Утренняя гимнастика как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить условия, при которых утренняя гимнастика как средство физического воспитания будет эффективна.
Задачи исследования:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста;
2.Выявить педагогические условия эффективного использования утренней гимнастики в ДОУ;
3.Проанализировать опыт проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе;
4.Составить комплексы утренней гимнастики с учетом двигательного опыт детей и возрастных особенностей;
5.Определить и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий эффективного использования утренней гимнастики в экспериментальной группе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Теоретические аспекты особенностей двигательного развития детей дошкольного возраста 8
1.2. Формы и средства физического воспитания дошкольников 13
1.3. Методика проведения утренней гимнастики в детском саду 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Анализ опыта проведения утренней гимнастики в экспериментальной группе 29
2.2. Условия эффективного использования утренней гимнастики как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Файлы: 1 файл

ВКР- утрення гимнастика.doc

— 581.50 Кб (Скачать)

В комплекс  включаются упражнения на различные группы мышц. Для создания музыкально-двигательного образа основные упражнения дополняются характерными движениями.

В рамках оздоровительной методики музыкально-ритмической дыхательной гимнастики проблема снижения заболеваемости решается под воздействием ряда взаимосвязанных компонентов, где один из основных - компонент Дыхание.

Компонент Дыхание включает в себя короткие ритмичные вдохи носом (парадоксальное дыхание по методу А.Н. Стрельниковой) в активной фазе выполнения движений в момент максимального сжатия грудной клетки. Парадоксальные вдохи/движения направлены на развитие функциональных возможностей организма, выражающихся повышением резервов дыхательной системы, укреплением дыхательной мускулатуры, нормализацией психо-эмоционального состояния.

Музыка является структурной основой  комплекса и соответствует рекомендациям  А.Н. Стрельниковой по регламентации  вдохов/движений. Для простоты восприятия музыки и выполнения упражнений комплекса подбираются музыкальные произведения размером 2/4 и 4/4 по мотивам  детских песен и мелодий.

Воздействие каждого компонента качественно  преобразовывается при взаимодействии его с другими составляющими, что является отражением интеграционной сущности разработанной методики.

Таким образом, ключевым является метод  согласованного выполнения двигательных действий и произвольного дыхания  с музыкальным сопровождением.

Формами организации  занятий музыкально-ритмической  дыхательной гимнастикой определены: основные - утренняя гимнастика и занятия после дневного сна; дополнительные - основное физкультурное занятие, физкультпаузы и физкультминутки, публичные выступления, самостоятельная деятельность.

Таким образом, методы гимнастики дают возможность решать задачи общей физической подготовки, применять физические упражнения в соответствии с возрастом и подготовленностью занимающегося контингента, а также успешно осуществлять оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи физического воспитания .

1.3. Методика  проведения утренней гимнастики в детском саду

 

Утренняя гигиеническая гимнастика - зарядка - одна из наиболее 
распространенных форм применения физкультуры. Анализ работ З.И. Ермаковой, Н.Н. Ермак, Т.И.Осокиной, Е.А. Тимофеевой, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкиной и других позволил сделать вывод о том, что утренняя гимнастика позволяет обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений [14,17,27,36]. .

Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

Для детей подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и  не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями для развитии больших мышечных групп.

Используются упражнения неимитационные и имитационные (образные), в которых дети как бы повторяют движения животных, птиц, машин. Они интересны дошкольникам и вызывают у них эмоциональный подъем.

Утреннюю гимнастику следует разнообразить  упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.

Комплексы утренней гимнастики для  детей трех — пяти лет состоят  из 4—6 упражнений, для детей шести-семи лет—из 6—8 упражнений. Младшие дошкольники повторяют их 4—6 раз (прыжки — 8—12 раз), а старшие— 8—10 раз (прыжки 18—24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех-четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища),- 6 раз [7].

Для проведения утренней гимнастики необходимы соответствующие условия. Выполнять ее лучше в хорошо проветренном помещении, летом — при открытых окнах или на балконе, на улице.

Утреннюю гимнастику начинают с  кратковременной энергичной ходьбы. Во время ходьбы следят, чтобы ребенок  держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный  мах руками. Ходьбу целесообразно  сопровождать счетом - «раз, два, три, четыре» или ударами в бубен (барабан). Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении.

Во время ходьбы и бега взрослый становится впереди и выполняет  все движения вместе с малышом. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых.

Во время показа используют «зеркальный» способ. При этом взрослый становится лицом к ребенку, направление его движений определяет направление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо [7].

Дошкольникам трех-четырех лет  не рекомендуется часто давать стойку ноги врозь, так как это отрицательно сказывается на формировании свода стопы (может привести к ее уплощению). Наилучшей будет стойка с параллельными ступнями (на ширине 4-5 см), тогда ее свод испытывает наименьшее давление.

Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины), затем с большей нагрузкой (для укрепления мышц ног и туловища - сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и последними - для мышц ног (приседания или прыжки).

Заканчивают гимнастику кратковременным  бегом в среднем темпе, который  сменяется медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание с движением рук (например, поднять руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние.

Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.

Комплексы утренней гимнастики меняют через две недели, однако этот срок может колебаться в зависимости  от их усвоения и интереса детей. Если ребенок выполняет упражнение четко  и интерес к нему уменьшается, его заменяют более сложным.

При повторении упражнения можно вносить  некоторые изменения: усложнять  выполнение или изменять исходные положения  туловища, рук и ног. Например, наклоны  туловища вперед дети трех-четырех  лет выполняют, касаясь пальцами колен, а старшие - носков ног. Также следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам - более резких и четких.

Утреннюю гимнастику желательно выполнять  под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.

Если ребенок перенес какое-нибудь респираторное, инфекционное заболевание, ему временно могут быть противопоказаны физические упражнения. В этом случае следует проконсультироваться у врача в отношении возможности выполнения ребенком комплекса утренней гимнастики [1,34,35].

Особенностью развития детей дошкольного  возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования. Поэтому перед взрослым, занимающимся воспитанием ребенка, стоит важная задача - укрепление организма малыша и своевременное развитие движений. Решению этой задачи способствуют специально подобранные физические упражнения, которые основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Отличием физических упражнений от трудовых действий является то, что:

•      упражнения  направлены на развитие определенной  группы мышц и выполняются в строгой последовательности;

•      в основе упражнений лежит регулирование нагрузки - длительность и интенсивность занятий.

Систематически тренируя крупные  группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные  условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11-13 лет.

Упражнения, укрепляющие диафрагму  - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса, развивают возможность дышать глубже. Для организма ребенка это имеет особое значение:

•      окислительные процессы в тканях у ребенка проходят интенсивнее, чем у взрослого, поэтому тканям необходимо больше кислорода;

•      у ребенка значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей.

Потребность в кислороде велика, а маленький ребенок даже при  незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать его с характером движения.

Ритмичность упражнений формирует  навыки рационального дыхания:

•      умение регулировать силу и длительность вдоха и выдоха,

•      способность сочетать ритм и частоту дыхания с движением.

 В процессе выполнения общеразвивающих  упражнений развиваются быстрота  реакции, координация, умение  распределять внимание. Ребенок  учится осознанно выполнять определенные  движения, повторять действия за  взрослым в нужной последовательности. Красивая, правильная осанка способствует повышению усидчивости, помогает выдерживать школьные нагрузки.

В процессе обучения движениям у  детей совершенствуются умения ориентироваться  в пространстве, выполнять упражнения точно и четко, в заданном ритме, темпе. При проведении утренней гимнастики в детском коллективе ребят обучают и построению в пары, колонну, шеренгу, звенья и т.д. Это также развивает способность ориентироваться в пространстве, умение согласовывать коллективные действия. Необходимый уровень развития двигательных качеств позволяет ребенку использовать двигательные навыки и умения в повседневной жизни, в быту и игре.

Комплекс общеразвивающих упражнений, дополненный дозированной ходьбой, бегом (можно на месте), упражнениями для профилактики плоскостопия, - это и есть хорошо всем знакомая утренняя гимнастика.

Для утренней гимнастики подбираются  упражнения, доступные детям, соответствующие  строению и функциям опорно-двигательного  аппарата дошкольников. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребенка, он не может хорошо его выполнить.

Утреннюю гимнастику полезно проводить  на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха - это способствует лучшему снабжению организма кислородом. Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах - удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем  как выполнять зарядку в соответствующем  темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Если комплекс хорошо знаком ребенку, то можно выполнять его под музыку.

В домашних условиях можно также  приучать ребенка двигаться в  заданном направлении, останавливаться  в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковер или зрительные ориентиры — кубики, длинную веревку или стулья, кегли и т.д.

Детям дошкольного возраста рекомендуется  отрабатывать повороты направо, налево, кругом, вполоборота направо, вполоборота налево. Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения неутомительны, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук.

Эти упражнения:

•      способствуют выпрямлению позвоночника;

•      укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

•      формируют правильную осанку.

Чтобы дыхание было свободным, детей  приучают как следует выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.

Вторая группа упражнений предназначается  для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. При выполнении этих упражнений нужно четко соблюдать правильное исходное положение: если ребенок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.     

       При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

Информация о работе Утренняя гимнастика как средство физического воспитания детей дошкольного возраста