Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования - выявить условия, при которых утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна.
Задачи исследования:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста;
2.Выявить педагогические условия эффективного использования утренней гимнастики в ДОУ;
3.Проанализировать опыт проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе;
4.Составить комплексы утренней гимнастики с учетом двигательного опыт детей и возрастных особенностей;
5.Определить и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий эффективного использования утренней гимнастики в экспериментальной группе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты особенностей двигательного развития детей дошкольного возраста 8
1.2. Формы и средства физического воспитания дошкольников 13
1.3. Методика проведения утренней гимнастики в детском саду 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Анализ опыта проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе 29
2.2. Условия эффективного использования утренней гимнастики как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
В заключительной части утренней гимнастики проводилась ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания.
В утреннюю гимнастику включались и
элементы здоровьесберегающих
Ниже мы приводим примеры новых технологий, которые были апробированы в образовательном процессе ДОУ.
а) Дыхательные упражнения
б) Гимнастика для ног «Медведь»
Ой-ее-ее-ечки! Спал медведь на коечке. |
Поднимаются то на носки, то на пятки. |
Свесились с кроватки |
Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь. |
Две босые пятки. Две босые, две смешные. |
Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу. |
Ой, смешные пятки! Увидала Мышка, Мышка-шалунишка, |
Переминаются с ноги на ногу. |
Влезла на кроватку, Хвать его за пятку! (Н.Пикулева) |
Делают выпад ногой вперед, затем меняют ногу. |
Дети выполняют движения, соответствующие тексту:
г) Пальчиковая игра «Рисунок» (М.Ю. Картушина)
Киса кисточку взяла. |
Поднимают к плечу согнутую в локте руку. |
Что рисует нам она? |
«Рисуют», поднимая и опуская руку. |
Это дом с высокой крышей. |
Соединяют руки над головой, показывая «крышу». |
На крыльцо котенок вышел. |
Вытягивают ладони перед собой. |
Побежит он по дорожке к полосатой маме-кошке. |
«Пробегают» пальчиками по бедрам. |
Вот зеленая трава. |
Шевелят пальцами. |
Вот скамейка у пруда. |
Кладут ладони друг на друга («скамейка»). |
В небе круглая луна. |
Поднимают руки вверх, соединив указательные и большие пальцы («луна»). |
Видно Кисе спать пора. |
Кладут ладошки под щечку. |
Упражнение для профилактики плоскостопия «Был у зайки огород»
Был у зайки огород, Ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, Ну, а летом в прятки. |
Перекаты с носка на пятку, стоя на месте. |
А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала все вскопает, А потом все разровняет Семена посеет ловко И пойдет сажать морковку. |
Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на одной линии носками внутрь. Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы носками наружу |
Ямка – семя, ямка – семя, |
Приседают |
И глядишь на грядке вновь Вырастут горох, морковь. А как осень подойдет, Урожай свой соберет. |
Переминаются с ноги на ногу. |
Ловко с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик |
На левой руке все пальцы широко раздвинуты. На правой руке все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. |
Вниз скатился, повернулся И опять назад вернулся. Снова с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик! |
Указательный палец ритмично «прыгает» по пальцам левой руки вверх и вниз. |
Тили – тили – тили – бом! Сбил сосну Зайчишка лбом! |
Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе. |
Жалко мне Зайчишку, Носит Зайка шишку. |
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам. |
Поскорее сбегай в лес, Сделай Заиньке компресс. |
Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом. |
Зарядка вырабатывала у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.
Созданию хорошего настроения и положительных эмоций, снижению психоэмоционального напряжения способствовала музыка. В нашей работе использовалось при возможности как музыкальное сопровождение музыкального работника, так и аудиозаписи.
Для того чтобы во время утренней гимнастики дети действительно получили заряд бодрости, осуществлялась регуляция темпа ее проведения и выполнения каждого упражнения.
Учитывая физиологические
Особое внимание уделяли выполнению упражнений из разных исходных положений, учитывая, что они влияют на правильность выполнения движений и общую устойчивость тела.
Основные исходные положения в утренней гимнастике - стоя и сидя.
Исходные положения для ног
Основная стойка - пятки поставлены вместе, а носки слегка разведены - употребляется при упражнениях для мышц верхних и нижних конечностей (рис. 1). Если в младшей группе дети выполняют чаще всего упражнения из положения расставив ноги на ширину ступни, то в старшей группе следили за тем, чтобы дети правильно занимали такие исходные положения, как: ноги на шире плеч.
Стойка, при которой ноги расставлены на ширину плеч, ступни ног ставятся параллельно друг другу. Такая стойка обеспечивает наибольшую устойчивость и правильное распределение давления массы тела на конечности, способствует предупреждению плоскостопия. Взрослый, показывая эту стойку, расставляет ноги уже своих плеч, т.к. в ином случае дети, подражая, ставят ноги слишком широко. Эта стойка используется при упражнениях для туловища во всех группах (рис. 2).
Исходные положения для рук
(Расположены в порядке
1. Руки свободно опущены
2. Руки за спину - руки свободно
лежат за спиной, кисть одной
руки держит кисть другой. Не
рекомендуется обхватывать
3. Руки на поясе (а не на бедре) - обе руки, согнутые в локтях, находятся на поясе, четыре пальца, прижатые один к другому, направлены вперед, а большой палец — назад, лопатки сближены (рис. 5).
4. Руки, согнутые в локтях, отведены назад- обе руки, согнутые в локтях, отведены назад так, чтобы предплечья располагались горизонтально. Пальцы сжаты в кулаки, ладони обращены друг к другу (вовнутрь) или вниз (к полу). Плечи отведены назад, лопатки сомкнуты (рис. 6).
5. Выпрямленные руки отведены назад и находятся на расстоянии немного уже плеч. Пальцы прижаты друг к другу (могут быть сжаты в кулаки), ладони обращены друг к другу, лопатки сомкнуты (рис. 7).
6.Руки перед грудью — руки согнуты в локтях, кисти находятся перед грудью, немного ниже плеч, локти — на высоте плеч и отведены назад, лопатки сомкнуты, пальцы сжаты в кулаки или вытянуты, ладони обращены вниз (рис. 8).
7. Руки в стороны — руки подняты в стороны на высоту плеч и отведены назад. Ладони обращены вниз, вперед или вверх (рис. 9).
8. Руки вверх — руки вытянуты вверх шире плеч, ладони обращены друг к другу (вовнутрь) или вперед (рис. 10).
При выполнении упражнений следили
и за дыханием детей, ведь, как известно,
оно заключается в
Для того, чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например, при беге, прыжках. Для этого включали в утреннюю гимнастику подвижные игры с бегом. При этом детям напоминали, что дышать необходимо через нос. При дыхании через нос воздух, проходя через узкие каналы носа, согревается, очищается от пыли, благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие теплым и чистым.
Переход с дыхания через нос на дыхание через рот, особенно во время бега, является для взрослого сигналом, что ребенок получил достаточную физическую нагрузку, и ее надо снизить, т.е. перейти с бега на ходьбу.
Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения. Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические упражнения сопровождались звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т.е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворотом туловища в одну сторону, а вдох - с поворотом или наклоном в другую, или с моментом выпрямления, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.
Чтобы научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировали работу дыхательных мышц путем включения упражнений, которые проводились в двух темпах - медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для повышения активности детей. При медленном темпе выдох делали со звуками: «тсс», «шш» «пф», или сопровождался словом «вниз». При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: «вперед», «вправо», «ух» или считать: «раз», «два».
В имитационных упражнениях образ иногда подсказывает определенный темп движения - например, «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, с продолжительным выдохом.
Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. При этом учитывали, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания. Движения с участием большого количества групп мышц выполнялись в более медленном темпе, чем движения для верхних и нижних конечностей.
Использование на утренней гимнастике неторопливого и достаточно длительного бега (в соответствии с возрастом) развивало выносливость, приучало детей рассчитывать свои силы, воспитывало выдержку и самоконтроль.
Особый интерес у детей
На завершающем этапе
Используя материалы теоретического анализа литературы, воспитателям была предоставлена информация о разнообразных формах и методах проведения гимнастики в детском саду.
Интерес вызвала информация о проведении акробатики, которая имеет общую задачу со спортивной гимнастикой, она развивает силу, ловкость, гибкость, воспитывает умение совершенного владения своим телом.
В содержание акробатики входят динамические упражнения (перекаты, перевороты, сальто и т. п.) и статические (стойки, мосты, шпагаты и т. п.).