххх
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Средства физического воспитания
1.1 Физические
упражнения – основное средство физического
воспитания …………………………………………………
1.2. Оздоровительные силы природы ………………………………
Глава II. Гигиенические факторы……………………………………………20
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………….…….……30
Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения.
К настоящему времени человечество накопило солидный опыт в различных направлениях самосовершенствования. Если судить по времени, в течение которого создавались и хранились знания и умения, то физическое воспитание занимает среди прочих заметно превалирующие положение.
Естественно, время, социальные и экономические стороны бытия, природные условия и географическая среда накладывали свои отпечатки на содержание и формы физического воспитания человека. Одни в основу своих систем физического совершенствования клали потребность лучше трудиться, другие - охотиться, третьи - нападать, четвертые - защищаться. И так далее, до сего дня - времени, когда быть хорошо физически подготовленным нужно для того, чтобы просто лучше жить.
Объективно обоснованно и уже традиционно к основным средствам физического воспитания относят:
Различными
комплексами данных средств, многообразных
формами и методами их использования и
принято добиваться нужного тренировочного
эффекта. Но нельзя забывать и о том, что
бессистемное обучение физической культуре
может не помочь, а, наоборот, навредить
организму. Необходимо помнить о том, что
полезно только физическое воспитание,
основанное на строгой и понятной системе.
Глава I. Средства физического воспитания
1.1 Физические упражнения – основное средство физического воспитания.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы:
Средства физического воспитания |
Гигиенические факторы | Физические упражниения | Оздоровительные силы природы |
Режим | Питание | Общественная и личная гигиена | Содержание физического упражнения | Форма физического упражнения | Солнце | Воздух | Вода |
Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обознача
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Отличительный признак Физических упражнений - соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, т.е. они должны учить и развивать физически. Так, ходьба является физическими упражнением только в том случае, если выполняется правильно, а нагрузка от ее выполнения способствует улучшению физических возможностей.
Не каждое двигательное действие может быть названо физическим упражнением. Только те действия, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены его закономерностям, составляют физические упражнения.
Физические
упражнения имеют характерные признаки:
1.Физическим
упражнением решается педагогическая
задача (другими словами, физическое упражнение
направлено «на себя», на свое личное физическое
совершенствование), трудовым действием
– решается производственная задача (т.е.
действие направлено на предмет производственной
деятельности).
2.Физическое
упражнение выполняется в соответствии
с закономерностями физического воспитания,
которые, с одной стороны, наиболее эффективно
воздействуют на организм человека, с
другой – позволяют показать наивысшую
результативность. Трудовое действие
выполняется в соответствии с закономерностями
производства.
3.Только
системы физических упражнений создают
возможности для развития всех органов
и систем человека в оптимальном соотношении.
Трудовые действия в силу своей специализации
не в состоянии оказывать разностороннего
влияния на физическое совершенствование
человека.
Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях. Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.
В
процессе занятий физическими
Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями. Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.
Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.
Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.
Техника физических упражнений.
В каждом произвольном двигательном акте
есть двигательная задача (т.е. осознаваемая
конкретная цель движения) и способ, каким
данная задача решается. Во многих случаях
одна и та же двигательная задача может
быть решена несколькими способами (например,
преодолеть высоту можно и с прямого, и
с косого разбега, отталкиваясь ближней
к планке или дальней от нее ногой и т.д.),
причем среди них существуют, как правило,
относительно менее эффективные и более
эффективные. Те способы выполнения двигательных
действий, с помощью которых двигательная
задача решается целесообразно, с относительно
большей эффективностью, принято называть
техникой физических упражнений (от греческого
корня «техн» – искусность, искусство).
Таким
образом, термин «техника» относится не
ко всяким, а лишь к относительно эффективным
формам физических упражнений, рационально
сформированным с учетом закономерностей
движений.
Степень эффективности техники физических
упражнений не остается неизменной. Она
беспрерывно совершенствуется и обновляется
за счет физического совершенствования
самого человека, общественной практики
физического воспитания, а также инвентаря
и оборудования.
Различают
основу техники движений, и ее определяющее
звено и детали. Основа техники – это совокупность
тех звеньев и черт динамической, кинематической
и ритмической структуры движения, какие
необходимы для решения двигательной
задачи определенным способом (необходимая
последовательность в проявлении мышечных
сил; необходимый состав движений, согласованных
в пространстве и во времени). Выпадение
или нарушение хотя бы одного элемента
или соотношения в данной совокупности
делает невозможным само решение двигательной
задачи.
Определяющее звено техники – это наиболее
решающая, важная часть данного способа
выполнения двигательной задачи. (В прыжках
– отталкивание; в метании – финальные
усилия).
Детали
техники – это второстепенные особенности
движения, не нарушающие его основного
механизма. Детали техники могут быть
различными у разных людей и в большинстве
случаев зависят от их индивидуальных
морфологических и функциональных особенностей
(например, в беге с барьерами одни перепрыгивают
барьеры, а другие – наступают на них).