Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования - выявить условия, при которых утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна.
Задачи исследования:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста;
2.Выявить педагогические условия эффективного использования утренней гимнастики в ДОУ;
3.Проанализировать опыт проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе;
4.Составить комплексы утренней гимнастики с учетом двигательного опыт детей и возрастных особенностей;
5.Определить и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий эффективного использования утренней гимнастики в экспериментальной группе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты особенностей двигательного развития детей дошкольного возраста 8
1.2. Формы и средства физического воспитания дошкольников 13
1.3. Методика проведения утренней гимнастики в детском саду 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Анализ опыта проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе 29
2.2. Условия эффективного использования утренней гимнастики как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
а) потягивание;
б) ходьба (на месте или в движении);
в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
г) упражнения для мышц туловища и живота;
д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));
ж) упражнения силового характера;
з) упражнения на расслабление;
и) дыхательные упражнения.
Во время
занятий утренней гимнастикой
с ребенком следует избегать
упражнений связанных с
Материалы анализа работ Л.Д.Глазыриной, В.А.Овсянкина, Т.И.Осокиной и других позволил выделить методические особенности проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах [9,10 ]..
Так, во второй младшей группе утреннюю гимнастику начинают с построения друг за другом по одному, парами. Затем по сигналу воспитателя следует вводная непродолжительная ходьба детей, которую сопровождают хлопками или ударами в бубен. Во время ходьбы следят, чтобы дети не наталкивались друг на друга, свободно размахивали руками, не опускали голову. Подбадривают их словами «раз-два, раз-два; вот "шагает детвора» или «вот молодцы, как хорошо все идут, как настоящие физкультурники» и др. В чередовании с ходьбой для укрепления опорно-двигательного аппарата и формирования осанки дают 1-2 упражнения: ходьба на носках, руки свободно; ходьба с высоким подниманием коленей (как цапли ходят). Затем бег (10 с), после бега ходьба. По сигналу воспитателя «остановились» - предложить детям взяться за руки и образовать большой круг. Воспитатель становится с детьми в кругу и выполняет с ними все упражнения. Построение может быть в круг, полукруг, свободное. После общеразвивающих упражнений выполняют прыжки на месте на двух ногах (6-8 прыжков), иногда в чередовании с ходьбой и бегом, а затем заключительную ходьбу. Продолжительность утренней гимнастики для данной группы 5-6 мин.
Утреннюю гимнастику с детьми средней группы начинают с построения в одну колонну по росту. Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей (одежда) и выправку, назначает звеньевых (при построении в звенья).
Вводную ходьбу сопровождают ударами в бубен или хлопками. Во время ходьбы воспитатель следит, чтобы дети не шаркали ногами, свободно размахивали руками, не опускали голову. Для укрепления опорно-двигательного аппарата выполняют ходьбу на носках, с высоким подниманием коленей. Затем бег (20 с), снова ходьбу и построение для выполнения общеразвивающих упражнений. При построении в звенья для ориентировки детей ставят флажки. После остановки проверить, как дети стоят, разомкнуть их на необходимое расстояние. Воспитатель называет упражнение, показывает, как стать, и вместе с детьми выполняет. Следит за правильным выполнением, подсказывает детям, считает или направляет их движения словами «присели - раз, встали - два». После упражнений дают бег, прыжки на месте.
В средней группе число общеразвивающих упражнений и количество их повторений увеличиваются. Общая продолжительность утренней гимнастики 6-8 мин.
Дети старшей группе этой группы до начала утренней гимнастики самостоятельно переодеваются в спортивные костюмы (трусики, майка, чешки) и по сигналу воспитателя строятся в колонну или шеренгу. Воспитатель обращает внимание на выправку детей. Следит, чтобы дети во время ходьбы сочетали движения ног и рук, держали туловище и голову в правильном положении, оттягивали носки и четко обозначали углы на поворотах. Вводная ходьба чередуется с упражнениями, укрепляющими опорнодвигательный аппарат (ходьба на носках, с высоким подниманием коленей, на пятках, в полуприседе, упражнения с бегом (30 с) и др.). При выполнении общеразвивающих упражнений воспитатель называет и начинает выполнять упражнения вместе с детьми; проделав 3-4 раза, прекращает, а дети продолжают.
Следит за правильным выполнением, за дыханием и дозировкой. По окончании упражнений дают прыжки, сменяющиеся бегом и переходящие в ходьбу. Общая продолжительность гимнастики 8-10 мин.
Дети этой подготовительной группы самостоятельно переодеваются в спортивный костюм и по сигналу воспитателя строятся в колонну, шеренгу. Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей и выправку. После построения дети по команде выполняют четкие повороты налево или направо (под музыку, удары в бубен, хлопки, счет или песню маршевого характера). Во время вводной ходьбы следит, чтобы дети шли по краям зала или площадки свободно, четко ставили ногу, оттягивали носки, на поворотах обозначали углы. В чередовании с ходьбой проделывают несколько упражнений для укрепления опорно-двигательного аппарата и формирования осанки (ходьба на носках, руки за голову, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба в приседе), бег (35-40 с) или прыжки (с ноги на ногу, на двух ногах, на одной ноге, галоп в сторону). Построение для выполнения общеразвивающих упражнений может быть различное: в звенья, круг, несколько кругов, свободное, в шеренги.
При построении в звенья воспитатель назначает звеньевых. Выводить звенья можно поочередно (первое, второе и т. д.), а также одновременно.
Дети этого возраста при построении в колонны должны соблюдать необходимое расстояние, уметь, не поднимая рук вперед, строиться «на глаз».
Воспитатель во время построения напоминает детям, чтобы они не подходили близко друг к другу, а когда остановятся, проверить расстояние, быстро поднять руки вперед, в стороны. Для детей подготовительной группы предлагают 5- 6 упражнений: для плечевого пояса и рук, туловища, ног, а также упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота. Если отдельные упражнения дети выполняют не точно, то воспитатель должен показать их сам. Знакомое упражнение достаточно только назвать.
После общеразвивающих упражнений дают прыжки в сочетании с бегом, затем ходьбу с постепенным снижением темпа. Общая продолжительность утренней гимнастики в данной возрастной группе 10-12 мин.
Таким образом, грамотно построенная
утренняя гигиеническая гимнастика
благотворно действует на весь организм
ребенка, оказывает большое
Практическая часть
В качестве основных задач исследования были определены:
1. Проанализировать опыт
2. Определить отношение
3. Определить и
4. Составить комплексы утренней
гимнастики с учетом
Решение сформулированных задач обеспечивалось комплексом методов исследования, включающих:
Для решения
поставленных задач была проанализирована
Программа по физическому воспитанию
дошкольного, календарно-тематические
планы воспитателей и другие
нормативно-директивные
В соответствии с задачами исследования нами был организован опрос в детских садах с заведующей и старшим воспитателем детского сада, а так же воспитателями. Он позволил нам изучить мнения профессиональных педагогов о состоянии и проблемах организации физического воспитания, в том числе и утренней гимнастики для детей 5-6 лет в дошкольном учреждении.
Педагогические наблюдения проводились с целью всестороннего изучения интересующей нас проблемы в процессе непосредственной образовательной работы детских садов. Также осуществлялись наблюдения за деятельностью воспитателей в старшей группе при проведении утренней гимнастики с детьми. С помощью наблюдения было проанализировано двигательное состояние детей. Двигательное состояние детей характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и состояния двигательных способностей.
На основании беседы со специалистами нами был определен и рейтинг приоритетных форм организации физического воспитания в ДОУ. Обобщенные материалы беседы представлены на рисунке.
Мнения респондентов по вопросу наиболее значимых форм физического воспитания распределились следующим образом: приоритетной является утренняя зарядка - 79,6%, далее учебные занятия (физзанятия) по физическому воспитанию - 62,2% и групповая форма неспециализированных занятий - 61,2%.
Таким образом, можно констатировать, что работники детских садов наибольший акцент делают (рисунок) на проведении с детьми утренней зарядки. Поэтому на следующем этапе с помощью наблюдения мы попались проанализировать эффективность использования ее в решении задач физического воспитания.
Рис. Распределение мнений респондентов по приоритетному использованию форм занятий в ДОУ
Также был изучен опыт работы воспитателей дошкольных учреждений и проанализирована документация планирования учебного процесса по физическому воспитанию детей. Анализ документации показал, что воспитатели в системе планируют утреннюю гимнастику, но преимущественно общеразвивающие комплексы без предметов.
Наблюдения за проведением утренней гимнастики показали, что из многообразия видов гимнастики, которые на сегодняшний день известны практике ( общеразвивающая, гимнастика со спортивной направленностью, прикладные виды гимнастики - спортивно-прикладная, лечебная и др.) в основном планируется и проводится общеразвивающая, к которой относится основная гимнастика, гигиеническая и др.. Здесь же предпочтение отдается основной традиционной проводимой утренней гимнастике. В содержание основной гимнастики входят: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения и основные движения.
В ходе наблюдения также нами было установлено, что:
Таким образом, обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что для повышения интереса к утренней гимнастике, ее воспитательных и образовательных возможностей, необходимо изучить уже имеющие научные исследования в этой области и опыт работы воспитателей других ДОУ, для изучения условий, при которых утреннняя гимнастика буде действительно давать заряд бодрости.
На формирующем этапе
При составлении плана работы мы руководствовались положением о том, что утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников. Также утренняя гимнастика пройдет эффективней и увлекательней в сопровождении музыки.
Гимнастика проводилась с