Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования - выявить условия, при которых утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна.
Задачи исследования:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста;
2.Выявить педагогические условия эффективного использования утренней гимнастики в ДОУ;
3.Проанализировать опыт проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе;
4.Составить комплексы утренней гимнастики с учетом двигательного опыт детей и возрастных особенностей;
5.Определить и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий эффективного использования утренней гимнастики в экспериментальной группе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты особенностей двигательного развития детей дошкольного возраста 8
1.2. Формы и средства физического воспитания дошкольников 13
1.3. Методика проведения утренней гимнастики в детском саду 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Анализ опыта проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе 29
2.2. Условия эффективного использования утренней гимнастики как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
В ряде случаев отсутствует и должный контроль за учебно-воспитательным процессом в дошкольных учреждениях со стороны руководящих работников различного уровня.
Отсутствие соответствующего материально-технического обеспечения также не позволяет должным образом организовать физическое воспитание с детьми в дошкольных учреждениях [2,4 ].
Как уже упоминалось, одной из первостепенных и важных целей использования физической культуры в дошкольном возрасте является развитие у детей движений. От этого в значительной степени зависит взаимодействие с окружающим миром и физическое развитие детей. В свою очередь эффективность развития движений зависит от окружающих условий, главным образом от соответствующего обучения и воспитания. К благоприятным условиям можно отнести: наличие простора для движений; сверстников для игр; наличие пособий, предметов, игрушек; а главное -квалифицированного руководства со стороны взрослых .
Общеизвестно, что начальное обучение, особенно сложным движениям, осуществляется при помощи соответствующих методов и упражнений. Так, упражнения в беге, прыжках, метании, лазании при умелой организации могут быть настолько эмоциональны сами по себе, что помогают развивать познавательный интерес у детей.
Воспитание у детей
Детей дошкольного возраста, еще не устойчивых в своих настроениях, легковозбудимых, нельзя перегружать эмоциями. Насыщенность занятия громкой и длительной (однообразной) музыкой, яркими предметами, игрушками, смехом вызывает слишком сильное возбуждение, отвлекает их внимание от указаний, требований воспитателя, затрудняет процесс активного торможения. Надо оберегать нервную систему ребенка от сверхсильных раздражений, а также развивать активное торможение: умение выслушивать до конца указания воспитателя, прекращать свои действия по сигналу и т.п. Что касается количественных достижений, то они нецелесообразны без приобретения детьми простейших двигательных умений. По мере овладения техникой будут создаваться благоприятные предпосылки для повышения количественных показателей у детей в проявлении двигательных действий.
При обучении детей дошкольного возраста движениям широко используются конкретные двигательные задания. Они, как правило, построены на действиях с предметами: мячами, обручами, гимнастическими палками и др. Такой способ помогает детям осознать поставленную задачу и действовать более целенаправленно.
Анализируя самые
В исследованиях Вильчковского Э.С., Круцевич Т.Ю., И.М. Фрейберга показано [7,40], что на протяжении периода от 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций, при этом перестройка деятельности основных энергообеспечивающих систем предшествует таковой при двигательном проявлении, что создает предпосылки для организованного целенаправленного воздействия в эти критические периоды средствами физического воспитания.
Эту мысль развивают и другие авторы, утверждая, что дошкольная жизнь и развитие ребенка находятся в большой зависимости от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но и психического и физического развития [17,26 и др.]. При этом они отмечают, что несвоевременность и низкая эффективность использования средств физического воспитания в дошкольном возрасте приводит к нарушению двигательного развития детей, отрицательно влияет на умственную сферу, снижает уровень подготовленности к школе. В то же время в процессе занятий физическими упражнениями создаются благоприятные возможности для комплексного воздействия на двигательные функции, которые оказывают благоприятное влияние на всестороннее формирование личности дошкольников. Однако эти возможности могут быть реализованы при условии своевременного решения задач умственного, нравственного, эстетического и двигательного воспитания. При этом авторы считают, что групповая двигательная деятельность, особенно игровая, стимулирует проявление того или иного отношения к окружающей действительности. В связи с этим важно формировать культуру поведения в двигательной деятельности, привычку и даже потребность в систематических занятиях физическими упражнениями игровой направленности [23, ].
Организованные занятия физическими упражнениями - основная форма работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста []. Именно на специальных занятиях они своевременно овладевают необходимым объемом знаний и двигательных умений, которые не могут быть освоены в процессе игр, повседневного общения с взрослыми, самостоятельной деятельности.
В детских садах получили распространение разнообразные формы физкультурных занятий с детьми:
Физкультурное занятие -основная форма работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Именно на таких специальных занятиях они своевременно овладевают необходимым объемом знаний и двигательных умений, которые, как уже отмечалось, не могут быть усвоены в полной мере в процессе повседневного общения со взрослыми и в самостоятельной деятельности. При этом все освоенное детьми на систематически организованных занятиях, является основой для их двигательного развития [34].
Следует также отметить, что уже к третьему году общего развития детей создаются благоприятные предпосылки для ежедневного проведения утренней гимнастики перед завтраком. Систематическое и квалифицированное проведение этого важного гигиенического мероприятия играет существенную роль в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, так как расширяет их двигательный режим, оказывает на них не только оздоровительное воздействие, но и частично воспитательное и образовательное []. Создаются условия для совершенствования некоторых упражнений, изученных на занятии, а также формируется привычка систематически использовать их в оздоровительных целях. Дети впервые начинают ощущать влияние утренней гимнастики на самочувствие, эмоциональность и жизнерадостность. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать учебно-рабочий день в детском саду, способствует выполнению предусмотренного режима [31, 34].
Говоря о прогулках как о следующей форме занятий физическими упражнениями в режиме дня детского сада, можно отметить, что содержание прогулок тесно связано с основными задачами физического воспитания дошкольников. Главная из них - обучение детей применению двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных [42].
Продолжая тему о формах
занятий физическими
Они отмечают, что методика занятий физическими упражнениями зависит от направленности, задач конкретного содержания занятий, условий их проведения, возрастных особенностей и двигательных возможностей детей [11].
Другими авторами с целью эффективного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста (5-7 лет) были разработаны и проверены на практике игровые методы обучения гимнастическим упражнениям [18]. При этом для изучения элементарных движений (основных положений рук, ног, туловища и движений ими), а также упражнений на развитие двигательных качеств использовались подражательные и эвритмические упражнения. Для формирования чувства ритма и правильной осанки проводились речедвигательные и эвритмические игры [11,31].
При изучении литературных источников особый интерес для нас представлял опыт разработки методики проведения ежедневных занятий физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста на открытых спортивных сооружениях .
Таким образом, в результате проведения многочисленных исследований авторами были подтверждены имеющиеся в литературе данные о положительном влиянии физических упражнений, выполняемых на «свежем воздухе», и показано, что Программа по физическому воспитанию для детей 6-7 лет в дошкольных учреждениях в этих условиях может быть успешно реализована с положительным влиянием на физическое развитие, в том числе и на их двигательные способности. Следует также отметить тот факт, что многочисленные авторы в своих публикациях уделяют значительное внимание такому специфическому средству как музыкальное сопровождение занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста [ 32]. При этом они утверждают, что в физическом воспитании, в частности при направленном развитии движений с музыкальным сопровождением, несомненно, воспитываются и эстетические чувства детей. Выразительное и ритмическое исполнение физических упражнений вызывает это эстетическое чувство, формирует музыкально-двигательную ритмику, что, в свою очередь, влияет на качество выполнения физических упражнений в плане их выразительности.
Авторы высказывают и такую мысль, что влияние музыки на общефункциональную деятельность организма проверено многовековым опытом. Плавная, неторопливая, негромкая мелодия успокаивает детей, в то время как несколько повышенная громкость звучания, четкость размера мелодии повышают тонус нервной системы, вызывают желание двигаться, действовать [13].
Одним из перспективных средств эффективного физического воспитания детей дошкольного возраста является аэробика. Аэробика - это организованные занятия, включающие в себя систему физических упражнений, которые выполняются в интенсивном темпе под музыкальное сопровождение произведений современных жанров [30].
В настоящее время аэробика представляет собой целое направление в массовой физкультурно-оздоровительной работе. Аэробика использует большой арсенал средств, поэтому ей подвластно развитие всех физических качеств человека: ловкости, гибкости, выносливости, быстроты и т.д. Упражнения, сопровождаемые музыкой, влияют на все системы организма, развивают физические качества (ловкость, быстроту и др.), а также вырабатывают плавность, непринужденность, выразительность движений, вызывают положительные эмоции, способствуют формированию навыков правильной осанки [30].
Средствами аэробики могут быть общеразвивающие упражнения гимнастики, упражнения элементов танца и др. [30].
Гимнастика располагает специфическими
средствами для
осуществления воспитательных задач:
требует точного, заранее
обусловленного
выполнения двигательных
действий; имеет
регламентированный распорядок занятий,
особый стиль организации
процесса обучения, предусматри
Е.В. Гориной в ходе аналитических исследований были выявлены предпосылки психолого-педагогического, организационно-методического и физиологического характера для возможности интеграции средств и методов ритмической гимнастики и дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Горина Е.В. Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика для дошкольников / Горина Е.В., Фомина Н.А. // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 10. – С. 11-13. )
Основными из них явились: особенности психического развития дошкольников, ритм как объединяющее начало в организации занятий ритмической и дыхательной гимнастикой, общность механизмов управления двигательной деятельностью и произвольным дыханием.
Системно-структурный анализ позволил определить основное содержание авторской методики Е.В.Гориной. Компонентами методики являются: цель, задачи, принципы, средства, методы, формы организации (рис.1 ).
Рис. 1. Структурная модель
методики музыкально-ритмической
Базовый принцип методики – принцип целенаправленного, сопряженного воздействия на двигательную и дыхательную системы организма ребенка, предполагающий одновременное воздействие на опорно-двигательный аппарат и систему дыхания в их органическом единстве.
Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика представляет собой совокупность взаимосвязанных средств ритмической гимнастики и дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, где основными компонентами выступают - Движение, Музыка, Дыхание (рис.2).
Рис. 2. Основные компоненты средств музыкально-ритмической дыхательной гимнастики
Они представляют собой не простую механическую сумму отдельных составляющих, а качественно новую систему, обладающую более высокими возможностями педагогического воздействия на двигательную и функциональную сферы индивида.