Утренняя гимнастика как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить условия, при которых утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна.
Задачи исследования:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста;
2.Выявить педагогические условия эффективного использования утренней гимнастики в ДОУ;
3.Проанализировать опыт проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе;
4.Составить комплексы утренней гимнастики с учетом двигательного опыт детей и возрастных особенностей;
5.Определить и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий эффективного использования утренней гимнастики в экспериментальной группе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты особенностей двигательного развития детей дошкольного возраста 8
1.2. Формы и средства физического воспитания дошкольников 13
1.3. Методика проведения утренней гимнастики в детском саду 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Анализ опыта проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе 29
2.2. Условия эффективного использования утренней гимнастики как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Файлы: 1 файл

ВКР- утрення гимнастика.doc

— 581.50 Кб (Скачать)

4.   «ПЕРЕЛОЖИ ПРЫГУНОК» (рис. 48)

И. п.: стоя, мячик в правой руке, руки опущены.

Выполнение: 1 — развести руки в  стороны. 2 — наклон вперед-вниз; соединить  руки под правым коленом; переложить мячик в левую руку. 3 — обе руки в стороны. 4 — то же другой рукой.

Повторить: по 3 раза каждой рукой.

5.   «УСПЕЙ ПОЙМАТЬ»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены, висят, мячик в правой руке.

Выполнение: 1-2 — бросить мячик  одной рукой об пол, поймать другой рукой. 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

6.   «ПРЫЖКИ НА ОДНОЙ  НОГЕ»

И. п.: ноги параллельно, руки согнуты  в локтях у пояса, мячик в руках.

Выполнение: 1-8 — прыжки на правой ноге, мячик в левой руке.

То же на левой ноге, мячик в  правой руке.

Ходьба, руки с мячом двигаются свободно.

Повторить: по 3 раза на каждой ноге.

Комплекс № 5 (>с воздушным >шаром  или >надувным мячом)

1.   «ПОДБРАСЫВАНИЕ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, воздушный  шар в обеих руках перед  грудью.

Выполнение: 1-2 — подбросить воздушный  шар обеими руками и поймать его. 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, шарик  в обеих руках за спиной, руки опущены.

Выполнение: 1 — наклон вперед; руки держать максимально высоко, удерживать шарик. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

3.   «ВЫПАДЫ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки опущены, шар в обеих руках.

Выполнение: 1 — выпад вперед правой ногой (согнуть ногу в колене), вес  тела переносится на правую ногу; прямые руки с шаром вперед; левую ногу на носок. 2 — вернуться в и. п. 3 — то же, но перенести вес тела на левую ногу. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

4.   «БРЕВНЫШКО»

И. п.: лежа на спине, руки выпрямлены над  головой, воздушный шар в обеих  руках, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1-2 — без помощи рук и ног повернуться на бок. 3-4 — повернуться на живот.

Так же в обратную сторону.

Повторить: 4 раза.

5.   «УСПЕЙ  ПОЙМАТЬ»

И. п.: основная стойка, руки с воздушным  шаром внизу.

Выполнение: 1 — присесть на носках, спина прямая, колени в стороны; подбросить воздушный шар вверх. 2 — быстро встать, поймать шар — вернуться в и. п.

Повторить: 6-8 раз.

6.   «ВОЗДУШНЫЕ,  ЛЕГКИЕ ПУШИНКИ»

И. п.: ноги параллельно, руки опущены, висят, шар в одной руке.

Выполнение: 1-10 — легкие подскоки то на одной ноге, то на другой, одновременно легкие взмахи прямыми руками вперед-назад (поочередно правой и левой).

Ходьба с медленным перекатом  ступни с пятки на носок и мягкими  движениями рук.

Повторить: 3 раза.

 

 

КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ НАСТРОЙКИ

«В лесу”

Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес!

Комментарии

Ход занятия

Бег - часто, медленно

Широкие шаги, медленно

Бег – быстро, напряженно, ритмично (попеременно “мышки” - “медведь”)

Наклоны в стороны с выпадами (как бы выглядывая из-за дерева)

Прыжки, хлопки

На цыпочках потянулись вверх ладонями, напряженно.

Расслабленно

Свободно

Замирание

Напряжённо,сгруппировались.

Расслабление

Барахтанье

Змейкой ходьба.

Ходьба с замиранием на цыпочках.

Прыжки на месте, хлопки.

Бег вприпрыжку.

И первыми нам встретились мышки! У мышек лапки маленькие, бегают они быстро, лапки переставляют часто. Покажите, как?

Что за шум? Медведь из чащи выходит! Большой, косолапый, идет медленно, с  ноги на ногу переваливается. Покажите, как?

Увидели мыши медведя и быстро побежали! А медведь подумал, что мыши с ним в “Догонялки” хотят играть, и побежал за ними! У мышек ножки маленькие, бегут, часто переставляя ножки! Медведь большой, шаги большие, широкие!

Спрятались мыши за деревья, выглядывают - слева – справа – нет медведя! А медведь-то: бежал, бежал, устал, да и уснул на тропинке!

Мыши обрадовались: не догнал их медведь. Ура! Прыгают, в ладоши хлопают.

Посмотрели мыши на небо голубое  – солнышко светит! Протянули они  лапки вверх, подставили ладошки  солнышку, греют!

Ох, устали лапки, опустили, расслабили.

Покачались из стороны в сторону, переступая с ноги на ногу.

Вдруг где-то ветка хрустнула!

Испугались мышата, съёжились, сжались, хотят спрятаться, головку прижали.

Посидели немножко – тишина! Уф! Упали! Расслабились. Лежат, смотрят  на небо, на солнышко!

Захотелось им побарахтаться на мягкой травке, повертеться!

А потом мышки встали, взялись  за руки и пошли гулять между деревьями. Весело! Нагулялись мышата, решили домой  возвращаться. Пошли они по тропинке, а там медведь спит. Что делать? Давайте тихонько прокрадемся мимо него!

Прошли! Побежали домой! Радуются мыши, что хорошо провели время, друг другу  улыбаются, в ладоши хлопают!

А у вас, ребята, хорошее настроение? Пусть оно у вас будет таким  весь день! Пока!


 

 “На болоте”

Сегодня мы с вами отправляемся на болото.

Комментарии

Ход занятия

Свободный лёгкий бег  

 

 

 

Прыжки 

Медленно, быстро, сильно отталкиваться.  

 

Наклонившись вперёд, движения пальцами, расслабленными руками покачиваясь  в стороны.

Махи руками вперёд.

Удары руками и ногами

Резко

Напряженно, съёжившись.

Растирания

Прыжки, кружение в парах.

Расслабление

Напряженно, сгруппировавшись.

Игра “Замри”. 

 

 

 

 

 

Прыжки, хлопки в ладоши.

Спокойная ритмичная ходьба с высоким  подниманием коленей.

Побежали?

Кто живет на болоте? Лягушки! Раз, два, три, четыре, пять, превратимся в лягушат!

Как они разговаривают? Ква-ква!

Как лягушки прыгают?

Когда они только проснулись –  медленно, нехотя.

Когда лягушки торопятся – быстро…  сильно отталкиваются, прыгают далеко вперёд (приседаем и отталкиваемся  ногами).

А вот и болото перед нами! Давайте  помочим лапки в воде: сначала  пальчиками потрогаем воду, потом  пополощем руками вправо – влево.

А теперь побрызгаем вперёд.

Сядем в воду и похлопаем руками по воде, и ногами.

Наигрались лягушки – встряхнули лапками, стряхнули воду с рук, ног.

Брр! Замёрзли! Съёжились, обняли себя лапками, погрели.

Растерли себя.

А теперь поможем согреться друг другу.(растирания в парах)

Хорошо! Помогли! Рады лягушки, прыгают  в парах, взявшись за руки, кружатся.

Уф! Устали, упали на кочки, на мягкий мох, отдыхают!

Вдруг прилетела цапля! (Цапли питаются лягушками)

Лягушки испугались, сели, обхватили  себя лапками, голову втянули, съёжились, хотят спрятаться.

Увидела цапля лягушек и хочет  поймать! Поиграем в игру “Замри”. Когда цапля повернется в вашу сторону (я скажу: “Замри!”,- вы присаживаетесь на корточки, обхватив голову руками, стараетесь не шевелиться – прячетесь. Когда цапля отвернется, я скажу: “Игра!”, - вы прыгаете, бегаете.

Устала цапля, так и не поймала  ни одного лягушонка. И улетела.

Обрадовались лягушата: “Ура!”  и 

Пошли гулять.

Что ж пора и нам в группу! Пока!


 

 “В горах”

Сегодня мы с вами отправляемся в  горы!

Комментарии

Ход занятия

Напряженно, на цыпочки, потянуться руками вверх.

Спокойная ходьба

Ходьба с подниманием колен

Ходьба с упором кистей рук в  колени 

 

Расслабленно

Ходьба гуськом 

 

Боком, приставным шагом 

 

 

 

Расслабление

Подбежали, присели, вдохнули аромат цветов.

Наклоны с ходьбой 

 

 

 

 

 

Имитация крыльев 

 

 

 

Бег с раскрытыми “крыльями”  

 

Весело, ритмично

Обхватить себя руками, дрожь

Садятся на корточки, обнимают друг друга, греются.

Махи вытянутыми руками слева направо, внизу и вверху. 

 

Дети берутся за руки, ведущий  бежит впереди, тянет за собой  “санки”

А горы какие? Высокие! Покажите - какие  высокие?

Ну что, пошли?

Сначала гора пологая и мы идем спокойно и весело.

Потом гора становится круче, и мы уже выше поднимаем ноги, чтобы  идти вперёд.

Ещё тяжелее подниматься вверх, и мы переваливаемся с ноги на ногу, ставим ноги выше и помогаем себе руками подниматься.

Смотрим вверх, хватаемся руками за камни и поднимаемся!..

Ух! Устали! Шея устала! Давайте  остановимся и отдохнём!

Расслабим шею, покачаем вправо –  влево, вперёд – назад.

И дальше – в путь!

Тропинка, по которой мы шли, стала  узкой. Чтобы не упасть, мы положим руки на плечи впереди идущему и гуськом пойдем друг за другом дальше.

А теперь дорожка стала ещё уже, с одной стороны скала, а с  другой – обрыв. Мы пойдем боком, держим друг друга за руки.

Вариант А.

Ура! Мы дошли до ровной площадки на склоне. Отдохнём!

Ложитесь на травку, расслабьте руки, ноги, потрясите ими.

Отдохнули? Давайте прогуляемся!

Ребята, смотрите, какие здесь красивые цветы растут!

А давайте нарвём цветов с собой! Сделаем дома букет и поставим в вазу!

Ребята, мы нарвали с вами большие  букеты, а как же мы будем спускаться с горы вниз?

Смотрите, к нам на помощь летят  горные птицы – орлы. У них  большие крепкие крылья. Покажите, как они ими машут?

Орлы – птицы гордые, голова приподнята, спина прямая, крыльями машут.

Сели мы на спины орлам, и они полетели вниз.

Вот мы и внизу! Спасибо, орлы! Вы нам  очень помогли! Пока!

Нам уже пора возвращаться в группу! Мы поставим цветы в большую вазу и будем любоваться ими, вспоминать наше путешествие! Пошли!

Вариант Б.

Как здесь холодно? Ветер сильный  дует. А там виднеется вход в пещеру, побежали скорей туда! Там согреемся.

Согредись? Тогда осмотрим пещеру. Смотрите, здесь растут кристаллы (вверху и внизу)! Какие они красивые, переливаются, блестят. А если их задеть, они звенят как колокольчики. Давайте поиграем на них!

Выглянем на улицу. Ветер стих и  мы можем возвращаться домой.

Ух, сколько снега намело! Как  же спускаться? Представим, что мы сидим  на санках, которые сцеплены между  собой. Держитесь крепче! Поехали!

Вот мы и внизу! Пора возвращаться в группу. До свидания!


“К морю”

Сегодня мы отправляемся с вами к  морю! Море – это огромное количество воды (кругом – вода).

Комментарии

Ход занятия

Напряженно всматриваемся, большой  круг руками.

Машем руками в лицо легко, сильнее.

Руками изображаем волны

больше, больше.

Плавно - махи руками вперед – назад. Добавляем выпады ногой.

Руки вытянуть вперед, наклоны с  приседаниями.

Бег вперёд, назад

Наклоны

Съёжились

Приседания

Лёжа на животе, имитируем плавание.(2-3 раза с расслаблением)

Расслабление

Звучит музыка, отдыхаем. 

 

Резко покрутили головой, потрясли руками, ногами.

Руки – к верху, выпрямились.

Растираем спину и руки впереди  стоящему

Имитация игры в мяч.

Спокойная ходьба.

“Неожиданная находка”.

Давайте посмотрим влево – вправо, там и там берега не видно. Вот  какое огромное море!

На море часто бывает ветерок. Как  ветерок дует? А на море от ветра  бывают волны. Покажите руками, какие  волны?

Теперь ветер дует сильнее… и  волны сильнее. Ветер сильный  – и волны большие.

Волны то нахлынут на берег, то отойдут  обратно. 

 

Смотрите, в море – дельфины! Как  здорово они ныряют! Покажите: сложим ладони перед собой и будем  изображать дельфинов! А под водой  они плавают очень быстро! Покажите!

Дельфины и нас зовут в  воду. Давайте помочим ноги в воде! Забежим в море и отбегаем от волны назад.

А теперь - искупнёмся! Вода прохладная! Чтобы постепенно привыкнуть, сначала  наклонимся, побрызгаем себе на ножки, на ручки, теперь друг на друга.

Ух! Холодно!

Присядем в воду, встанем. Привыкли к воде? Тогда давайте плавать! Ложимся и плывём. Голову держим над водой высоко, чтобы вода не попала в рот, работаем сначала ногами, руками, теперь вместе ногами и руками!

Устали! Перевернёмся на спинку, полежим. Руки и ноги – в стороны, расслабились.

Вы лежите на воде, но она вас  крепко держит, не бойтесь. Волны вас мягко качают, как-будто убаюкивают.

Ну что, накупались? Бежим на берег! Там тепло, сухо. Стряхнем водичку  с волос, с рук, с ног.

Давайте погреемся на солнышке, обсохнем. Поднимем руки, расставим в стороны, поднимем голову – пусть солнышко нас “поласкает”.

Поможем друг другу согреться! Встанем  паровозиком и разогреем друг друга!

А теперь можно и поиграть в мяч: как будто мы подбрасываем его  вверх и ловим; а теперь в парах  покидайте друг другу мяч.

Давайте прогуляемся по берегу, поищем ракушек.

Смотрите! Какая большая раковина, послушайте, как в ней шумит  волна.

Что ж, пора возвращаться. А в память о нашем путешествии вы можете взять в группу эту раковину, чтобы  она напоминала вам о море!

Возвращаемся в группу.


 

 “В поле”

Сегодня мы с вами отправляемся погулять по полю! А в поле мы повстречали  мышей…

Комментарии

Ход занятия

Быстро  

 

Медленно, легко 

 

 

 

Напряжение

Расслабление

Замирание

Медленно

Резко

Быстро, часто, со сменой направления.  

 

Прыжки

Перевороты

Спокойно, расслабленно

В одну сторону

В другую сторону

Хлопки

Притопы

Хлопки, притопы

Мышки маленькие. Лапки у мышек  маленькие, и они переставляют их быстро – быстро. Как мышки бегают?

А вот из леса медленно вышла лиса! Нос подняла кверху, ушки навострила? Крадется, мягко ступает, ни одна ветка не хрустнет под её лапами, чтобы мыши её не услышали.

Я мышки и не догадываются, что  лиса близко. Подняли головы, смотрят  в голубое небо, солнышку радуются! Подняли лапки кверху, ладошки  греют. Тянутся к солнышку, будто дотянуться до него хотят.

Погрели лапки! Опустили, расслабили, потрясли ими.

Но вдруг лиса увидела впереди  маленьких сереньких мышек! Она  сразу затаилась, замерла, пригнула голову, прогнула спинку, внимательно  смотрит на мышей.

Медленно, по нескольку шажков, то замирая, то снова двигаясь, лиса подползает к мышке.

И вдруг она сжалась в комочек  и резко бросилась за мышами.

Но мыши оказались шустрыми, разбежались  в разные стороны, чтобы лиса их не поймала. Бегают то вправо, то влево!

Устала лиса бегать за мышами, никого не поймала, и ушла обратно в лес.

Ура! Обрадовались мыши, прыгают, веселятся!

А потом упали на мягкую травку, барахтаются, переворачиваются из стороны  в сторону.

Встали мыши, взялись за руки, и  начали хоровод водить (2 – 3 раза)

Встаньте, мыши, встаньте в круг

встаньте в круг, встаньте в круг!

Ты мой друг, и я твой друг. Добрый, верный друг!

Не боимся мы лисы – 

озорные малыши!

Будем вместе мы играть, друг – друга  защищать!

Молодцы мышки, какие вы дружные, не дали друг друга в обиду.

А теперь пора возвращаться в группу, но и там помните о том, что дружба помогает избежать разных неприятностей!


 

 “Прогулка”

Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес, познакомимся с разными  животными.

Комментарии

Ход занятия

Прыжки 

Быстро, легко

Медленно, длинные, глубокие

Прыжки.

Напряженно

Расслабленно

Напряженно

Ритмичные движения кулачками

Топот

Повороты тела

Прыжки

Напряженно

Расслабленно

“Толкалки”

Потянуться 

 

Игра: “Изобразилка”.

Прыжки, бег со “взмахами” крыльев, ходьба “вперевалочку”.

Посмотрите, вот маленькие зайчата. Покажите, как они прыгают? Легко, как мячики, прыжки небольшие, ведь у зайчат маленькие ножки.

А вот и мама – зайчиха. У неё  ноги длинные, крепкие. Она прыгает  высоко, далеко. Покажите, как прыгает  зайчиха.

А вон на ветке ворона сидит. Как она кричит? Кар-кар!

Сидит, смотрит по сторонам, в одну сторону, в другую, вверх, вниз.

Устала у вороны шея, уснула она  на ветке. Голову уронила на грудь, голова болтается как на ниточке.

И вдруг наши зайчата застучали  лапками по пню, как в барабаны. Бум-бум! Как сильно зайчата стучат! Лапки напряженные, твердые как палочки.

А теперь зайчата расслабили кулачки  и громко затопали ножками.

Ворона проснулась, испугано озирается  по сторонам. Кар!!!

А теперь зайчата испугались, бросились  в разные стороны.

А что это за треск?

Да это маленькие медвежата  балуются. Легли на спинку, обхватили  колени лапами, прижали их к животу, голову подтянули к коленям и  качаются как на качелях – вперёд – назад.

Накачались! Устали! Перевернулись  на живот, положили голову на руки, лежат, отдыхают, ногами болтают!

Потом встали на 4 лапы и начали в  “Толкалки” играть: друг друга боком  толкают, переворачиваются вокруг себя, опять толкают.

Наигрались медвежата! Встали они  к дереву, подняли лапы, вытянулись, когти точат.

А тут к медвежатам зайчата прибежали: “Давайте, медведи, в игру играть!” Медвежата согласились. И мы с вами в игру поиграем. Я буду говорить, кого изображать, а вы будете показывать!

Зайцы прыгают – ворона летает – медведь идет, переваливаясь  с ноги на ногу.

А теперь возвращаемся в группу. Пока!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия художественной гимнастикой





 

 

 


Информация о работе Утренняя гимнастика как средство физического воспитания детей дошкольного возраста