Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования - выявить условия, при которых утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна.
Задачи исследования:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста;
2.Выявить педагогические условия эффективного использования утренней гимнастики в ДОУ;
3.Проанализировать опыт проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе;
4.Составить комплексы утренней гимнастики с учетом двигательного опыт детей и возрастных особенностей;
5.Определить и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий эффективного использования утренней гимнастики в экспериментальной группе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты особенностей двигательного развития детей дошкольного возраста 8
1.2. Формы и средства физического воспитания дошкольников 13
1.3. Методика проведения утренней гимнастики в детском саду 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Анализ опыта проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе 29
2.2. Условия эффективного использования утренней гимнастики как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Также был проанализирован опыт
других ДОУ, в которых используется
художественная гимнастика, которая
предусматривает
Художественная гимнастика является одним из основных средств физического воспитания женщин, ритмичности, мягкости, выразительности их движений и сегодня уже доказана ее возможность использования в ДОУ.
Лечебная гимнастика относится к лечебной физкультуре и направлена на восстановление здоровья. Она используется, например, для восстановления функций двигательного аппарата после перенесенных травм и заболеваний, исправления недостатков телосложения (различные деформации). Лечебная гимнастика направлена на улучшение состояния нервной системы и самочувствия, повышения жизненного тонуса и устранения отрицательных эмоций.
Получает распространение и опыт использования в работе с детьми по физическому воспитанию программы по ритмической гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ», разработанной Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной Гимнастика, выполняемая под музыку, позволяет увеличить двигательную нагрузку детям. Отличительная черта предлагаемой методики состоит в том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, что очень важно для занятий с детьми дошкольного возраста.
Программа «СА-ФИ-ДАНСЕ» включает такие разделы, как :
Для обучения дошкольников правильному дыханию и формированию осознанного отношения к тому, что правильное дыхание очень важно для жизнедеятельности их организма, можно предложить изучение методики дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, в которой есть много интересного. Предложенный метод выгодно отличается от известных упражнений на восстановление дыхания тем, что позволяет, прежде всего, тренировать легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани. Динамические дыхательные упражнения сопровождаются движением всего туловища и соответствуют определенным фазам дыхания.
На практике в детских садах используются отдельные упражнения из комплекса О.И Стрельниковой, направленные на тренировку диафрагмы «Кошка», «Обними плечи»). А также упражнения на восстановление работоспособности («Ладошки», «Погончики», «Насос».
Таким образом, овладение знанием методики проведения разнообразных форм проведения гимнастики и их целенаправленное и целесообразное использование поможет в решении задач физического воспитания и в укреплении здоровья дошкольников.
Анализ научно-методической литературы и материалов самостоятельно проведенного практического исследования позволили сформулировать ряд выводов:
УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
Комплекс № 1 (с гимнастической палкой)
1. «ПАЛКУ ВВЕРХ»
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках (держать ее хватом ближе к концам) — опущена вниз.
Выполнение: 1 — прямыми руками поднять палку вверх. 2 — опустить палку на плечи. 3 — прямыми руками поднять палку вверх. 4 — вернуться в и. п.
Повторить: 5 раз.
2. «НАКЛОНЫ ВПЕРЕД»
И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с палкой опущены. Выполнение: 1 — наклон вперед, палку держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать. 2 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.
3. «ПОВОРОТЫ»
И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с палкой впереди.
Выполнение: 1 — поворот в правую сторону, палку не опускать, сказать: «Вправо». 2 — вернуться в и. п. 3 — то же в левую сторону, сказать: «Влево». 4 — вернуться в и. п.
Повторить: по 3 раза в каждую сторону.
4. «ПЕРЕШАГИВАНИЕ» (рис. 43)
И. п.: стоя, ноги параллельно, руки с палкой внизу.
Выполнение: 1 — держа палку как можно ближе к концам, перешагнуть через нее (не выпуская ее из рук) правой ногой; голову не опускать. 2 — вернуться в и. п. 3 — держа палку как можно ближе к концам, перешагнуть через нее (не выпуская ее из рук) левой ногой; голову не опускать. 4 — вернуться в и. п.
Повторить: 3 раза каждой ногой.
5. «ПЕРЕПРЫГИВАНИЕ»
И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе, гимнастическая палка на полу.
Выполнение: 1 — 10 — прыжки на двух ногах через палку (прыгнуть вперед, развернуться, вновь прыгнуть вперед, развернуться).
Ходьба с махами руками (марширование).
Повторить: 3 раза.
Комплекс № 2 (с косичкой— шнуром-длиной 60-70 см)
1. «КОСИЧКУ ВВЕРХ»
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, косичку держать обеими руками за спиной внизу.
Выполнение: 1 — поднять косичку назад-вверх, голову не опускать, руки прямо, движение от плеча. 2 — вернуться в и. п.
Повторить: 5 раз.
2. «НАКЛОНЫ В СТОРОНЫ»
И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с косичкой опущены.
Выполнение: 1 — поднять прямые руки с косичкой вверх. 2 — наклон в левую сторону, руки держать над головой, локти не сгибать. 3 — выпрямиться, руки с косичкой вверху. 4 — вернуться в и. п.
То же в правую сторону.
Повторить: по 3 раза в каждую сторону.
3. «ТРЕУГОЛЬНИК» (рис. 44)
И. п.: лежа на спине, косичка в опущенных руках (на бедрах).
Выполнение: 1 — одновременно поднять прямые руки и ноги, дотронуться носками до косички (сделать «треугольник»), плечи от пола не отрывать. 2 — вернуться в и. п.
Повторить: 5 раз.
4. «ПЕРЕЛОЖИ КОСИЧКУ»
И. п.: основная стойка, косичка в правой руке, руки опущены, висят.
Выполнение: 1 — руки в стороны. 2 — соединить руки впереди, переложить косичку в левую руку. 3 — руки в стороны. 4 — вернуться в и. п.
То же другой рукой.
Повторить: 3 раза каждой рукой.
5. «ПОЛОЖИ КОСИЧКУ ДАЛЬШЕ»
И. п.: ноги шире плеч, косичка в обеих руках, внизу.
Выполнение: 1 — наклон, положить косичку как можно дальше перед собой, колени не сгибать. 2 — выпрямиться, руки опущены. 3 — наклон вперед, поднять косичку. 4 — выпрямиться.
Повторить: 3 раза.
6. «ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ КОСИЧКУ»
И. п.: основная стойка боком к косичке, косичка лежит на полу.
Выполнение: 1-8 прыжки двумя ногами боком через косичку, немного продвигаясь вперед.
Ходьба, руки на поясе.
Повторить: 3 раза.
Комплекс № 3 (с детскими гантелями)
1. «ГАНТЕЛИ ВВЕРХ»
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, гантели в опущенных руках. Выполнение: 1 — поднять гантели прямыми руками через стороны вверх. 2 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.
2. «НАКЛОНЫ ВПЕРЕД»
И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с гантелями опущены.
Выполнение: 1 — наклон вперед, гантели в прямых руках держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать. 2 — вернуться в и. п.
Повторить: 5 раз.
3. «ПОВОРОТЫ»
И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с гантелями опущены.
Выполнение: 1 — руки в стороны, поворот вправо, гантели не опускать, сказать: «Вправо». 2 — вернуться в и. п. 3 — то же в левую сторону, сказать: «Влево». 4 — вернуться в и. п.
Повторить: по 3 раза в каждую сторону.
4. «МАЯТНИК»
И. п.: стоя, ноги параллельно, гантели в руках внизу. Выполнение: 1-3 — руки в стороны, махи прямой ногой вперед-назад. 4 — вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить: по 3 раза каждой ногой.
5. «ВОКРУГ»
И. п.: ноги параллельно, руки на поясе, гантели на полу. Выполнение: 1-10 — прыжки на двух ногах вокруг гантелей. Ходьба с махами руками (марширование). Повторить: 3 раза.
Комплекс № 4
(с мячом малого диаметра- с прыгунком)
1. «ПРЫГУНОК ВВЕРХ»
И. н.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, висят, мячик в одной руке.
Выполнение: 1 — поднять прямые руки через стороны вверх, голову не опускать, приподняться на носки; переложить мячик из одной руки в другую. 2 — вернуться в и. п.
Повторить: 5 раз.
2. «ПОВОРОТЫ»
И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки перед грудью, мячик в одной руке.
Выполнение: 1 — поворот вправо, рывок в правую сторону, прямые руки развести в стороны. 2 — вернуться в и. п., переложить мячик в другую руку. 3 — то же в левую сторону. 4 — вернуться в и. п.
То же в правую сторону.
Повторить: по 3 раза в каждую сторону.
3. «ПРОКАТЫВАНИЕ» (рис. 47)
И. п.: сидя по-турецки, руки опущены, висят, правая рука на мяче, который лежит на полу.
Выполнение: 1 — наклониться вправо, провести мячом по полу как можно дальше от себя. 2 — вернуться в и. п.
Повторить: по 4 раза в каждую сторону.