Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования - выявить условия, при которых утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна.
Задачи исследования:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста;
2.Выявить педагогические условия эффективного использования утренней гимнастики в ДОУ;
3.Проанализировать опыт проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе;
4.Составить комплексы утренней гимнастики с учетом двигательного опыт детей и возрастных особенностей;
5.Определить и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий эффективного использования утренней гимнастики в экспериментальной группе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты особенностей двигательного развития детей дошкольного возраста 8
1.2. Формы и средства физического воспитания дошкольников 13
1.3. Методика проведения утренней гимнастики в детском саду 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Анализ опыта проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе 29
2.2. Условия эффективного использования утренней гимнастики как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Существует более 300 определений здоровья. Одно из основных, где здоровье определяется как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека (жизнеспособность).
Значение физического
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. За последние годы доля родившихся физиологически незрелых детей увеличилась почти в пять раз, с выраженной патологией рождаются уже 11% детей (И.А.Аршавский, Э.Н.Вайнер и др.). Приблизительно 20-27% детей относятся к категории часто болеющих, с поражениями носоглотки, функциональными нарушениями нервной и сердечно-сосудистой систем, отклонениями со стороны желудочно-кишечного тракта, а так же различными проявлениями аллергии (С.М.Мартынов). Именно здоровье детей служит главной «визитной карточкой» государства. С этих позиций формирование системы сохранения и укрепления здоровья становится определяющим направлением деятельности государства (И.И.Брехман).
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских, наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10% . Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз и др.). Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Так, если в четыре года ребенок имел 1-2 отклонения, то к шести годам число отклонений увеличивается до 4-5.
Причинами резкого снижения здоровья детей дошкольного возраста являются:
- падение уровня жизни,
- ухудшение состояния здоровья матери;
- стрессы;
- дефицит двигательной
С момента рождения движение для ребенка становится не только средством физического развития, но и средством сбора информации, средством познания себя и окружающего мира. При этом важным фактором формирования личности, является побуждение к двигательно-познавательной потребности, постепенно и своевременно формирующей необходимый двигательный опыт
В системе физического воспитания детей дошкольного возраста одно из главных мест занимает развитие движений. Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. Утренняя гимнастка является одним из важнейших компонентов двигательного режима дошкольников (и не только).
Физкультурно-оздоровительное
В теории дошкольной педагогики физическое
воспитание рассматривается в
Проблемам обучения дошкольников общеразвивающим упражнениям упражнениям были посвящены работы П.П.Буцинской, В.И.Васюковой, Н.А.Метлова, С.Г.Меринова, Н.А.Ноткиной и др.); построению оптимального двигательного режима в детском саду З.И.Ермаковой, Ю.Ф.Змановского, Г.В.Сендек, О.В.Силиной, Р.В.Силла и др.
Проблеме организации физического воспитания в дошкольном учреждении и методике проведения утренней гимнастики в детском саду были посвящены исследования таких отечественных ученых как Шадрина И.В., Столярова Н.Н., Щукина Г.И. Виленкин Н.Я., Хухлаева Д.В., Кенеман А.В. и т д.и многих других. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует стройная система разнообразных форм организации физического воспитания, и в том числе утренней гимнастики, на практике приходится сталкиваться с традиционностью и недооценкой ее роли в общем физическом развитии и воспитании привычки здорового образа жизни.
Объектом исследования является физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия использования в физическом воспитании детей дошкольного возраста утренней гимнастики .
Цель исследования - выявить условия, при которых утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна.
Задачи исследования:
В исследовании выдвигается следующая гипотеза – утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна при соблюдении следующих условий:
В исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ
2. Педагогическое наблюдение;
3. Анализ опыта работы воспитателей;
4. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы обусловлена направленностью исследования на решение актуальной проблемы физического развития детей-использования утренней гимнастики в физическом воспитании в дошкольном возрасте.
База исследования – МДОУ №
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности [9,12,17,20,27].
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного развития. Направленное использование физической культуры на протяжении первых семи лет жизни, осуществляемое детскими дошкольными учреждениями, является начальным и очень важным звеном системы физического воспитания подрастающего поколения [7].
Вильчковский Э.С., Т.Ю. Круцевич отмечают, что дошкольный возраст является важным периодом физического развития и формирования личности детей. В то же время он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (например, за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50%, а к семи годам почти втрое), а с другой, низкой сопротивляемостью организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды [ 7].
Успешное развитие ребенка в дошкольный период находится в большой зависимости от его двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но и психического и физического состояния. Несвоевременность и низкая эффективность использования физической культуры в дошкольном возрасте приводит к нарушению общего развития детей, отрицательно влияет на их умственную сферу, снижает уровень подготовленности к школе [17 ]. Более того, организация физического воспитания зачастую сводится лишь к хорошему проведению каких-либо отдельных мероприятий. Однако на состояние здоровья и физическое развитие детей влияет весь обширный комплекс мероприятий по физическому воспитанию. Сюда входит и правильное построение режима, и мероприятий по закаливанию, и систематическая работа по развитию двигательных умений детей, и ряд других мер .
Антонов Ю.Е., Вильчковский Э.С., Круцевич Т.Ю., Дворкина, Н.И., Змановский Ю.Ф. , Кузнецова М.Н. и другие выдвигает интересную мысль о том, что физическое воспитание детей дошкольного возраста надо рассматривать в общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада. Такой подход требует тщательной организации физического воспитания в режиме дня. [14, 17, 18,21].
В публикациях B.C. Фарфеля акцентируется вопрос о необходимости систематического обучения детей движениям, о правильной организации их двигательной деятельности в условиях детского сада. Чем разнообразнее будет мышечная деятельность ребёнка, тем больше разовьётся его способность управлять своим телом, и он приобретет умение оценивать свои движения в пространстве и во времени.
Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма, важно избегать таких влияний, которые выходят за пределы возможностей детей и вызывают перенапряжение, тормозят и нарушают нормальный процесс развития. Поэтому все возможности использования физической культуры должны быть направлены на закаливание, повышение жизнеспособности и сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды, на укрепление костной и мышечной систем, а также суставно-связочного аппарата, на совершенствование функций сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других систем [ 20,23].
В дошкольном возрасте должны быть созданы благоприятные предпосылки для формирования правильной осанки. В связи с этим центральное место занимает всестороннее и гармоничное укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стопы. Опыт детских садов и отдельных семей убеждает в том, что при систематическом и правильном использовании всех средств физической культуры удается достичь значительных успехов в укреплении здоровья детей, формировании телосложения и развитии функций организма [2 ]. По мнению А.И. Быковой мероприятия по профилактике отклонений в физическом развитии ребенка не ограничиваются только применением соответствующих гимнастических упражнений во время утренней гимнастики и учебных занятий с детьми. В условиях детского сада нужна постоянная забота о создании условий для борьбы с сутуловатостью у детей, плоскостопием и др. Изучением всех этих вопросов следовало бы заняться специалистам в области дошкольной гигиены совместно с методистами по физической культуре.
Одним из существенных, с нашей точки зрения, является вопрос о взаимодействии отдельных средств физического воспитания, применяемых в детском саду. В детских садах систематически проводятся занятия гимнастикой, подвижные игры, утренняя гимнастика. Все эти виды физического воспитания направлены на осуществление общих для всего педагогического процесса воспитательных и оздоровительных задач. Вместе с тем на практике наблюдается крайняя их разобщенность. Подвижные игры, утренняя гимнастика и другие занятия не дополняют друг друга. Воспитатели не достаточно используют разнообразные возможности каждого из этих видов деятельности детей для осуществления общих задач воспитания. Во многих детских садах проведение утренней гимнастики часто носит формальный, слишком узкий характер. Вместе с тем, сохраняя специфику утренней гимнастики, воспитатель мог бы шире использовать ее, например, с целью закрепления правильных навыков основных движений. Ежедневные десятиминутные упражнения, а также систематическое их повторение, создают условия для закрепления двигательных. Осуществлению правильной организации физического воспитания в ряде детских садов в значительной степени мешает недостаточная подготовленность воспитателей в этой области. Наряду с воспитателями, которые показывают прекрасные образцы работы в области физического воспитания, имеются еще и такие, которых затрудняет организация, и методика этого раздела работы с детьми. Некоторые не знают, как надо показать то, или иное движение детям, сами его выполняют неправильно, не могут провести подвижную игру и т.п. Причиной этого в значительной степени является недостаточная профессиональная подготовка работников детских дошкольных учреждений. Воспитатели сами мало занимаются спортом, не участвуют в туристских походах, не применяют комплексы индивидуальной гигиенической гимнастики, не повышают, свой профессиональный уровень, не проявляют инициативу и творчество. Однако, во всем этом повинны не только они. По всей видимости, определенная ответственность лежит на системе дошкольного образования педагогических училищ, в которых готовятся соответствующие кадры.