Утренняя гимнастика как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить условия, при которых утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна.
Задачи исследования:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста;
2.Выявить педагогические условия эффективного использования утренней гимнастики в ДОУ;
3.Проанализировать опыт проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе;
4.Составить комплексы утренней гимнастики с учетом двигательного опыт детей и возрастных особенностей;
5.Определить и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий эффективного использования утренней гимнастики в экспериментальной группе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты особенностей двигательного развития детей дошкольного возраста 8
1.2. Формы и средства физического воспитания дошкольников 13
1.3. Методика проведения утренней гимнастики в детском саду 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Анализ опыта проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе 29
2.2. Условия эффективного использования утренней гимнастики как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Файлы: 1 файл

ВКР- утрення гимнастика.doc

— 581.50 Кб (Скачать)

Также был проанализирован опыт других ДОУ, в которых используется художественная гимнастика, которая  предусматривает совершенствование движений и имеет спортивный характер. Основные упражнения художественной гимнастики органически связаны с музыкой, помогающей овладеть высокой пластичностью, координацией и выразительностью движений. Содержание художественной гимнастики составляют строевые, общеразвивающие упражнения и некоторые основные движения, а также различные танцевальные комбинации с предметами и без предметов, проводимые под музыку.

Художественная гимнастика является одним из основных средств физического  воспитания женщин, ритмичности, мягкости, выразительности их движений и сегодня уже доказана ее возможность использования в ДОУ.

Лечебная гимнастика относится  к лечебной физкультуре и направлена на восстановление здоровья. Она используется, например, для восстановления функций двигательного аппарата после перенесенных травм и заболеваний, исправления недостатков телосложения (различные деформации). Лечебная гимнастика направлена на улучшение состояния нервной системы и самочувствия, повышения жизненного тонуса и устранения отрицательных эмоций.

Получает распространение и  опыт использования в работе с  детьми по физическому воспитанию программы по ритмической  гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ», разработанной Ж.Е.  Фирилевой  и  Е.Г. Сайкиной  Гимнастика, выполняемая под музыку, позволяет увеличить двигательную нагрузку детям. Отличительная черта предлагаемой методики состоит в том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, что очень важно для  занятий с детьми дошкольного возраста.

Программа  «СА-ФИ-ДАНСЕ» включает такие разделы, как :

  • игрогимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); игроритмика;
  • ритмическая гимнастика;
  • музыкально-подвижные игры малой интенсивности;
  • игры на внимание;
  • игротанцы (танцевальные шаги, элементы хореографии). 

 Для обучения дошкольников правильному дыханию и формированию осознанного отношения к тому, что правильное дыхание очень важно для жизнедеятельности их организма, можно предложить изучение  методики дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, в которой есть много интересного.  Предложенный метод выгодно отличается от известных упражнений на восстановление дыхания тем,  что позволяет, прежде всего, тренировать легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани. Динамические дыхательные упражнения сопровождаются движением всего туловища и соответствуют определенным фазам дыхания.

На практике в детских садах используются отдельные упражнения из комплекса О.И Стрельниковой,  направленные на тренировку диафрагмы «Кошка», «Обними плечи»). А также упражнения на восстановление  работоспособности («Ладошки», «Погончики», «Насос».

Таким образом, овладение знанием методики проведения разнообразных форм проведения гимнастики и их целенаправленное и целесообразное использование поможет в решении задач физического воспитания и в укреплении здоровья дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ научно-методической литературы и материалов самостоятельно проведенного практического исследования позволили  сформулировать ряд выводов:

  1. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.
  2. Несмотря на то, что утренняя гимнастика чрезвычайно полезна, существуют и противопоказания — как к определенным исходным положениям, так и к подбору упражнений для детей дошкольного возраста.
  3. Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, дополненный дозированной ходьбой, бегом (можно на месте), упражнениями для профилактики плоскостопия, оказывает позитивное воздействие на строение и функции растущего организма ребенка.
  4. Характерные для гимнастики методические приемы дают возможность с помощью физических упражнений оказывать преимущественное воздействие на отдельные органы и отдельные мышечные группы, а также развивать различные физические качества.
  5. Позитивное воздействие гимнастики на организм ребенка обеспечивает относительно точная дозировка физической нагрузки: разнообразные упражнения используются и назначаются в соответствии с подготовленностью занимающихся и строгим учетом их влияния на организм.
  6. В целях повышения эмоциональности занятий, воспитания эстетических чувств, усиления эффекта от воздействия упражнений при проведении гимнастики целесообразно применять музыку.
  7. Процесс обучения в гимнастике имеет общеобразовательный характер: воспитывается умение оценивать свои двигательные возможности, выяснять общие закономерности двигательной деятельности. Это осуществляется путем распределения заданий, широкого применения анализа и синтеза движений, комбинирования движений в новые двигательные действия и изучения разнообразных физических упражнений.
  8. Гимнастика располагает специфическими средствами для осуществления воспитательных задач. Она требует точного, заранее обусловленного выполнения двигательных действий, имеет регламентированный распорядок занятий, особый стиль организации процесса обучения, требующего сознательности и самостоятельности действий. Все это служит воспитанию дисциплины, внимания, способствует укреплению воли и характера.
  9. Таким образом, методы гимнастики дают возможность решать задачи общей физической подготовки, применять физические упражнения в соответствии с возрастом и подготовленностью занимающихся и успешно осуществлять оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие (Дошкольное воспитание и развитие), М.: Айрис пресс, 2005.
  2. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы "Здоровый дошкольник"// Ж. "Обруч", 1996, № 1. - С. 5-6
  3. Бабина К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду. Москва: Просвещение, 1978,
  4. Бейлин В.Р. Особенности обучения детей 5-6 летнего возраста элементам спортивной гимнастики. БрГу им. А.С. Пушкина, г. Брест // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: Материалы VII Международной научной сессии БГУФК и НИИФКиС РБ, Минск, 2004,
  5. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1990..
  6. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. - М.: ФиС, 1983. - 96 с.
  7. Вильчковский Э.С., Круцевич Т.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - В кн.: Теория и методика физического воспитания. В 2-х т./ Под ред. Т.Ю. Круцкевич, Киев: Олимпийская литература, 2003, Т.2, с. 21-76.
  8. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения, М.: Физическая культура и спорт, 198
  9. Глазырина Л. Д. ,Овсянкин В.А.. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста:Пос. для педагогов дошкольных уч.-М.:ВЛАДОС,2000.
  10. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
  11. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики. //Ж. "Дошкольное воспитание." - 1996.- №№ 6,8, 10.
  12. Дворкина, Н.И. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина, Ю.К. Чернышенко // Современные проблемы физического воспитания, валеологии и здорового образа жизни: тез. докл. 5 Северо-Кавказской рег. науч.-практ. конф. (18-21 мая 2000 г.). - Кропоткин, 2000.
  13. Доронова Т. Право на охрану здоровья//Ж "Дошкольное воспитание." - 2001, № 9. С.5-8
  14. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений//.М, 1999г. С- 170, 99, 2-12.
  15. Здоровый дошкольник (учебно-методическое пособие) СПб., 2000.
  16. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88.
  17. Змановский Ю.Ф. Роль комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников в подготовке их обучения в школе // Роль физического воспитания к обучению в школе.. СБ. Науч. тр. / НИИ общей педагогики -Москва., 1980.-С. 3-13.
  18. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород, 1992.
  19. Каданцева Г.А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников.-М.: Просвещение, 1994
  20. Карманова Л.В., Шербо В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада: Метод. пособие. – Мн.: Полымя, 1987. – 264 с.
  21. Кинеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.
  22. Кистяковская М.Ю. Значение двигательной деятельности // Дошкольное воспитание . - 1980. - № 12. - С, 33-36
  23. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
  24. Лайзане С .Я Физическая культура для малышей. М.: Просвещение, 1978. 60с
  25. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду, М.: Просвещение, 1981.
  26. Осокина Т.Н., Тимофеева Е.А. Гимнастика в детском саду, М.: Просвещение, 1969 .
  27. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет: Пос. для педагогов дошк.учреждений.-М.:ВЛАДОС, 2001.
  28. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  29. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. -
  30. Рышняк Э.Б. Применение средств физического воспитания с элементами аэробики в учебном процессе с детьми 6-7 летнего возраста // §tiinta culturii fizice, № 3, Chisinau, 2006.
  31. Сочеванова Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 – 4 лет: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  32. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного воз¬раста. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с.
  33. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. (Пособие для воспитателя подготовит. к школе группы). 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984.
  34. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  35. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Практикум для сред. пед. уч. зав./Шебеко В.Н.,Ермак Н.Н.,Шишкина В.А.-3-е изд., исправ. .-М.:Академия,1999
  36. Шебеко В.Н., Ермак Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельностидоребенока:Кн. для воспитателей дет. сада.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2001.
  37. Шестопалов С.В. Физические упражнения.-Ростов н/Д:Проф-Пресс, 2001.-192с.:ил.-(Будьте здоровы).
  38. Шитикова Г.Ф. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста, В кн.: Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю,Ф. Курамшина, М.: Советский спорт, 2003.
  39. http://fkvot.infosport.ru/1996N1/p5-10.htm 
    Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. - 1996. - № 1.
  40. http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N3/p54-58.htm  
    Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 1999. -  
    № 3. - С. 54-58.
  41. http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N3/p54-58.htm  
    Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 1999. -  
    № 3.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Комплекс № 1 (с гимнастической палкой)

1.   «ПАЛКУ ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках (держать ее хватом ближе к концам) — опущена вниз.

Выполнение: 1 — прямыми руками поднять палку вверх. 2 — опустить палку на плечи. 3 — прямыми руками поднять палку вверх. 4 — вернуться  в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ ВПЕРЕД»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с палкой опущены. Выполнение: 1 — наклон вперед, палку держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать. 2 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

3.   «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с палкой впереди.

Выполнение: 1 — поворот в правую сторону, палку не опускать, сказать: «Вправо». 2 — вернуться в и. п. 3 — то же в левую сторону, сказать: «Влево». 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

4.   «ПЕРЕШАГИВАНИЕ»   (рис. 43)

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки с палкой внизу.

Выполнение: 1 — держа палку как  можно ближе к концам, перешагнуть  через нее (не выпуская ее из рук) правой ногой; голову не опускать. 2 — вернуться  в и. п. 3 — держа палку как  можно ближе к концам, перешагнуть  через нее (не выпуская ее из рук) левой ногой; голову не опускать. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза каждой ногой.

5.   «ПЕРЕПРЫГИВАНИЕ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе, гимнастическая палка на полу.

Выполнение: 1 — 10 — прыжки на двух ногах через палку (прыгнуть вперед, развернуться, вновь прыгнуть вперед, развернуться).

Ходьба с махами руками (марширование).

Повторить: 3 раза.

 

Комплекс № 2 (с косичкой— шнуром-длиной 60-70 см)

1.   «КОСИЧКУ  ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, косичку  держать обеими руками за спиной внизу.

Выполнение: 1 — поднять косичку  назад-вверх, голову не опускать, руки прямо, движение от плеча. 2 — вернуться  в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ  В СТОРОНЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с косичкой опущены.

Выполнение: 1 — поднять прямые руки с косичкой вверх. 2 — наклон в левую сторону, руки держать над головой, локти не сгибать. 3 — выпрямиться, руки с косичкой вверху. 4 — вернуться в и. п.

То же в правую сторону.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

3.   «ТРЕУГОЛЬНИК»  (рис. 44)

И. п.: лежа на спине, косичка в опущенных  руках (на бедрах).

Выполнение: 1 — одновременно поднять  прямые руки и ноги, дотронуться  носками до косички (сделать «треугольник»), плечи от пола не отрывать. 2 — вернуться  в и. п.

Повторить: 5 раз.

4.   «ПЕРЕЛОЖИ  КОСИЧКУ»

И. п.: основная стойка, косичка в  правой руке, руки опущены, висят.

Выполнение: 1 — руки в стороны. 2 — соединить руки впереди, переложить косичку в левую руку. 3 — руки в стороны. 4 — вернуться в и. п.

То же другой рукой.

Повторить: 3 раза каждой рукой.

5.   «ПОЛОЖИ  КОСИЧКУ ДАЛЬШЕ»

И. п.: ноги шире плеч, косичка в обеих  руках, внизу.

Выполнение: 1 — наклон, положить косичку  как можно дальше перед собой, колени не сгибать. 2 — выпрямиться, руки опущены. 3 — наклон вперед, поднять косичку. 4 — выпрямиться.

Повторить: 3 раза.

6.   «ПРЫЖКИ  ЧЕРЕЗ КОСИЧКУ»

И. п.: основная стойка боком к косичке, косичка лежит на полу.

Выполнение: 1-8 прыжки двумя ногами боком через косичку, немного продвигаясь вперед.

Ходьба, руки на поясе.

Повторить: 3 раза.

Комплекс № 3 (с детскими гантелями)

1.   «ГАНТЕЛИ  ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, гантели  в опущенных руках. Выполнение: 1 — поднять гантели прямыми  руками через стороны вверх. 2 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ  ВПЕРЕД»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с гантелями  опущены.

Выполнение: 1 — наклон вперед, гантели в прямых руках держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

3.   «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с гантелями  опущены.

Выполнение: 1 — руки в стороны, поворот вправо, гантели не опускать, сказать: «Вправо». 2 — вернуться в и. п. 3 — то же в левую сторону, сказать: «Влево». 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

4.   «МАЯТНИК»

И. п.: стоя, ноги параллельно, гантели  в руках внизу. Выполнение: 1-3 —  руки в стороны, махи прямой ногой вперед-назад. 4 — вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить: по 3 раза каждой ногой.

5.   «ВОКРУГ»

И. п.: ноги параллельно, руки на поясе, гантели на полу. Выполнение: 1-10 —  прыжки на двух ногах вокруг гантелей. Ходьба с махами руками (марширование). Повторить: 3 раза.

Комплекс № 4

(с мячом малого диаметра- с  прыгунком)

1.   «ПРЫГУНОК  ВВЕРХ»

И. н.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, висят, мячик в одной руке.

Выполнение: 1 — поднять прямые руки через стороны вверх, голову не опускать, приподняться на носки; переложить мячик из одной руки в другую. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки перед  грудью, мячик в одной руке.

Выполнение: 1 — поворот вправо, рывок в правую сторону, прямые руки развести в стороны. 2 — вернуться в и. п., переложить мячик в другую руку. 3 — то же в левую сторону. 4 — вернуться в и. п.

То же в правую сторону.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

3.   «ПРОКАТЫВАНИЕ»   (рис. 47)

И. п.: сидя по-турецки, руки опущены, висят, правая рука на мяче, который лежит на полу.

Выполнение: 1 — наклониться вправо, провести мячом по полу как можно  дальше от себя. 2 — вернуться в  и. п.

Повторить: по 4 раза в каждую сторону.

Информация о работе Утренняя гимнастика как средство физического воспитания детей дошкольного возраста